Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ





Глава 9.

 

1. Предпосылки образования в России системы сертифика­ции.

2. Нормативное правовое обеспечение подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

3. Система сертификации продукции в области пожарной безопасности.

4. Организация и осуществление контроля за соответствием
продукции требованиям пожарной безопасности.

 

1. Предпосылки образования в России системы серти­фикации

 

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом воз­можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Об­щепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Вопросы, решаемые сертификацией продукции и услуг, позволяют защитить жизненно важные интересы личности, общества и государ­ства практически во всех сферах жизнедеятельности.

В России на качество производимой продукции внимание обраща­лось давно. Однако аттестация качества промышленной продукции впервые была введена в СССР лишь в 1967 г. Госстандартом СССР в 1971 г. была утверждена единая система аттестации промышленной продукции, объединившая все три уровня аттестации — государствен­ный, отраслевой и заводской.



В 1982 г. СССР стал участником между­народных систем сертификации. В те годы в стране была принята дву­хуровневая аттестация продукции, включающая первую и высшую категории качества. При этом продукция высшей категории отмеча­лась государственным Знаком качества. С 1986 по 1990 г. в СССР су­ществовала государственная приемка продукции. Однако подлинное значение сертификации было определено лишь в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Реформы, проводимые в России в процессе перестройки, не обо­шли и вопросы качества продукции. Действовавшая в стране система Государственных стандартов продукции была серьезно ослаблена вве­дением возможности выпуска продукции по техническим условиям (ТУ), разрабатываемым самим производителем с учетом своих возможнос­тей и, разумеется, со значительным снижением требований к качеству



Одним из важных шагов в этом направлении на правовом уровне было принятие Федерального закона «О пожарной безопасности» ста­тьей 33 которого предусматривалось введение обязательной сертифи­кации средств обеспечения пожарной безопасности и пожароопасной продукции и определен статус сертификата пожарной безопасности[21].

В целях предотвращения появления на рынке пожароопасной про­дукции, содействия потребителям в компетентном выборе продукции и их защите от недобросовестности изготовителей, а также подтвержде­ния показателей качества продукции была создана Система сертифи­кации продукции в области пожарной безопасности (далее — ССПБ).

Она является составной частью Системы контроля качества в стра­не и признана изготовителями и потребителями продукции.

 

2. Нормативное правовое обеспечение подтверждения соответствия продукции установленным требованиям

 

Подтверждение соответствия продукции установленным требова­ниям организуется и проводится в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополиза­цию и недобросовестную конкуренцию.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защи­те прав потребителей» (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 №2-ФЗ, от 17.12.1999 №212-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ) регулирует от­ношения, возникающие между потребителями и изготовителями, ис­полнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвеще­ние, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.



В целях обеспечения безопасности товаров введена обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соот­ветствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандар­тов.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и ути­лизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвра­щение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязатель­ными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность то­вара (работы) в течение установленного срока службы или срока год­ности товара (работы).

Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке, в частности стандартами, установлены обязательные требова­ния, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребите­ля, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуще­ству потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, пре­дусмотренном законом и иными правовыми актами. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответ­ствия указанным требованиям, утверждаются Правительством Россий­ской Федерации.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание ус­луги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информа­ции об обязательном подтверждении его соответствия требованиям нормативных документов.

федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в действие с 1 июля 2003 г., регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хра­нения, перевозки, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению ра­бот или оказанию услуг;

оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также устанавливает права и обя­занности участников регулируемых отношений.

Законодательством о техническом регулировании установлено, что оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюде­ния требований, предъявляемых к объекту.

Формами оценки соответствия являются: государственный контроль (надзор); аккредитация; испытания; регистрация; подтверждение соот­ветствия; приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство кото­рого закончено; иные.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение со­ответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выпол­нения работ или оказания услуг требованиям технических регламен­тов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федера­ции может носить добровольный или обязательный характер. Формы подтверждения соответствия приведены на рис. 4.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в фор­ме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в фор­мах: принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия); обязательной сертификации.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертифика­ции подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участниками и правил функционирования систе­мы сертификации в целом.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных тре­бований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установ­ления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и право­вое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент — документ, который принят международ­ным договором Российской Федерации, ратифицированным в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации, или фе­деральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и уста­навливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе здани­ям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Основными нормативными документами, устанавливающими обя­зательные требования к продукции, процессам производства и другим объектам технического регулирования, становятся технические регла­менты. Они в значительной степени являются аналогами европейских директив, введенных в экономическую практику Евросоюза Глобаль­ным и Новым подходами.

Технические регламенты должны устанавливать с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования безо­пасности.

В Российской Федерации действуют общие и специальные техни­ческие регламенты.

Обязательные требования к отдельным видам продукции, процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих техничес­ких регламентов и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для при­менения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Требованиями специального технического регламента учитывают­ся технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требо­вания к продукции, процессам производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения яв­ляются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей террито­рии Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, мар­кировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обя­зательный характер.

Законодательством о техническом регулировании установлено, что технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня его вступления в силу и до вступления в силу технических регла­ментов действующие нормативные требования к объектам техническо­го регулирования подлежат обязательному исполнению только в целях защиты безопасности граждан, сохранности имущества, охраны окру­жающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции.

Поскольку в Федеральном законе «О техническом регулировании» прямая норма в отношении нормативных и организационно-методи­ческих документов, устанавливающих процедуры обязательного под­тверждения соответствия в переходный период, отсутствует, то Гос­стандарт России признал целесообразным распространить норму пункта 1 статьи 46 и на процедуры обязательного подтверждения соответ­ствия установленным требованиям, которые не противоречат целям, изложенным в этом пункте, что дало возможность зарегистрирован­ным системам сертификации отдельных видов продукции продолжить свою деятельность по подтверждению соответствия до введения техни­ческих регламентов [6].

Сертификация является распространенной формой подтверждения соответствия и охватывает более 75% наименований производимой в стра­не продукции, но с введением в действие технических регламентов, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, будут отнесены толь­ко те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Пере­чень распространяется и на импортную продукцию, о чем проинформиро­ваны по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.