Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов
Деятельность органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов регламентируется «Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» [7].
Государственные инспекторы по пожарному надзору принимают участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы по пожарному надзору, наделенные необходимыми полномочиями.
Основанием для назначения государственного инспектора по пожарному надзору в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о его назначении в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.
К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы по пожарному надзору, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.
Замена государственного инспектора по пожарному надзору, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.
Государственный инспектор по пожарному надзору при работе в составе комиссии:
проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем) при этом акты приемки в эксплуатацию отдельных систем им не подписываются;
проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;
анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве,
содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;
проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.
Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором по пожарному надзору, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).
При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор по пожарному надзору письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором по пожарному надзору, который является членом комиссии.
Разногласия между государственным инспектором по пожарному надзору, принимающим участие в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в установленном порядке.
В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора по пожарному надзору, участвовавшего в работе комиссии, он должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.
По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор по пожарному надзору составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии. В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов. Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН. Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора) [12].
Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.
В целях повышения эффективности предупреждения и тушения пожаров на особо сложных и наиболее пожароопасных объектах, руководством МЧС России была организована работа по распределению полномочий между должностными лицами органов ГПН различного уровня на разных этапах градостроительной деятельности [9].
Основными критериями отнесения объектов к уровням компетенции явились:
степень государственной и экономической важности;
сметная стоимость строительства;
количество одновременного пребывания людей
сложность и уникальность планировки помещений, технологического процесса и др.
Проведение мероприятий по контролю на всех стадиях проектирования и строительства этих объектов возложено на территориальные органы ГПН.
6.6. Осуществление ГПН за проектированием и строительством объектов при реализации законодательства о градостроительной деятельности
С вступлением в силу соответствующих положений Градостроительного кодекса Российской Федерации [2], а также принятием нормативных правовых актов в развитие кодекса, вносятся определенные изменения в порядок проведения мероприятий по контролю при проектировании и строительстве.
В состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «Противопожарные мероприятия».
С 1 января 2006 г. государственной экспертизе, в том числе, и оценке соответствия требованиям пожарной безопасности подлежит проектная документация, разрабатываемая для большинства объектов, зданий и сооружений, за исключением тех, которые определены частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса:
- отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3-х, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилые дома с количеством этажей не более 3-х, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирные дома с количеством этажей не более 3-х, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает 4-х, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2-х, общая площадь которых составляет не более 1500 м2 и не предназначенные для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2-х, общая площадь которых составляет не более 1500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
Формой участия органов ГПН в приемке законченного строительством (реконструкцией) объекта будет выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, которое должно прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
С 1 января 2007 года контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства будет проводиться органами государственного строительного надзора. Осуществление иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора, не допускается.
Законодательством о градостроительной деятельности установлено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме выше указанных, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
На новостройках ГПН будет осуществляться только на стадии выбора площадок (трасс) для строительства и выдаче заключений на завершенные строительством объекты.
Основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для его постановки на государственный учет, и содержать сведения об объекте капитального строительства или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература
1. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 02.02.2006).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 29.06.2004).
4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 09.05.2005).
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (ред. от 31.12.2005).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (ред. от 19.10.2005).
7. Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (ред. от 26.04.2005).
8. Указание МЧС России от 13 апреля 2005 г. № 43-937-19 «О распределении полномочий между должностными лицами органов государственного пожарного надзора различного уровня».
9. Роев Э.Д. Предупреждение пожаров на новостройках. - М.: Стройиздат, 1987.
10. Ройтман М.Я. Противопожарное нормирование в строительстве. - М.: Стройиздат, 1985.
11. Пожарная профилактика в строительстве: Учебник / Б.В.Грушевский, А.И.Яковлев, И.Н.Кривошеев и др. Под ред. В.Ф.Кудаленкина. - М: ВИПТШ МВД СССР, 1985.
12. Фомин А.В., Уткин Н.И., Пономаренко Д.А. Государственный пожарный надзор: Учебно-методическое пособие. — СПб.: СПбИГПС МЧС России, 2004.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|