Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 5. МИФОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


ты этого мышления конкретны, связаны с ощущениями, с чувст­венными свойствами предметов, но могут выступить и в качестве посредников между образами и понятиями, в качестве знаков, преодолевающих противоположность чувственного и рациональ­ного. Мифологическая логика достигает результата окольными путями, с помощью материалов, аля этого специально не предна­значенных. Эту процедуру ученый называет бриколажем (фр. bricoler — играть рикошетом от борта, прибегать к уверткам, действовать окольными путями). Выделяются многочисленные бинарные оппозиции: высокий — низкий, левый — правый, теп­лый — холодный, сухой — влажный, твердый — мягкий, стабиль­ный — нестабильный, пустой — полный, содержащее — содер­жимое, гнилой — свежий, сырой — вареный, растительное животное, природа — культура. Бинарные оппозиции содержатся и в сакральных текстах, например, ветхозаветное разделение жи­вотных на «чистых» и «нечистых».

Противоречия «разрешаются», а точнее, ускользают путем медиации, прогрессивного посредничества: например, фундамен­тальная противоположность жизни и смерти заменяется менее резким противостоянием растительного и животного царства, эта — еще менее острой оппозицией травоядных и плотоядных, а последняя преодолевается с помощью «культурного героя» в образе зооморфного существа, питающегося падалью (в мифах индейцев северо-западного побережья таким существом-медиато­ром является ворон).



Разработанная теория мифов может быть применена и к тем мифам, которые включаются или включают религиозные верова­ния, — магическим, тотемным, мифам, связанным с понятием мана, с украшениями. По мнению Леви-Строса, понятие мана, вакан, оренда являются сознательным выражением семантичес­кой функции, дают возможность обнаружиться символическому мышлению, несмотря на свойственное ему противоречие. Мана — это символ в чистом виде, нулевой символ, т.е. знак, указывающий на необходимость содержания, дополняющего то, которое уже «несет» с собой означающее. На первый взгляд кажется, что с понятием мана связаны неразрешимые антиномии: сила и дейст­вие, качество и состояние, абстрактное и конкретное, вездесущее и локализованное. Однако эти противоречия «решаются» в соот-




ветствии с символической логикой: мана является всем этим одновременно и тем самым служит логическим инструментом преодоления названных противоречий (или ускользания от них). Понятия типа мана присущи не только первобытному, но и мышлению современного человека; мы используем понятие того же типа, когда называем неизвестный или поражающий силой своего воздействия объект «трюком». Слово «трюк» производят от средневекового термина, означающего удачный удар в азартных играх; таково же точное значение индонезийского термина, от которого происходит слово «мана». Дух повсеместно бессознатель­но вырабатывает инвариантный смысл этой категории.

«Дикое» мышление идентифицирует украшение и амулет (фетиш)1. Украшая себя материалами, прочными и долговечными, не поддающимися разрушительному действию времени, люди переносили на собственное тело противопоставление стабильного нестабильному. Это противопоставление соответствует оппозиции твердое — мягкое, являющейся самым главным в представлении бесписьменных народов о человеческом теле. У индейцев племени бороро в Центральной Бразилии жизнь характеризуется движени­ем и твердостью, а смерть — размягчением и неподвижностью. У всех трупов — людей и животных — они различают две части: с одной стороны, мягкое тело, подвергающееся гниению, и с дру­гой — неразрушающиеся клыки, бивни, когти у животных; кости, зубы, украшения у людей. В мифе говорится, что основатель племени когда-то открыл «эти презренные вещи — мягкие части тела» и проткнул уши, ноздри, губы, чтобы заменить эти части тела твердыми предметами, в число которых входят ногти, когти, зубы, клыки, раковины, скорлупа и растительные волокна. Именно они первоначально служили основным материалом украшений. По­следние как бы делают мягкое твердым, заменяют те части тела, которые олицетворяют смерть и тем самым даруют жизнь. Ссы­лаясь на собственные наблюдения, Леви-Строс пишет, что индеец, потеряв украшение, которое он носил в носу, в ушах или губе, ценное по материалу или работе, стремился не найти его, а спешно заменить первым попавшимся кусочком дерева. По представлению индейцев, эти предметы охраняют отверстия, которые находятся на мягких частях тела и наиболее уязвимы ^ая злых сил или


 


1 Лсви-Строс К. Структурная антропология. С. 85—90.


1 Асви-Строс К. Почему люди носят украшения? // За рубежом.1991. № 47. С. 21.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.