Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 5. МИФОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


которых свидетельствует только одно чувство зрения, — атмосфе­ра, ветер, бури, облака, небо, звезды и проч. Предметы первой группы не могли возбудить в человеке чувство бесконечного из-за доступности, понятности, отсутствия в них загадочности. Предме­ты полуосязаемые как не доступные во всей полноте наблюдению человека возбуждали мысль о бесконечном и дали первые импульсы развития религиозного сознания: почитание гор, рек и морей явилось первой по времени ступенью и первой формой выражения религиозного чувства. Но собственным предметом религиозного сознания Мюллер признает неосязаемые вещи. Именно они дали материал ^\я формирования представлений о существах с боже­ственными признаками.

Первое представление о бесконечном было получено на основе опыта, органы чувств сообщали дикарю соответствующие впечат­ления: каждый предмет, который не имел для чувств видимых пределов, казался бесконечным, например, вид безбрежного океа­на или беспредельного неба возбуждал идею бесконечного. Эта идея не была полной и совершенной, в своей чистой форме понятия бесконечного скорее есть последний, чем первый шаг человека на пути умственного развития. Но полученная опытным путем идея бесконечного послужила материалом а^я последующе­го формирования понятия о Боге.



Испытывая чувство зависимости от природы, человек искал такие предметы и обозначения, которые давали бы опору ипрочность существования. Слово Бог, подобно латинскому Deus и греческому Эеос;, заключающее в себе силу определенного свойства, не существовало и не могло существовать в первобытную эпоху истории языка и мышления. Первоначально слова обозначали впечатления, полученные с помощью органов чувств, и корень «жечь, светить, греть» мог служить /\ля обозначения солнца или неба. Затем слово «небо» потеряло свое первоначальное, чисто материальное значение и приобрело совершенно иной смысл.

Поиск слова ^ая обозначения Божества прошел длительный путь. Первобытный человек испытал чувство несовершенства, сла­бости и зависимости, он не мог понять, откуда приходит икуда идет. В нем жило желание найти проводника, стремление кчему-то прочному и вечному, управляющему миром и дающему опору. Идея бесконечного беспокоила человеческий ум, и ничто так не поражало, как гармонизирующее с этой идеей безграничное небо, блистательное и нерушимое. Название блестящего неба было




выбрано всеми народами земли.Наблюдение неба давало материал и для создания представлений о существах светящих (deva), живущих (asura), бессмертных и нестареющих (amorta, agara). В словах deva или deus запечатлено движение наших предков от чувственного мира кмиру по ту сторону области наших чувств; путь этот был указан природой и вел от известного к неизвестному, от природы — к Богу природы. «Небо» стало означать местопре­бывание существа, которое носило то же самое имя. Постепенно под влиянием «диалектического роста», «диалектической жизни религии» небо приобретает новые эпитеты, оно называется не только «блестящим», но и «темным»,«широким», «гремящим», «дождливым». Полинимия языка обусловила складывание полите­изма. Человеческий ум, найдя выражение «блестящий» ^ая харак­теристики Божества, вскоре начал подыскивать новые эпитеты, которые уже не выражали блеска, но были более уместными для понимания Божества как силы таинственной и всемогущей. Поэ­тому в санскрите наряду с Dyaus есть другое название неба как свода — Varuna, наименование, которое первоначально было только иным способом обозначения Бога, но вскоре было отнесено к отдельному и независимому существованию. Люди не перестали искать новые названия: если бытие Бога познавали в ветрах, то название ветра делалось одним из имен Бога, когда присутствие Божества обнаруживалось в землетрясении или огне, название их переносилось на Божество. Наконец, все части природы, в которых чувствовалось дыхание или соседство Бога, были объединены на­званием, выражающим Вездесущее.



Мюллер ввел понятия и термины «генотеизм» (греч. £V — один, первый и tteoq — бог) и «катенотеизм» (греч. ката — относительно, сообразно, по, £V — один, первый и $£О<; — бог). Генотеизм и катенотеизм, как и политеизм, признают существо­вание многих богов. Генотеизм (буквально — однобожие) отли­чается от политеизма тем,что каждого из многих богов считает вполне независимым от других, равным с другими, не признает первенства какого-либобога или богов, их соподчинения. Бог не является константой, почитание его носит ситуативный характер, но в данной ситуации он почитается как единственный и высший. Идею генотеизма Мюллер обосновывает материалами Вед, Веди­ческих гимнов. Боги Вед имеют исключительную компетенцию в определенной природной стихии, в которой какой-то из них почитается как наивысший: Индра — бог голубого неба, Агни —


 




14-802

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.