Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ






религия не просто учения или виды философии, но особые способы поведения, прагматические позиции, базирующиеся на чувствах и воле. Они — и личный опыт, система верований, и образ жизни, некоторый «социологический феномен».

Но религия не тождественна магии. Внутри сферы сакрального магия может быть определена как «прикладное искусство» — совокупность действий, являющихся средством достижения опре­деленной цели, а религия — как самодостаточные действа, имею­щие цель в самих себе. Главное отличие религии от магии в том, что религиозные церемонии не имеют определенной цели, явля­ются самоцелью, в них нет направленности на последующие события. В магическом же действии идея и цель всегда ясны. Прикладное искусство магии имеет ограниченные технические формы (заклинания, ритуал, условия, в которых действует маг). Религия не имеет простых технических приемов, и ее единство проявляется не в форме религиозной деятельности и даже не в единообразии ее предметного содержания, но скорее в функциях, которые она выполняет, и в ценности ее учения и ритуала. Вера в магию, поскольку она носит практический характер, проста: она является утверждением человеческой силы, которая может вызвать определенные явления с помощью заклинаний и ритуалов. Магия, колдовство есть игра «черного» и «белого», религия же на ранних стадиях своего развития обнаруживает незначительную разницу между добром и злом, между благотворными и недоброжелатель­ными силами. Область применения магии все более сокращается, расширяющиеся возможности рациональности, которые обуслов­ливают все большее овладение миром, ограничивают примени­мость магии, религиозных же проблем эти процессы не касаются, поскольку они принципиально неустранимы.



Критикуя эволюционизм и анимистическую теорию Тайлора, Малиновский подчеркивает невозможность выведения культа из религиозных представлений, решая вопрос о соотношении мифа и ритуала в пользу примата последнего. Он предлагает «гармони­ческую модель» культуры. По его мнению, различные культурные феномены взаимодополняют друг друга в гармоническом целом. Наука, магия и религия выполняют различную, но взаимодопол­няющую работу в решении общих культурных задач. Развивая «модель гармонии», Малиновский принимает идею о религии как факторе интеграции общества.




 

ГЛАВА 5

Мифолого-лингвистические концепции

Мифологическая, или натурмифологическая, концепция, формировав­шаяся во второй половине XIX в., выступила как разновидность нату­ралистической теории. К середине XIX в. были достигнуты успехи в области общей лингвистики и сравнительной филологии, получены зна­чительные результаты в изучении древних восточных языков, религиозных и мифологических систем Древней Индии, Персии, Китая, Египта, Ассирии и др. Появились подробные описания языка, обычаев и верова­ний племен, находившихся на сравнительно ранних ступенях социальной организации. Собран большой фольклорный материал, содержавший свидетельства о том, что мировоззрение масс в цивилизованных странах включает элементы, восходящие к структурам сознания первобытного человека. Сложилась мифологическая школа религиоведения, базировав­шаяся на данных сравнительного языкознания, мифологии и фольклорис-тики. Представители этой школы первичным, главным элементом рели­гии считали миф, а потому изучение происхождения и развития религии свели к исследованию древней мифологии. Я. Гримм (1785 —1863) — один из основателей мифологической школы в фольклористике и герма­нистике — заложил традицию объяснения архаических мифов на основе материалов современного фольклора. Он выдвинул идею «двоеверия», согласно которой в религиозных переживаниях современного германско­го простолюдина имеются два слоя — христианская вера и верования доисторического периода. Народные сказки, былины, саги и проч. суть деградировавшие хиифы, не вымысел, а верное отражение первобытных верований народа. Поэтому народное поэтическое творчество, сказки, обычаи и предания являются основой для объяснения первобытных мифов и религий. Сказочные, былинные герои, как и персонажи древней мифологии и религии, суть олицетворения, символы природных сил.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.