Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


ваний народов Меланезии обнаружило своеобразную форму пред­ставлений — о мана, чувственно не воспринимаемой безликой силе, которая приводит в действие все, что имеет отношение к жизни первобытных народов и является причиной наиболее важ­ных событий в сакральной сфере. Может быть присуща некоторым людям, животньш, а также духам. Как показали исследования культуры в других регионах, у некоторых австралийских племен эта сила получила название арунгвилта, у различных племен аме­риканских индейцев — вакан, оренда, маниту, а где-то она оста­лась безымянной. Таким образом, оказалось, что именно эта сила под разными названиями или безымянная составляет сущность преанимической религии, а также магии. К тому же была уста­новлена связь первобытных верований не столько с деятельностью отдельного «дикаря-философа», сколько с жизнью группы — пле­мени, клана и т.д. Дикаря больше занимали рыболовство и возде­лывание растений, нежели размышления о снах и видениях, о двойниках и каталептических припадках.

Английский антрополог, этнограф и историк Р. ЬЛаретт (1866 —1943) развивал идею преанимизма, ввел термин анима-тизм (лат. animatus — одушевленный), сосредоточив главное внимание на теоретическом осмыслении представлений о мана (на языке народов Меланезии и Полинезии — сила). С этим связано название его концепции — динамизм. Маретта не удовлетворяла теория Э. Тайлора, согласно которой анимизм (в тайлоровской трактовке этого термина) является «минимумом определения религии», и концепция Дж. Фрэзера, которая утверждает, что магия и религия не имеют ничего общего с точки зрения их происхождения. Он выделяет стадию «дикой», «примитивной», «рудиментарной» религии, а ^ая описания феноменов этой стадии использует «категории» табу и мана. Идеи, подобные названным, имеют широкое распространение во всем мире, поэтому Маретт считает формулу табу—мана «минимумом определения религии». Табу и мана представляют собой «соответственно негативный и позитивный модусы сверхъестественного» . Для обоснования своей точки зрения А4аретт использовал материалы английского мисси­онера и исследователя религиозных верований меланезийцев Р. Кодрингтона (1830—1922).



1 Marett R.R. The глЬи-тапсЯ formula as a minimum definition of Religion // Archiv Шг Religionswissenschaft. Freiburg, Leipzig, Tubingen. 1909. Bd 12. S. 187.




Рудиментарное мышление, полагает Маретт, признает, если не всегда в абстрактной форме, то во всяком случае на уровне конкретных представлений, существование универсального опыта, выделяя в нем непостижимое и ужасное. Пигмеи Боканы, сталки­ваясь с частными явлениями, а иногда и с различными типами явлений, могли с большей точностью определить, присутствует ли в этих явлениях oudah, или «таинственное» (если такое туманное понятие вообще выразимо в наших терминах). Между тем подо­брать слово, при помощи которого наука смогла бы охарактери­зовать этот аспект, достаточно трудно. По мнению Маретта, «сверхнормальное» или «экстранормальное» были бы вполне под­ходящими терминами, но в них отсутствуют мистические ассоциа­ции. Ученый отдает предпочтение понятию «сверхъестественное», хотя и подчеркивает, что не нахмерен приписывать дикарям какие-либо абстрактные концепции единообразной «природы», которые постулированы мышлением цивилизованных людей.

Сверхъестественное, взятое в таком значении, обладает двумя экзистенциальными модусами — негативным и позитивным. Его негативной стороной является табу — «не сметь легкомысленно приближаться». Этот запрет не распространяется на все отношения сосверхъестественным (в противном случае был бы невозможен культ), он налагается на беспечные и нечестивые отношения. Пози­тивной стороной сверхъестественного является мана — «инстинк­тивное чувство чудодейственной силы». Об этом можно сказать «иметь» мана; мистическая сила, испытываем мы ее воздействие или нет, присутствует во всем; мана может быть скрытой или потен­циальной. Изучение использования данного термина или его экви­валентов показывает, что фундаментальным является понятие силы и что данный термин соответствует тому, что называют «сверхъес­тественной» силой. Поэтому формулу табу—мана можно считать пригодной аая исчерпывающего выражения универсальной приро­ды сверхъестественного. Табу и мана описывают сверхъестественное в его первичном, илиэкзистенциональном, измерении; другие тер­мины предназначены длявыражения вторичного, или морального, измерения. Например, табу содержит в себе значение как святого, так и профанного. С другой стороны, в языках дикарей можно об­наружить обилие слов, имеющт4х самостоятельное значение «чисто­го» или «нечистого» в их религиозном понимании. Мана также яв­ляется сверхъестественной силой,способной причинять добро или




 




13-802


Раздел 111. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВВДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.