Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


и воплощенного. Во втором случае человеко-бог — это маг,он есть не более как человек, но обладающий необычайной силой. В то время как человеко-боги первого, боговдохновенного типа черпают свою божественность от Божества, которое снизошло до воплоще­ния в человеческом теле, человеко-бог второго типа черпает свою необычайную силу из некоей физической общности с природой, все его существо — и тело, и душа — настроено на гармонию с природой. Понятие человеко-бога, или человеческого существа, наделенного божественными или сверхъестественными способнос­тями, принадлежит раннему периоду истории.

Обратим внимание на концепцию Фрэзера о возникновении института священных царей из института колдунов или знахарей. Он полагает, что общественный прогресс состоит в последователь­ной дифференциации функций, иначе говоря, в разделении труда. Труд в примитивных обществах постепенно распределялся между различными классами работающих и выполнялся все более произ­водительным образом. Материальными и иными плодами специа­лизированного труда пользуется все общество в целом. Колдуны или знахари образуют, по-видимому, самый древний класс профессио­налов в истории общества. По мере развития процесса дифференци­ации класс знахарей претерпевает внутреннее разделение труда, по­являются знахари — врачеватели, знахари — делатели аожая и т.д.



Исторически институт священных царей берет свое начало в прослойке колдунов или знахарей, находящихся на общест­венной службе. Самые могущественные представители этой про­слойки выдвигаются на должности вождей и постепенно пре­вращаются в священных царей. Их магические функции все более и более отходят на задний план и по мере того, как магия вытесняется религией, заменяются жреческими обязан­ностями. Еще позже происходит разделение светского и рели­гиозного пластов царской власти: светская власть отходит в ве­дение одного человека, а религиозная — другого.

Фрэзер явился одним из авторов концепции примата ритуала над мифом. По его мнению, мифы измышляются с целью объяс­нить происхождение того или иного религиозного культа. Ритуа-листическая установка Фрэзера оказала большое влияние на раз­витие религиоведения и теории мифа. В первой половине XX в. эта установка превалировала, пока не появились работы Э. Стеннера, обнаружившего амифные ритуалы и аритуальные мифы у племен Северной Австралии.




Фрэзер обсуждал и проблему тотемизма, особенно после выхода в свет работ об австралийских племенах. Он полагал, что тотемизм не есть религия. Данный феномен он понимал по-раз­ному. В одном случае Фрэзер производил тотемизм от анимизма, считал, что пребывающая вне тела душа, смерть которой влечет за собой смерть человека, должна найти себе пристанище в тотемном животном или растении. Позже он стал трактовать тотемизм как вид общественной магии, направленной на умножение тотемного вида, а переход от него к религии объяснял заменой первобытной демократии деспотизмом. Наконец, он стремился обнаружить связь тотемистских представлений с экзогамией. Тотемизм возник из незнания процессов зачатия. Примитивный разум приписывает причины зачатия предметам (одушевленным и неодушевленным), вблизи которых чувствуются первые признаки беременности. С этим связано появление индивидуального тотема, из которого возникают более поздние тотемы клана;

Согласно Фрэзеру, тотемизм представляет собой таинственную связь, которая существует между группой кровных родственников, с одной стороны, и определенным видом естественных или искус­ственных объектов, называемых тотемами этой группы людей, — с другой. Значит, данный феномен имеет две стороны: это форма социального объединения, а также религиозная система верований и практических действий. В качестве религии он обнаруживает сходство и устанавливает контроль над наиболее важными объек­тами, прежде всего над видами животных и растений, реже — над используемыми неживыми объектами или вещами, сделанны­ми самим человеком. Как правило, видам животных и растений, употребляемым в пищу или, во всяком случае, съедобным, полез­ным или домашним животным придается форма тотемного почи­тания, они табуируются аля членов клана, связь с ними осущест­вляется посредством совершаемых время от времени обрядов и ритуалов их размножения.

Динамизм

В хоа^ этнологических исследований ученые пришли к выводу о том, что, с одной стороны, анимизму исторически предшествовали иные верования и связанные с ними ритуалы, а с другой — что «фундаментальное» противопоставление магии и религии необо­снованно. Появляются концепции преанимизма. Изучение веро-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.