Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


ми и личными. С другой стороны, стремление снискать благосклон­ность предполагает, что ход природных процессов в какой-то мере эластичен и изменчив. Магия часто имеет дсао с духами, те — с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как с неодушевленными силами; к тому же вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет. Магия исходит из предположе­ния, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конеч­ном итоге подчинены безличным силам.

В разные эпохи слияние и соединение магии и религии встреча­ется у многих народов, но такое слияние не является изначальным. Было время, когда человек полагался исключительно на магию, ис­пользовал магию при полном отсутствии религии. В истории челове­чества магия древнее религии : магия выводится непосредственно из элементарных процессов мышления и является ошибочным при­менением простейших интеллектуальных операций (ассоциации идей по сходству и смежности), является ошибкой, в которую чело­веческий ум впадает почти спонтанно. Религия за видимой завесой природы предполагает действие стоящих над человеком сознатель­ных или личных сил, а значит, недоступна примитивному, неразви­тому интеллекту. Для обоснования идей о том, что в эволюции че­ловеческого рода магия возникла раньше религии, Фрэзер ссылается на аборигенов Австралии, которые, по его мнению, являются наи­более отсталыми из всех известных в его время племен дикарей. Эти аборигены повсеместно прибегают к магии, тогда как религия в смысле умилостивления и умиротворения высших сил им, по-види­мому, неизвестна.



Религиозные воззрения разделяют людей — народы, расы, госу­дарства, республики, расщепляют города, селения и даже семьи. Поистине всеобщей, вселенской верой является вера в действен­ность магии. Религиозные системы различны не только в разных странах, но и в одной стране в разные эпохи; симпатическая магия всегда и везде в своей теории и практике остается одинаковой. Ре­лигиозные учения бесконечно разнообразны и текучи, а а^ веры в магию характерны единообразие, всеобщность, постоянство.



Фрэзер выдвинул гипотезу о причинеперехода от магии к рели­гии. По его мнению, такой причиной явилось осознание недейст­венности магическихпроцедур, обнаружение того, что магические

1 См.: Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 58.


обряды и заклинания не приносят желаемых результатов. И тогда «примитивный философ» пришел кновой системе веры и действия: огромный мир управляется невидимыми, могущественными суще­ствами. Природные стихии одна за другой выпадали из-под влияния человека, он все более проникался чувством собственной беспомощ­ности и сознанием могущества невидимых существ, которые его окружали. Примитивным народностям сверхъестественные силы не представляются чем-то неизмеримо высшим по отношению к человеку. На этой стадии развития мышления мир рисуется одной великой демократией, в рамках которой естественные и сверхъесте­ственные существа стоят приблизительно на одной ступени. Пред­ставление о богах как о существах сверхчеловеческих, наделенных способностями, не сравнимыми с человеческими, возникает в ходе исторического развития, а «зачаточное понятие» представляет собой росток, из которого постепенно развивались представления цивилизованных народов о божестве.

Фрэзер намечает два пути кформированию идеи человеко-бога. Первый связан со способностью антропоморфизации явлений внешнего мира. Дикарь в отличие от цивилизованного человека почти не отличает естественного от сверхъестественного. Мир аа^ него является творением сверхъестественных антропоморфных су­ществ, подобных ему самому, готовых откликнуться на призывы к состраданию. Дикарь не видит предела своей способности воздейст­вовать на ход природных процессов и обращать его в свою пользу: боги посылают дикарю хорошую погоду и обильный урожай в обмен на молитвы, обещания и угрозы. А если бог воплощается в нем самом, то надобность в обращении квысшему существу вообще отпадает. В таком случае дикарь сам обладает всеми способностями, чтобы содействовать собственному благополучию и благополучию своих товарищей. Другой путь формирования идеи о человеко-боге пролегает от архаического представления, в котором содержится зародыш современного понятия естественного закона или взгляда на природу как на совокупность событий, совершающихся в неиз­менном порядке без вмешательства антропоморфных существ.



Соответственно выделяются два типа человеко-бога — рели­гиозный и магический. В первом случае предполагается, что существо высшего порядка вселяется в человека на более или мене продолжительный срок и проявляет свою сверхъестественную мощь и мудрость путем совершения чудес и изречения пророчеств. К данному типу человеко-бога подходит название вдохновенного

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.