Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


сделать так, чтобы желаемое событие произошло, а цель негатив­ной — поступить так, чтобы нежелательное событие не произошло. Предполагается, что оба последствия (желательное и нежелатель­ное) имеют место в соответствии с законами подобия или контакта.

Магия разделяется также на частную и общественную. Част­ную магию составляет совокупность магических обрядов и закли­наний, направленных на принесение пользы или вреда отдельным лицам. Но в первобытном обществе осуществляется и обществен­ная магия, практикуемая на благо всей общины; в этом случае маг становится как бы общественным должностным лицом. Способ­нейшие представители этой профессии, видимо, становятся более или менее сознательными обманщиками, именно эти люди обычно добиваются наибольшего почета и наивысшей власти. Поскольку занятие общественной магией было одним из путей, которым наиболее способные люди пришли к власти, оно внесло вклад в освобождение человечества от рабского подчинения традиции и привело его к более свободной жизни, к более широкому взгляду на мир. Магия проложила дорогу науке, она была дочерью заблуж­дения и одновременно — матерью свободы и истины1.



Магия предполагает, что одно природное событие с необходи­мостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента. Фрэзер проводит аналогию между магией и наукой, между магическим и научным мировоззрением: в основе как магии, так и науки лежит твердая вера в порядок и единооб­разие природных явлений, вера в то, что последовательность событий, совершенно определенная и повторяемая, подчиняется действию неизменных законов. У мага нет сомнения в том, что одни и те же причины всегда будут порождать одни и те же следствия, что совершение нужного обряда, сопровождаемое оп­ределенными заклинаниями, неизбежно приведет к желаемому результату. Два фундаментальных закона мышления — ассоциа­ции идей по сходству и ассоциации идей по смежности в про­странстве и во времени — безупречны и абсолютно необходимы Мя функционирования человеческого интеллекта. Их правильное применение дает науку; их неправильное применение дает их «незаконно рожденную сестру науки» — магию. Следовательно, магия — «близкая родственница науке»2. Интеллектуальный про-



1 Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 50—53.

2 См.: Там же. С. 54.


гресс, выражающийся в развитии науки и искусства и в распро­странении более свободных взглядов, Фрэзер связывает с промыш­ленным и экономическим прогрессом.

Проведя сравнение магии и науки, Фрэзер да/vee выясняет соот­ношение магии и религии. Он дает следующее определение понятия религии: «...под религией я понимаю умилостивление и умиротво­рение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человечес­кой жизни. Религия в таком понимании состоит из теоретического и практическою элементов, а именно из веры в существование выс­ших сил и из стремления умилостивить их и угодить им. На первом месте, конечно, стоит вера... Но если религия не ведет к религиоз­ному образу действий, то это уже не религия, а просто теология... в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестест­венных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклон­ность...»1. Если человек действует из любви к Богу или из страха перед Ним, он религиозен, если же он действует из любви или стра­ха перед человеком, он является человеком моральным или амораль­ным в зависимости от того, согласуется его поведение с общим бла­гом или находится в противоречии с ним. Верование и действие равно важны аа^- религии, которая не может существовать без того и другого. Но не обязательно и не всегда религиозное действие при­нимает форму ритуала (произнесение молитв, совершение жер­твоприношений и других внешних обрядовых действий), цель кото­рого угодить божеству. Если божество, по мнению его привержен­цев, находит удовольствие в милосердии, прощении и чистоте, то угодить ему лучше всего можно, не простираясь перед ним ниц, не воспевая хвалы и не наполняя храмы дорогими приношениями, а исполнившись чистотой, милосердием и состраданием к людям. Та­кова этическая сторона религии.



Религия радикально, «фундаментально» противоположна магии и науке. Для последних ход природных процессов определяется не страстями или причудами личных сверхъестественных существ, а действием неизменных механических законов. Природные процес­сы жестки и неизменны. Если в магии это допущение содержится имплицитно, то наука его эксплицирует. Стремясь к умиротворе­нию сверхъестественных сил, религия подразумевает, что управляю­щие миром силы, умиротворяемое существо являются сознательны-

Там же. С. 54-55.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.