Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






ГЛАВА 4 Этнологические теории

Этнологические теории строятся на основе этнографического материала и для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматривается в некоей «человеческой природе», присущей индивиду и образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей, или же в определенном куль­турно-антропологическом комплексе.

Проводившиеся в течение XIX—XX вв. исследования социальных и культурных институтов народов, стоявших на низкой ступени развития, раскрыли большое своеобразие их религиозных верований и обычаев. Многие исследователи стали искать элементарную «клеточку» религии в религиозных системах «примитивных» и экстраполировать данную мо­дель применительно к изучению развитых религий.

Анимизм определение «минимума религии»

Особенно большую роль в утверждении энтологической традиции сыграл Э. Тайлор (1832—1917), английский этнограф, представи­тель эволюционистской (антропологической) школы, исследова­тель первобытного общества, истории культуры и религии. Ему при­надлежит приоритет в создании анимистической теории. Анимизм, «дикарская религия» анализируются в контексте исследования пер­вобытной культуры, главным образом духовной. По мнению Тайло-ра, «культура... в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, зако­нов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоен­ных человеком как членом общества»1. Исследование явлений куль­туры в различных человеческих обществах позволяет выявить зако-



1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.


ны человеческой мысли и деятельности. Тайлоровский эволюцио­низм в науке о культуре исходит из того, что история человечества есть часть или даже частичка истории природы. По его мнению, человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движениями волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и жи­вотных. К числу важнейших законов он относит «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Эти законы обусловливают единство человечества и единообразие его культуры, в том числе и верований, на сходных ступенях разви­тия. Этнограф принимал и отстаивал идею прогресса в культурной истории человечества. С одной стороны, однообразие, широко про­являющееся в культуре, в значительной мере результат однообраз­ного действия однообразных причин, с другой — различные ступе­ни культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего. Все явления куль­туры — материальные объекты, обычаи, верования и т.п. — разви­ваются одни из других, поэтому историк культуры должен приме­нять ту же методику, что и естествоиспытатель: систематизировать культурные явления по их видам, располагать в эволюционные ряды от более простых к более сложным, прослеживать их прогресс. Реа­лизуя эту установку, Тайлор формулирует ряд приемов сравнитель­но-исторического метода. В частности, он формулирует понятие «пережитки», определяя их как явления, которые были свойствен­ны более ранней стадии культуры и в силу обычая перенесены в другую, более позднюю стадию. Тайлор сравнивает пережиток с ру­диментом в живом организме. Этим термином обозначается исто­рический факт сохранения многих элементов старого обычая, хотя сам обычай, приняв новую форму, настолько применился к новым обстоятельствам, что продолжает занимать свое место в силу своего собственного значения. Выделяются три вида пережитков: 1) неиз­менившиеся остатки; 2) взгляды и обычаи, изменившиеся приспо­собления к новым условиям; 3) возрожденные обычаи и представ­ления.



При изучении религии примитивных обществ определение ее через верования в верховное божество, в суд после смерти и т.д. неправомерно: тогда пришлось бы исключить многие племена из категории религиозных, поскольку у них отсутствуют эти верова­ния. Для определения религии, которое было бы применимо в изу-


Раздел 111. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВЦДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.