Сделай Сам Свою Работу на 5

Важность реальных инвестиций





УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В 21 ВЕКЕ

 

 

ЭКОНОМИКС ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В 21 ВЕКЕ

Тенденции развития мирового экономического сообщества

 

Развитие мирового сообщества идет, по пути глобализации финансово-экономи­ческой системы (1). Следствием прекращения противостояния двух политических и экономических систем стало существенное ускорение формирования глобального рынка. В настоящее время происходят значительные интеграционные процессы на региональном уровне, в том числе развитие экономических региональных объеди­нений — Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Европейского союза (ЕС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и т. д. На долю этих объединений приходится примерно 80% мирового ВВП, 82% всех государственных бюджетов стран мира и 85% экспорта. В перспективе имен­но эти объединения и станут основой глобального рынка XXI в.

Центральное место в мировом экономическом сообществе занимают страны «большой семерки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Ита­лия и Канада). Несмотря на то, что с 1998 Россия присоединилась к этому сооб­ществу и была создана «большая восьмерка», многие вопросы решаются без уча­стия России и по сути по-прежнему сохраняется формат «семерки». «Большая се­мерка» является ядром Организации экономического сотрудничества и развития. ОЭСР — институциональное оформление Западного сообщества. В современном мире на долю ОЭСР приходится свыше 70% мирового ВВП и около 89% совокуп­ных государственных бюджетов всех стран.



В целом в развитии мировой экономической системы преобладает тенденция формирования полицентрической системы международных отношений. В XXI-м веке в завершающую стадию вступит процесс экономической консолидации ЕС, членами которого станет большинство (30-35) стран континента. В Европе сло­жится общее экономическое пространство, регулируемое по типу современных на­циональных государств. К объединенной Европе может присоединиться Северная Африка и, возможно, многие страны Ближнего Востока и Черной Африки. В За­падном полушарии центром глобальной экономики будет НАФТА. Но наиболее крупным объединением будет Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудниче­ство, членами которой станут США, Китай и Япония. На долю АТЭС будет при­ходиться не менее 60% мирового ВВП.



Параллельно с этими процессами будут набирать силу международные инсти­туты, призванные регулировать глобальную экономику, в том числе «большая се­мерка», ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и ВТО.

Таким образом, складывающаяся ситуация чревата превращением России во второстепенного участника международных отношений, если она не сможет пре­одолеть системный кризис и восстановить свою экономическую, политическую и военную мощь, став одним из центров силы на мировой арене в XXI в.

Роль России в мировой экономике может заметно возрасти, если реальностью станет интеграция в рамках СНГ. Наконец, значение России для глобальной эко­номики будет еще более важным, если вместо источника дешевого и первичного сырья она сможет стать транспортно-коммуникационным мостом между Евроатлантическим и Азиатско-Тихоокеанским регионами.

 

Россия на пороге нового тысячелетия

 

На пороге нового тысячелетия Россия находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе, следствием которого является вывоз капитала из страны, нежелание инвестировать в российскую экономику, стагнация производства. Незавершенность структурных реформ, отсутствие здоровой конкуренции, недостаточный уровень развития рыночных институтов будут оказывать негативное воздействие на развитие экономики не только в ближайшее время, но и в более отдаленной перспективе. Инвестиции в Российскую экономику сократились почти на 80%.



Это сопровождалось прогрессирующим старением основных фондов, закладывало фундамент для дальнейшего снижения эффективности производства. Таким образом, переход к стадии экономического роста, а также период подъема в будущем должен будет сопровождаться прежде всего ростом частных инвестиций в основной капитал, причем в те сектора экономики, которые обеспечат наибольший рост эффективности.

Неизбежная перспектива оттока денежных средств из страны, обусловленная необходимостью обслуживания внешнего долга, а также бегством капитала, будет оставаться важнейшим ограничивающим фактором для развития российской эко­номики. Как известно, ежегодные объемы платежей по внешнему долгу составляют от 15 до 20 миллиардов долларов, что будет соответствовать примерно одной десятой части ВВП.

Потенциально эти ресурсы (или хотя бы их часть) могли бы быть использованы внутри страны для инвестиций, которые в дальнейшем обеспечили бы рост экономики.

Основными приоритетами развития России на ближайшие 10—15 лет должны стать:

1. достижение договоренностей с кредиторами, которые бы позволили реструктурировать внешний долг, перенеся часть платежей за пределы как минимум 10-летнего периода;

2. радикальное улучшение инвестиционного климата, создание условий, при которых капитал более бы не утекал из страны, и инвесторы предпочитали бы инвестировать в российскую экономику.

 

Пути улучшения инвестиционного климата в России

 

Для успешного вхождения России в 21 век необходимо существенное улучше­ние инвестиционного климата, завершение построения законодательной базы рыночной экономики, включая приемлемую для бизнеса налоговую систему, которая привлекала бы все большее число инвесторов. Требуется также построение соответствующих рыночных институтов, реструктуризация банковской системы, создание системы страхования, воссоздание финансовых рынков, в первую очередь рынка корпоративных ценных бумаг.

Учитывая почти десятилетний спад инвестиционной активности в 90-х годах и, соответственно, ускорение процессов старения основного капитала, инвестиции в реальный сектор экономики, как отмечено выше, имеют первостепенное значение. Принимая во внимание сложившуюся за годы структуру распределения собственности, весьма неравномерное распределение российского населения по уровню доходов (так что 20 процентов наиболее богатого населения устойчиво получают примерно половину всех доходов), а также общий низкий уровень доходов и потребления, в стране образовались условия, при которых инвесторами может стать лишь небольшая прослойка граждан. В этих условиях приоритеты экономического развития страны будет определяться преимущественно крупными (по российским меркам) инвесторами.

Спрос на инвестиции в стране может стать достаточно высоким вследствие длительного периода недоинвестирования и по сути отсутствия структурных сдвигов в экономике. В пользу потенциально высокого спроса на инвестиции свидетельствует и унаследованная капиталоемкая структура российской экономики. С другой стороны, предложение инвестиционных ресурсов может резко возрасти в условиях повышения определенности относительно политического будущего страны.

Даже незначительное улучшение инвестиционного климата, сокращение объемов невозврата экспортной выручки и других потоков денежных средств, которые могут трактоваться как отток финансовых ресурсов из российской экономики, может значительно увеличить объем инвестируемых в российскую экономику средств. Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности также являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.

 

Важность реальных инвестиций

Анализ статистических данных показывает (2), что между ростом экономики и динамикой капитальных вложений существует прямая связь. Причем, для того, чтобы добиться, например, 5%-го увеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. При этом, даже при отрицательной величине капитальных вложений (допустим, —4% в год) ВВП не снизится (получится так называемый нулевой рост).

Следовательно, чтобы преодолеть кризис производства в России, т. е. выйти на траекторию роста ВВП, надо использовать такой рычаг, как реальные инвестиции. Точка опоры этого рычага — институциональные преобразования, смысл которых — в создании условий либерализации экономики, предельно рыночной. Чем дальше она отходит от регулирующих мер, тем лучше.

По сути, важнейшими составляющими рыночных реформ, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата и приток инвестиций в реальную экономику, являются:

1. защита прав собственности;

2. укрепление корпоративного управления;

3. усиление дисциплины исполнения контрактов;

4. развитие банковской системы и институтов финансового рынка;

5. реформирование естественных монополий;

6. проведение земельной реформы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.