Показатели функционирования и развития туристских организаций
Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отображение в системе показателей, которые группируются по определенным признакам.
1. По содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся: объем произведенного товара, объем обслуживания туристов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, количество поездок и др. Качественные показатели раскрывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются: себестоимость, рентабельность, производительность труда, туродень, объем обслуживания. Изменение количественных показателей в обязательном порядке приводит к изменению качественных.
2. По использованию па разных уровнях экономики показатели делятся на общие и специфические. Кобщим относятся показатели объема продаж, себестоимости, прибыли и др. Примером специфических показателей для системы туризма являются: объем обслуживания туристов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, туродень и др.
3. По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).
4. По способу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норматив лимита средств в кассе и т.п.), плановые (экономического и социального развития предприятия и др.), учетные (данные бухгалтерского, статистического учета), отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), определяемые в процессе анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.
Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей и определяются в процентах, коэффициентах или индексах.
Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные и стоимостные. Натуральные выражают величину явления в физических единицах измерения: объем, масса и т.д. Стоимостные имеют денежное измерение.
5. По причинно-следственным связям показатели делятся на факторные и результативные показатели. Результативными являются показатели, которые рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и являются причиной изменения его величины, называются факторными.
Обеспечение сопоставимости показателей является важном условием проведения экономического анализа, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны учитываться следующие требования:
1. единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
2. единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
3. сопоставимость исходных условий производства;
4. единство методики исчисления показателей и их состава.
Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, количественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, индексов и т.д.
Основой экономической деятельности туристского предприятия является производство туристского продукта и туристских услуг, дополнительных услуг, сопутствующих товаров и услуг и получение прибыли. Чтобы иметь представление о перспективах развития туристского предприятия необходимо изучать:
а) спрос на данный вид продукции (туристские услуги);
б) возможности предприятия по производству продукции исходя из производственных возможностей и перспектив расширения;
в) возможности конкурентов на туристском рынке;
г) возможности партнеров и поставщиков туристских услуг.
Хозяйственно-финансовая деятельность туристских фирм характеризуется следующими основными показателями:
1) количество арендованных баз и мест;
2) объем предоставляемых услуг (доходы);
3) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);
4) объем обслуживания экскурсантов (число участников экскурсий);
5) план по труду и заработной плате;
6) норматив оборотных средств;
7) прибыль.
Особое внимание при экономическом анализе деятельности туристских предприятий уделяется показателям рентабельности каждого вида обслуживания, соотношению сметы административно-управленческих расходов и себестоимости (в процентах).
Объем предоставляемых услуг (доходы) - важнейший стоимостной показатель в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Совместно с натуральными количественными показателями он характеризует деятельность туристского предприятия по туристско-экскурсионному обслуживанию при нормальной рентабельности в работе.
Показатели организационного и материально-технического уровня деятельности туристских организаций показывают использование овеществленных и трудовых ресурсов и сочетают материально-технические и организационные факторы в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.
Экономический анализ организационного и материально-технического уровня деятельности турфирм всегда начинается с анализа состояния его материально-технической базы, под которой понимается:
1) количество и качество арендованного фонда размещения для обслуживания туристов (в гостиницах, на турбазах, в частном секторе);
2) количество мест на теплоходах (если аренда теплоходов производится свыше двух месяцев в году);
3) количество выделяемых туристских поездов;
4) количество автобусов, которое согласно договору с предприятием автомобильного транспорта выделяется для обеспечения работы турфирмы в определенные отрезки времени;
5) количество мест на самолетах.
Уровень комфортабельности обслуживания имеет все большее значение в работе туристских предприятий. Радиофикация автобусов на экскурсионных маршрутах, питание в благоустроенных предприятиях общественного питания на дальних маршрутах, точное соблюдение графика маршрута и другие мероприятия создают комфорт туристско-экскурсионного обслуживания.
Важна также комфортабельность арендованного жилого фонда, которая в значительной степени определяется качеством этого фонда, близостью его к морю, наличием санузлов, горячей и холодной воды (в прибрежных районах – гостеприимством и культурой квартиросдатчиков и т. д.). Его анализ должен отражать в процентном отношении качество этого фонда[3].
Внедрение новых информационных технологий также характеризует состояние материально-технической базы туристских предприятий.
Важным показателем уровня организации работы туристских предприятий является ритмичность их работы.
Для анализа работы туристской организации можно определить удельный вес объема обслуживания в отдельные периоды в общем объеме проведенных работ (оказанных платных услуг) за год и вычислить коэффициент сезонности.
Сравнивая коэффициенты сезонности отчетного периода и предыдущего периода, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении ритма работы. Чем выше коэффициент, тем лучше работа турфирмы. Предельная величина коэффициента сезонности равняется единице.
Целесообразно также проводить анализ ритма работы по удельному весу объема услуг в отдельные периоды по отношению к общему объему услуг (расчет ведется в стоимостном выражении).
Удельный вес предоставления услуг по месяцам дает представление о сезонности работы туристского предприятия.
Коэффициент сезонности рассчитывается как отношение минимального удельного веса предоставленных туристских услуг к максимальному в течение рассматриваемого периода (обычно за год).
Важно увязать нарушение запланированного ритма работы туристских предприятий с возможным ухудшением качества обслуживания туристов. При этом необходимо учитывать предложения и замечания туристов по улучшению обслуживания.
Проводя анализ организационно-технического уровня обслуживания, необходимо изучить уровень использования трудовых ресурсов. Эта часть экономического анализа предполагает изучение выполнения плана по численности и фонду заработной платы. При этом изучаются причины неукомплектованности штатов, анализируются динамика численности работающих, совмещающих профессии, коэффициенты текучести, коэффициенты оборотов по приему и выбытию работающих, внедрение новых форм организации и оплаты труда.
По ряду участков туристских предприятий имеет значение исчисление производительности труда: по предприятиям общественного питания, на участках эксплуатации собственного автотранспорта, в пунктах проката и т. п. Интересен и показатель общей производительности труда работников.
Производительность труда в туристской организации это оказание услуг в расчете на одного работающего. Среднемесячная заработная плата одного работника может увеличиваться в связи с доплатами за совмещение профессий.
В условиях развития туристско-экскурсионного обслуживания все большее значение в повышении качества работы и культуры обслуживания приобретают показатели состояния культуры предоставления услуг.
Эффективность развития отрасли туристско-экскурсионного обслуживания связана с понятиями: концентрация, специализация и кооперирование.
Концентрация туристской деятельности проявляется в создании крупных туристских центров и комплексов, а также гостиничных цепей. В этих условиях экономически более выгодно использовать рекреационные ресурсы, достижения научной организации труда и научно-технического прогресса для организации рекреационной деятельности людей.
Специализация туристско-экскурсионного обслуживания представляет собой деятельность туристских предприятий, направленную на предоставление определенных туристских услуг. Например, туристская база или гостиница специализируется на организации семейного отдыха или на обслуживании на лодочных, конных, пешеходных маршрутах и т. д.
Кооперирование туристских предприятий проводится по отраслевому, межотраслевому, а также по территориальному принципу. Кооперирование по отраслевому принципу предполагает производственные связи между самими туристскими предприятиями (две туристские базы обслуживают один туристский маршрут), а по межотраслевому принципу между туристскими организациями и предприятиями общественного питания, транспорта и т. д.
Для характеристики управления туристским предприятием, определения степени его рациональности, гибкости и мобильности, широты и глубины участия в управлении всего обслуживающего персонала могут быть использованы показатели структуры аппарата управления, участия персонала в управлении и т. д. При анализе структуры управления определяют удельный вес работников, выполняющих административные обязанности в общей численности работающих; удельный вес числа работников, занятых на основном обслуживании (на вспомогательном обслуживании), в общем числе работников туристского предприятия. Такой анализ позволяет выявить тенденции в изменении организации процесса обслуживания[4].
Важное место в мобилизации внутренних ресурсов имеет внутрифирменный хозяйственный расчет. Внедрение его на отдельных участках позволяет значительно улучшить результаты работы. Причем надо планировать такие показатели, выполнение которых непосредственно зависит от коллективов, работающих на этих участках.
Отдельно можно выделить также хозяйственно-финансовую деятельность туристских баз и гостиниц. Она характеризуется следующими основными показателями:
1) количество мест - всего, в том числе круглогодичных, сезонных, собственных, арендованных;
2) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);
3) доходы;
4) себестоимость обслуживания,
5) план по труду и заработной плате;
6) прибыль.
Деятельность туристских баз и гостиниц, занимающихся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, оценивается:
а) показателями ввода в эксплуатацию основных фондов,
б) количеством вводимых койко-мест,
в) объемными показателями по капитальному строительству и строительно-монтажным работам, капитальному ремонту и благоустройству,
г) показателями использования труда основного и вспомогательного персонала.
Предварительный анализ туристского обслуживания осуществляется по важнейшим показателям, характеризующим общие результаты и эффективность хозяйственной деятельности туристских баз и гостиниц. Это дает возможность в общих чертах охарактеризовать работу туристского предприятия, связанную с выполнением заданий и обязательств, заложенных в бизнес-плане, определить динамику показателей по сравнению с предыдущими периодами и т. д. При этом не раскрывается внутреннее содержание обобщающих показателей и факторов, влияющих на них.
Показатели, организационного и материально-технического уровня деятельности туристских баз, гостиниц определяют использование ресурсов и сочетают материально-технические и организационные факторы в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.
Задачи анализа материально-технического уровня туристских баз, гостиниц:
а) изучение состава и динамики основных фондов и их технического состояния;
б) определение влияния использования фонда размещения на объем предоставляемых услуг и другие показатели.
Анализ основных фондов состоит из следующих этапов:
1). Анализ структуры основных фондов и изменений, произошедших в их составе.
2). Изучение движения основных фондов и оценка их состояния.
3). Анализ использования номерного фонда[5].
4). Анализ экономической эффективности использования основных фондов и влияющих на нее факторов.
5). Определение резервов повышения эффективности использования основных фондов.
Экономическая эффективность использования основных фондов характеризуется их долей в стоимости предоставляемых услуг. Анализируя этот показатель, надо иметь в виду особенности его формирования. По мере ввода в эксплуатацию более комфортабельного фонда размещения, внедрения в работу туристских баз (гостиниц, особенно) средств автоматизации и компьютеризации сумма ежегодной амортизации также возрастает. Когда доля амортизации в себестоимости предоставляемых услуг растет, то для обеспечения рентабельности работы туристского предприятия необходимо увеличить стоимость обслуживания.
На эффективность использования основных фондов оказывают влияние следующие факторы:
1). Разряд места размещения (например, разряд гостиницы).
2). Структура номерного фонда.
3). Коэффициент загрузки.
4). Пропускная способность и коэффициент использования пропускной способности.
5). Качество оказываемых услуг.
Данные о наличии, движении, использовании основных фондов включаются в годовой отчет туристского предприятия. При изучении технического состояния основных фондов применяют следующие коэффициенты:
1). Обновления (отношение стоимости вновь поступивших основных фондов к общей стоимости основных фондов на конец года).
2). Выбытия (отношение стоимости выбывших основных фондов к общей стоимости основных фондов на конец года).
3). Изношенности (отношение суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных фондов).
4). Годности (отношение остаточной стоимости основных фондов к первоначальной стоимости).
Целесообразен подсчет длительности оборота основных фондов, который рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к сумме амортизационных фондов, предназначенных для полного восстановления.
Комфортабельность туристского предприятия в значительной степени определяется уровнем его санитарно-технического оборудования, наличием индивидуальных санузлов с горячей и холодной водой в номере. Каждый номер современной турбазы или тургостиницы соответственно своей категории и разряду оборудуется полным, неполным или малым санузлом или умывальником с горячей и холодной водой непосредственно в жилой комнате. Однако часть фонда размещения эксплуатируется без санузлов и умывальников. Анализ комфортабельности жилого фонда должен отражать в процентном отношении качество этого фонда. Следует анализировать степень внедрения так называемой малой механизации на каждом рабочем месте: использование тележек для перевозки белья, пылесосов, различных механизмов, а также наличие специального уборочного инвентаря (щеток, ершей для промывки унитазов и т. д.)[6].
Показателем, характеризующим уровень организации работы туристской базы и гостиницы, является ритмичность работы.
При сравнении показателей эффективности деятельности мест размещения необходимо выбирать сопоставимые показатели по их типу (разряду).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|