Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели функционирования и развития туристских организаций





Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отображение в системе показателей, которые группируют­ся по определенным признакам.

1. По содержанию показатели делятся на количественные и ка­чественные. К количественным показателям относятся: объем произведенного товара, объем обслуживания турис­тов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, количество поездок и др. Качественные показатели раскрыва­ют существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются: себестоимость, рентабельность, производительность труда, туродень, объем об­служивания. Изменение количественных показателей в обяза­тельном порядке приводит к изменению качественных.

2. По использованию па разных уровнях экономики показа­тели делятся на общие и специфические. Кобщим относятся показатели объема продаж, себестоимости, прибыли и др. Примером специфических показателей для системы туризма явля­ются: объем обслуживания туристов, объем обслуживания экс­курсантов, количество посещений, туродень и др.

3. По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).



4. По способу формирования различают показатели норма­тивные (норма амортизации, норматив лимита средств в кассе и т.п.), плановые (экономического и социального развития предприятия и др.), учетные (данные бухгалтерского, статис­тического учета), отчетные (данные бухгалтерской, статисти­ческой и оперативной отчетности); аналитические (оценоч­ные), определяемые в процессе анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и отно­сительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относи­тельные показывают соотношение каких-либо двух абсолют­ных показателей и определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные и стоимостные. Натуральные выражают величи­ну явления в физических единицах измерения: объем, масса и т.д. Стоимостные имеют денежное измерение.



5. По причинно-следственным связям показатели делятся на факторные и результативные показатели. Результативными являются показатели, которые рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качес­тве объекта исследования. Показатели, которые определяют по­ведение результативного показателя и являются причиной изменения его величины, называются факторными.

Обеспечение сопоставимости показателей является важном условием проведения экономического анализа,­ поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны учитываться следующие требования:

1. единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

2. единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

3. сопоставимость исходных условий производства;

4. единство методики исчисления показателей и их состава.

Основными способами приведения показателей в сопостави­мый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, количественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование сред­них и относительных величин, поправочных коэффициентов, индексов и т.д.

Основой экономической деятельности туристского предприятия является производство туристского продукта и туристских услуг, дополнительных услуг, сопутствующих товаров и услуг и получение прибыли. Чтобы иметь представление о перспективах развития туристского предприятия необходимо изучать:

а) спрос на данный вид продукции (туристские услуги);



б) возможности предприятия по производству продукции исходя из производственных возможностей и перспектив расширения;

в) возможности конкурентов на туристском рынке;

г) возможности партнеров и поставщиков туристских услуг.

Хозяйственно-финансовая деятельность туристских фирм характеризуется следующими основными показателями:

1) количество арендованных баз и мест;

2) объем предоставляемых услуг (доходы);

3) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);

4) объем обслуживания экскурсантов (число участников экскурсий);

5) план по труду и заработной плате;

6) норматив оборотных средств;

7) прибыль.

Особое внимание при экономическом анализе деятельности туристских предприятий уделяется показателям рентабельности каждого вида обслуживания, соотношению сметы админис­тративно-управленческих расходов и себестоимости (в про­центах).

Объем предоставляемых услуг (доходы) - важнейший стоимостной показатель в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Совместно с натуральными количественными показателями он характеризует деятельность туристского пред­приятия по туристско-экскурсионному обслуживанию при нормальной рентабельности в работе.

Показатели организационного и материально-технического уровня деятельности туристских организаций показывают ис­пользование овеществленных и трудовых ресурсов и сочетают материально-технические и организационные факторы в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.

Экономический анализ организационного и материаль­но-технического уровня деятельности турфирм всегда начинается с анализа состояния его материально-технической базы, под которой понимается:

1) количество и качество арендованного фонда размеще­ния для обслуживания туристов (в гостиницах, на турбазах, в частном секторе);

2) количество мест на теплоходах (если аренда теплохо­дов производится свыше двух месяцев в году);

3) количество выделяемых туристских поездов;

4) количество автобусов, которое согласно договору с предприятием автомобильного транспорта выделяет­ся для обеспечения работы турфирмы в определенные от­резки времени;

5) количество мест на самолетах.

Уровень комфортабельности обслуживания имеет все большее значение в работе туристских предприятий. Радиофикация ав­тобусов на экскурсионных маршрутах, питание в благоустроенных предприятиях общественного питания на дальних маршрутах, точное соблюдение графика маршрута и другие мероприятия создают комфорт туристско-экскурсионного обслуживания.

Важна также комфортабельность арендованного жилого фонда, которая в значительной степени определяется качеством этого фонда, близостью его к морю, наличием санузлов, горячей и холод­ной воды (в прибрежных районах – гостеприимством и культурой квартиросдатчиков и т. д.). Его анализ должен отражать в процентном отношении качество это­го фонда[3].

Внедрение новых информационных технологий также характеризует состояние материально-технической базы туристских предприятий.

Важным показателем уровня организации работы туристских предприятий является ритмичность их работы.

Для анализа работы туристской организации можно опре­делить удельный вес объема обслуживания в отдельные пе­риоды в общем объеме проведенных работ (оказанных плат­ных услуг) за год и вычислить коэффициент сезонности.

Сравнивая коэффициенты сезонности отчетного периода и предыдущего периода, можно сделать вывод об улучше­нии или ухудшении ритма работы. Чем выше коэффициент, тем лучше работа турфирмы. Предельная величина коэффи­циента сезонности равняется единице.

Целесообразно также проводить анализ ритма работы по удельному весу объема услуг в отдельные периоды по отно­шению к общему объему услуг (расчет ведется в стоимост­ном выражении).

Удельный вес предоставления услуг по месяцам дает пред­ставление о сезонности работы туристского предприятия.

Коэффициент сезонности рассчитывается как отношение минимального удельного веса предоставленных туристских услуг к макси­мальному в течение рассматриваемого периода (обычно за год).

Важно увязать нарушение запланированного ритма ра­боты туристских предприятий с возможным ухудшением качества об­служивания туристов. При этом необходимо учитывать предложения и замечания туристов по улучшению обслуживания.

Проводя анализ организационно-технического уровня обслуживания, необходимо изучить уровень использования трудовых ресурсов. Эта часть экономического анализа предполагает изучение выполнения плана по численности и фонду заработной платы. При этом изучаются причины неукомплектованности штатов, анализируются динамика численности работающих, совмещающих профессии, коэф­фициенты текучести, коэффициенты оборотов по приему и выбытию работающих, внедрение новых форм организа­ции и оплаты труда.

По ряду участков туристских предприятий имеет значе­ние исчисление производительности труда: по предприя­тиям общественного питания, на участках эксплуатации собственного автотранспорта, в пунктах проката и т. п. Ин­тересен и показатель общей производительности труда ра­ботников.

Производительность труда в туристской организации ­это оказание услуг в расчете на одного работающего. Сред­немесячная заработная плата одного работника может увеличиваться в связи с доплатами за совмещение профессий.

В условиях развития туристско-экскурсионного обслу­живания все большее значение в повышении качества рабо­ты и культуры обслуживания приобретают показатели состояния культуры предоставления услуг.

Эффективность развития отрасли туристско-экскурсион­ного обслуживания связана с понятиями: концентрация, специализация и кооперирование.

Концентрация туристской деятельности проявляется в создании крупных туристских центров и комп­лексов, а также гостиничных цепей. В этих условиях экономически более выгодно ис­пользовать рекреационные ресурсы, достижения научной организации труда и научно-технического прогресса для организации рекреационной деятельности людей.

Специализация туристско-экскурсионного обслужива­ния представляет собой деятельность туристских предприятий, направленную на предоставление определенных туристских услуг. Например, туристская база или гостиница специали­зируется на организации семейного отдыха или на обслужи­вании на лодочных, конных, пешеходных маршрутах и т. д.

Кооперирование туристских предприятий проводится по отраслевому, межотраслевому, а также по территориальному принципу. Кооперирование по отраслевому принципу пред­полагает производственные связи между самими туристски­ми предприятиями (две туристские базы обслуживают один туристский маршрут), а по межотраслевому принципу ­между туристскими организациями и предприятиями обще­ственного питания, транспорта и т. д.

Для характеристики управления туристским предприяти­ем, определения степени его рациональности, гибкости и мобильности, широты и глубины участия в управлении всего обслуживаю­щего персонала могут быть использованы показатели струк­туры аппарата управления, участия персонала в управлении и т. д. При анализе структуры управления определяют удель­ный вес работников, выполняющих административные обя­занности в общей численности работающих; удельный вес числа работников, занятых на основном обслуживании (на вспомогательном обслуживании), в общем числе работни­ков туристского предприятия. Такой анализ позволяет выя­вить тенденции в изменении организации процесса обслу­живания[4].

Важное место в мобилизации внутренних ресурсов имеет внутрифирменный хозяйственный расчет. Внедрение его на отдельных участках позволяет значительно улучшить ре­зультаты работы. Причем надо планировать такие показате­ли, выполнение которых непосредственно зависит от кол­лективов, работающих на этих участках.

Отдельно можно выделить также хозяйственно-финансовую деятельность туристских баз и гостиниц. Она характеризуется следующими основными показателями:

1) количество мест - всего, в том числе круглогодичных, сезонных, собственных, арендованных;

2) объем обслуживания туристов (человек, чел.-дней);

3) доходы;

4) себестоимость обслуживания,

5) план по труду и заработной плате;

6) прибыль.

Деятельность туристских баз и гостиниц, занимающихся строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, оценивается:

а) показателями ввода в эксплуатацию основных фондов,

б) количеством вводимых койко-мест,

в) объемными по­казателями по капитальному строительству и строительно­-монтажным работам, капитальному ремонту и благоустрой­ству,

г) показателями использования труда основного и вспомогательного персонала.

Предварительный анализ туристского обслуживания осу­ществляется по важнейшим показателям, характеризующим общие результаты и эффективность хозяйственной деятельности туристских баз и гостиниц. Это дает возможность в общих чертах охарактеризовать работу туристского предприятия, связанную с вы­полнением заданий и обязательств, заложенных в биз­нес-плане, определить динамику показателей по сравнению с предыдущими периодами и т. д. При этом не раскрывается внутреннее содержание обобщающих показателей и факторов, влияющих на них.

Показатели, организационного и материально-техниче­ского уровня деятельности туристских баз, гостиниц опре­деляют использование ресур­сов и сочетают материально-технические и организационные факторы в сфере туристско-экскурсион­ного обслуживания.

Задачи анализа материально-технического уровня туристских баз, гостиниц:

а) изучение состава и динамики основных фондов и их технического состояния;

б) определение влияния использования фонда размещения на объем предоставляемых услуг и другие показатели.

Анализ основных фондов состоит из следующих этапов:

1). Анализ структуры основных фондов и изменений, произошедших в их составе.

2). Изучение движения основных фондов и оценка их состояния.

3). Анализ использования номерного фонда[5].

4). Анализ экономической эффективности использования основных фондов и влияющих на нее факторов.

5). Определение резервов повышения эффективности использования основных фондов.

Экономическая эффективность использования основных фондов характеризуется их долей в стоимости предоставля­емых услуг. Анализируя этот показатель, надо иметь в виду особенности его формирования. По мере ввода в эксплуатацию более комфортабельного фонда размеще­ния, внедрения в работу туристских баз (гостиниц, особен­но) средств автоматизации и компьютеризации сумма ежегодной амортизации также возрастает. Когда доля амортизации в себестоимости предоставляемых услуг рас­тет, то для обеспечения рентабельности работы туристско­го предприятия необходимо увеличить стоимость обслу­живания.

На эффективность использования основных фондов оказывают влияние следующие факторы:

1). Разряд места размещения (например, разряд гостиницы).

2). Структура номерного фонда.

3). Коэффициент загрузки.

4). Пропускная способность и коэффициент использования пропускной способности.

5). Качество оказываемых услуг.

Данные о наличии, движении, использовании основных фондов включаются в годовой отчет туристского предприятия. При изучении технического состояния основных фондов применяют следующие коэффициенты:

1). Обновления (отношение стоимости вновь поступивших основных фондов к общей стоимости основных фондов на конец года).

2). Выбытия (отношение стоимости выбывших основных фондов к общей стоимости основных фондов на конец года).

3). Изношенности (отношение суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных фондов).

4). Годности (отношение остаточной стоимости основных фондов к первоначальной стоимости).

Целесообразен подсчет длительности оборота основных фондов, который рассчитывается как отношение среднего­довой стоимости основных фондов к сумме амортизацион­ных фондов, предназначенных для полного восстановления.

Комфортабельность туристского предприятия в значи­тельной степени определяется уровнем его санитарно-тех­нического оборудования, наличием индивидуальных сануз­лов с горячей и холодной водой в номере. Каждый номер современной турбазы или тургостиницы соответственно своей категории и разряду оборудуется полным, неполным или малым санузлом или умывальником с горячей и холод­ной водой непосредственно в жилой комнате. Однако часть фонда размещения эксплуатируется без санузлов и умы­вальников. Анализ комфортабельности жилого фонда дол­жен отражать в процентном отношении качество этого фон­да. Следует анализировать степень внедрения так называе­мой малой механизации на каждом рабочем месте: использование тележек для перевозки белья, пылесосов, различных механизмов, а также наличие специального уборочного инвентаря (щеток, ершей для промывки унита­зов и т. д.)[6].

Показателем, характеризующим уровень организации ра­боты туристской базы и гостиницы, является ритмичность работы.

При сравнении показателей эффективности деятельности мест размещения необходимо выбирать сопоставимые показатели по их типу (разряду).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.