Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность, цель и виды экономического анализа туристских организаций





Содержание

Глава 23. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия. 2

23.1 Сущность, цель и виды экономического анализа туристских организаций 2

23.2 Показатели функционирования и развития туристских организаций. 9

23.3 Методы экономического анализа. 19

23.4 Методы финансовой диагностики туристских предприятий. 24

Контрольные вопросы.. 31

Список литературы.. 33

 


Глава 23. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия

Сущность, цель и виды экономического анализа туристских организаций

В современных условиях одной из самых важных задач для предприятий системы туризма является повышение эффективности производства, что невозможно без проведения экономического анализа как средства выявления необходимых резервов.

Экономический анализ хозяйственной деятельности ту­ристских организаций - это комплексное изучение их ра­боты с целью объективной оценки достигнутых результатов, определения путей повышения эффективности произ­водства туристского продукта и качества обслуживания клиентов.

Необходимость возникновения экономического анализа вызвана желанием субъектов предпринимательской туристской деятельности иметь подтвержденные объективными расчетами данные, которые бы отражали реальное финансовое, имуще­ственное и иное положение дел на конкретной фирме, а так­же перспективы ее развития. Кроме того немало­важный интерес представляют знания, каким образом можно усовершенствовать процесс работы для получе­ния максимально возможной прибыли при наличии опре­деленного потенциала материальных, денежных и других средств.



Предметом экономического анализа хозяйственной дея­тельности туристских организаций являются хозяйственные процессы, явления, ситуации, связанные как с производственной и коммерческой деятельностью отдельных фирм, так и с разви­тием туристской отрасли в целом, прежде всего с точки зрения их результативности, т.е. конечных финансовых результатов деятельности, складывающихся под воздействием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов.

Основной целью экономического анализа является получение небольшого числа параметров (экономических показа­телей), дающих объективную и точную картину хозяйственного состояния предприятия, его прибылей и убыт­ков, изменений в структуре основных и оборотных фон­дов, нематериальных активах, в объемах продаж и их ди­намике, в структуре управления предприятием, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. При этом интересно как текущее состо­яние предприятия, так и прогноз его деятельности на перспективу. Вид анализа зависит от целей конкретных пользователей экономической ин­формации.



В ходе экономического анализа выявляют потребность в материальных (основных и оборотных), трудовых (рабочей силе) и финансовых (денежных средствах) ресурсах, дают оценку ожидаемых экономических результатов хозяйственной деятельности по производству туристского продукта и его реализации, определяют себестоимость, прибыль и рентабельность.

Экономический анализ позволяет разработать тип стратегии в отношении долгосрочных активов, стратегию и тактику развития предприятия, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить результат деятельности.

Таким образом, общая цель экономического анализа состоит в оценке достигнутых результатов и в выявлении резервов эффективности деятельности предприятия[1].

Для правильного понимания содержания анализа деятельности туристского предприятия важное значение имеет его классификация.

Виды экономического анализа хозяйственной деятельно­сти туристских предприятий можно классифицировать по следующим показателям:

1). Объект анализа (что анализируется);



2). Субъект анализа (кто анализирует);

3). Задачи анализа;

4). Широта сравнений;

5). Периодичность анализа (повторяемость);

6). Время проведения;

7). Степень охвата анализируемого объекта;

8). Содержание анализа;

9). Субъект управления;

10). Методика изучения объекта.

Рассмотрим представленную классификацию более подробно.

1. По объектам анализа выделяются: отрасль или определенное направление деятельности туристской индустрии; регион; предприятие (фир­ма); отдельные подразделения предприятия; отдельные сотрудники.

2. По субъектам анализа выделяются: органы государ­ственного управления; экономические службы всех уровней (включая туристские организации, финансовые и статисти­ческие организации, налоговые инспекции и отделения Госкомстата). Главным звеном среди субъектов анализа явля­ется руководитель предприятия.

3. По поставленным задачам в экономическом анализе выделяются:

а) оценка обоснованности и напряженности бизнес-плана;

б) определение базовых показателей для прогноза на предстоящий период;

в) оценка результатов хозяйственной деятельности туристской организации, про­верка выполнения плана с выделением причин невыполнения (объективных и субъективных)[2];

г) подведение итогов деятельности туристской организации на основе определения влияния отдельных подразделений и сотрудни­ков на общие результаты;

д) выявление резервов повышения конкурентоспособнос­ти туристской организации;

е) прогнозирование ожидаемых результатов, в том числе и от инновационной деятельности;

ж) подготовка вариантов внесения корректировок для выбора оптимальных управленческих решений.

4. По широте сравнения – анализ делится на внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Внутрихозяйственный анализ - это анализ финансо­во-хозяйственной деятельности туристского предприятия по данным бухгалтерского и управленческого учета. Его особенностями являются:

а) целевая направленность анализа на руководство пред­приятием;

б) использование всех возможных источников учетной ин­формации;

в) комплексное изучение всех сторон деятель­ности предприятия.

Основными задачами внутреннего анализа являются:

а) оценка хозяйственной ситуации;

б) выявление факторов и причин достигнутого состояния;

в) подготовка и обоснование предлагаемых изменений в управленчес­кой деятельности туристского предприятия.

Исходя из определенных выше особенностей и целей внутрихозяйственного анализа выделяются следующие его направления:

а) анализ финансовых показателей с целью более подробной характеристики имущественного и финансового положения туристского предприятия, результатов его деятельности в истекшем периоде, а также возможностей на ближайшую перспективу;

б) аудит-анализ с целью выработки конкрет­ных рекомендаций управленческому персоналу по повыше­нию эффективности деятельности туристского предприятия;

в) анализ движения товаров с целью оцен­ки эффективности частных управленческих решений, свя­занных с закупками товаров, маркетинговой политикой и пр. и оперативного проведения необходимых из­менений для увеличения объема продаж туристского продукта и прибыли;

г) анализ издержек обращения с целью выявления возможностей повышения эффективности работы туристского предпри­ятия за счет более рационального использования ресурсов.

5. По периодичности – анализ делится на периодический (раз в три года, в год, в квартал, в месяц) и разовый (основные периоды ­год и квартал);

6. По времени проведения относительно бизнес-плана ­ анализ делится на предварительный (перспективный для составления плана), оперативный (при составлении бизнес-плана), последующий (ретроспективный при подведении итогов выполнения бизнес-плана).

Пред­варительный анализ проводится до начала осуществления про­изводственного процесса с целью обоснования управленческих решений, а также для прогнозирования и оценки ожидаемого выполнения плана.

Последующий анализ соверша­ется после окончания хозяйственных операций. Его основной целью является контроль за выполнением плана, выявление неисполь­зованных резервов, оценка результатов деятельности турист­ского предприятия. Последующий анализ составляет основу перспективного анализа и в свою очередь делится на оператив­ный (ситуационный) и итоговый (результативный). Цель опе­ративного анализа - выявлять недостатки, возникшие после совершения хозяйственных операций или в результате измене­ния ситуации за определенный отрезок времени, и воздейство­вать на эти процессы. В современных условиях, характеризую­щихся динамичностью происходящих процессов под влиянием факторов внутренней и внешней среды, значение этого вида анализа особенно важно. Итоговый анализ проводится за от­четный период (год, квартал, месяц). Его роль состоит в комплексном и всестороннем изучении деятельности за соответ­ствующий период. Итоговый и оперативный анализы тесно вза­имосвязаны и дополняют друг друга.

7. По степени охвата анализируемого объекта анализ делится на сплош­ной и выборочный;

8. По содержанию анализ делится на полный (комплексный) и темати­ческий (локальный).

Полный (комплексный) анализ предполагает изучение всех видов деятельности туристского предприятия в их вза­имосвязи, общую методику расчета основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия для оценки общего положения дел путем сравнения расчетных показателей с некоторыми экспертными значениями, опре­деление динамики его развития. Результаты комплексного анализа оформляются в виде пояснительной записки к годо­вому отчету.

Тематический (локальный) анализ ограничивается изу­чением отдельных направлений деятельности туристского предприятия, т. е. является лишь частью комплексного ана­лиза. Локальный анализ - это перечень специализирован­ных методик по особо подобранному кругу показателей, позволяющих проанализировать некоторое направление де­ятельности для налаживания конк­ретных форм партнерских отношений с данным предприятием.

9. По субъектам управления выделяют:

а) технико-экономический анализ, главным содержанием которого является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и определение их влияния на эконо­мические результаты деятельности предприятия;

б) финансово-экономический, анализирующий финансовые результаты деятельности предприятия;

в) аудиторский - экспертная оценка финансового состояния предприятия;

г) экономико-статистический, применяется статистически­ми органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления - предприятия, отрасли, региона;

д) экономико-экологический, исследует затраты на экологию и взаимодействие экологических и экономических процессов в целях сохранения и улучшения окружающей среды;

е) маркетинговый анализ, объектами которого становятся внешняя среда функционирования предприятия, рынки, фак­торы производства и сбыта и т.п.

10. По методике изучения объектов экономический анализ может быть сравнительным, факторным, диагностическим, маржинальным, экономико-математическим, стохастическим (дис­персный, корреляционный и др.), функционально-стоимостным.

Сравнительный анализ позволяет сравнивать отчетные дан­ные с показателями плана текущего периода, прошлых лет, дру­гих предприятий. Внутри него различают горизонтальный, вер­тикальный и трендовый анализы.

Факторный способствует выявлению величины влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ определения характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, ха­рактерных только для данного нарушения.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании деления затрат на постоянные и переменные и взаимосвязи "объем про­даж - издержки производства - прибыль".

Экономико-математический анализ позволяет выбрать наи­более оптимальный вариант решения экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности производства за счет более рационального использования ресурсов туристского предприятия.

Стохастический анализ используется для изучения соот­ветствующих зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами производственной деятельности.

Функционально-стоимостной анализ представляет метод выявления резервов на основе выполняемых предприятием функций и ориентированный на их оптимальную реализации на всех стадиях жизненного цикла туристского продукта.

Экономический анализ выполняет следующие функции:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических яв­лений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих реше­ний, за экономным использованием ресурсов.

4. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

5. Оценка результатов деятельности предприятия по выпол­нению планов, достигнутому уровню развития экономики, ис­пользованию имеющихся возможностей.

6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Принципы экономического анализа:

1. государственный подход;

2. научность;

3. комплексность;

4. системность;

5. объективность;

6. конкретность;

7. точ­ность;

8. действенность;

9. плановость;

10. оперативность;

11. демократизм;

12. достоверность;

13. эффективность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.