Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационная культура команды





 

Организационная культура — интегральная характеристика команды проекта, как организационной структуры, включающая такие элементы, как система ценностей, образцы поведения, способы оценки результатов, типы управления (11).

Команда проекта — организационная структура выступает как единый организм и объект управленческой деятельности. Организационная культура является мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать команду проекта на общие цели и результаты.

В состав организационной культуры входят:

1. осознание своего места в команде;

2. ценности и нормы поведения;

3. обычаи деловой практики деятельности;

4. коммуникационная система и культура общения;

5. критерии и правила полномочий и ответственности, статуса и власти;

6. правила неформальных отношений;

7. сложившиеся в команде привычки и традиции;

8. взаимоотношения между людьми;

9. трудовая и деловая этика

 

Пример внешних признаков организационной культуры команды

1. Все сотрудники ходят на работу в «офисном стиле». На пятницу не назначаются никакие переговоры, потому что традиционно в этот день все одеваются «вольно».



2. У всех одинаковые и очень дорогие ручки одной известной фирмы.

3. Принцип —«Работаешь на здоровый образ жизни — не кури».

4. День образования компании — праздник для коллектива.

5. Если сотрудники задерживаются сверхурочно, то за счет фирмы их угощают ужином.

6. За каждый проработанный год выплачивается определенный премия.

7. Все общаются на «ты» и по имени (это установка)

8. Никаких приемов — дверь Президента открыта, каждый может зайти и задать свой вопрос.

9. Сотрудники пользуются (по крайней мере, на людях) той продукцией (косметика, фото, аксессуары, которые производит или продает фирма)

10. Ценится импозантный вид. Строгость неуместна.

 

 

Говоря обуправлении как элементе организационной структуры, необходимо в первую очередь должны определить, какие задачи выполняет управление в конкретной команде проекта и как оно это делает, т. е. понять, какие области являются предметом координации и регулирования и каким способом эта координация осуществляется.



Тип управления это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления должны соответствовать организационной культуре команды проекта, и следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления — рассогласование между этими параметрами организации.

Можно выделить следующие типы управления.

1. Первый тип характеризуется коллективистской управленческой формой, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленческая форма соответствует органической организационной культуре, при которой сотрудники организации являются послушными исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в этом случае — авторитет руководителя. Авторитетный руководитель получает практически беспрекословное подчинение, основанное на принятии его мнения как самого верного, продуманного и выгодного для сотрудников. Если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде тра­диций, правил поведения, то он воспринимается как «правильный», эффективный руководитель, пользующийся доверием подчиненных. Если руководитель начинает нарушать установленные нормы, нарушать традиции, то он может быть «свергнут». Аванс нарушения норм у каждого руководителя свой. Если руководитель обладает большим авторитетом, он может более существенно и в течение длитель­ного срока нарушать правила, если авторитет меньший, то терпение сотрудников истечет раньше, и он будет сменен.



2. Следующий тип характеризуется рыночной управленческой формой. При ее использовании решения принимаются в соответствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда. Руководитель будет казаться сильным, эффективным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее затраченным силам, более выгодные финансовые условия, чем другой руководитель. Такая управленческая форма соответствует предпринимательской организационной культуре, в которой существуют, как правило, активные сотрудники, ориентированные на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственности, объема выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.

3. Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний). Главным мерилом эффективности и успешности руководителя оказывается степень его воздействия на подчиненных. Сильным руководителем втаком типе управления мы будем называть такого, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Такого типа управленческая форма характерна для бюрократической организационной культуры, которая характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих сноп функции и приказы начальства.

4. Относительно новый тип управления характеризуется демократической управленческой формой. Этот тип управления связан с использованием закона как главного рычага управления. Для подобной организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение результата (получение нового знания), с другой стороны, стремящихся к собственному профессиональному развитию. Достижение подобных целей в группе, включающих разно ориентированных, активных личностей, невозможно, если не будут установлены определенные правила поведения — законы. Но эти законы должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства.

5. В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределенность управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всех субъектов управления. Основная его особенность — использование в качестве главного рычага управления — знаний. Эффективная управленческая деятельность не может быть осуществлена без использования знаний множества различных профессионалов, обладающих своими специфическими представлениями и фактами, описывающими управляемую реальность. В таком подходе целостное представление об управляемом объекте, его состоянии, путях изменения и этапах достижения цели не будет полным при потере хотя бы одного видения. Примером такого управления может служить работа управленческой команды на уровне государства, в которую должны быть включены профессионалы, способные увидеть самое большое количество аспектов принимаемых решений, предугадать их последствия и минимизировать возможный ущерб.

 

 

Таблица 21.2.2. Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности
Тип совместной деятельности Управленческая форма Рычаг управления
Совместно-взаимодействующий Совместно-индивидуальный Совместно-последовательный Совместно-творческий Коллективистская Рыночная Бюрократическая Демократическая Диалоговая Авторитет Деньги Сила Закон знания

Организация совещаний

Совещание это специфический вид управленческой деятельности, имеющий свои правила и закономерности, неотъемлемая часть жизни организации. Производственные совещания позволяют обменяться информацией, выявить весь спектр мнений, определить возможные пути решения проблемы и принять необходимые управленческие решения. В ходе совещания каждый его участник получает возможность прояснить свою позицию, понять многообразие подходов к предмету обсуждения.

Совещание является хорошим средством сплочения и развития команды, оно повышает интерес к совместной деятельности, обеспечивает принятие оптимальных решений. Вместе с тем, совещание это сложный процесс, который занимает значительную часть рабочего времени как руководителей, так и подчиненных. В целях повышения эффективности совещания его необходимо тщательно готовить.

Совещания можно классифицировать по признакам (9), приведенным в таблице 21.2.3.

 

Таблица 21.2.3. классификация совещаний
Классификационный признак Виды совещаний
По назначению 1. вырабатывающие и принимающие решения 2. итоговые 3. оценочные 4. информационные 5. оперативные
По периодичности проведения 1. разовые 2. периодические 3. регулярные
По количеству участников 1. с узким составом (до 5 человек) 2. расширенные (до 20 человек) 3. представительные (более 20 человек)
По степени стабильности участников 1. с фиксированным составом 2. с приглашенными по списку, формируемому для каждого совещания 3. комбинированные
По принадлежности 1. научно-технические 2. административные

Организация проведения совещаниясостоит из трех этапов:

/. Подготовка совещания. Подготовительный этап включает:

1. определение необходимости и целесообразности проведения совещания;

2. разработку повестки дня;

3. определение состава участников;

4. определение даты и времени проведения;

5. определение места проведения.

Определяя необходимость и целесообразность проведения совещания, менеджер должен проанализировать все другие возможности достижения поставленной цели и только убедившись в пользе совещания, принять решение о его проведении.

Основными целями производственных совещаний, проводимых в ходе управления проектами являются:

1. контроль и координация деятельности;

2. повышение эффективности работы;

3. поиск новых идей;

4. проведение детализированного планирования;

5. анализ сложной информации;

6. распределение ресурсов;

7. разрешение конфликтов;

8. развитие команды.

Разрабатывая повестку дня, необходимо четко сформулировать цель совещания, чтобы заранее ознакомить участников с тематикой и задачами совещания, дать им возможность подготовиться.

Состав участников совещания должен быть подобран таким образом, чтобы их опыт и эрудиция позволили найти решение проблемы. Кроме того, необходимо пригласить тех специалистов, которых эта проблема непосредственно затрагивает. Определив состав участников, целесообразно составить их список с указанием адресов и телефонов, что обеспечит возможность последующей связи с ними.

Назначая дату и время проведения совещания, необходимо учитывать его периодичность. Регулярные совещания обычно проводятся в одни и те же дни, в одно и то же время, в одном и том же месте.

Местом проведения совещания может быть кабинет менеджера, специально оборудованное помещение.

//. Проведение совещания сложный процесс, требующий определенных навыков от ведущего (председателя) и от участников совещания. Председатель отвечает за создание в ходе совещания особого климата — климата доверия, поэтому в ходе своей работы он должен осуществлять сразу две роли: ведущего и участника. Обеспечение согласованности ролей является важным моментом, так как преобладание роли ведущего приводит к администрированию, формальному управлению и цель совещания может быть не достигнута, а преобладание второй роли приводит к потере нитей управления совещанием. Однако как участник он обладает большей властью и возможностями принятия решений.

Роли других участников совещания распределяются следующим образом:

1. референт (помогает председателю проводить совещание);

2. секретарь (ведет протокол совещания, подготавливает необходимые документы и справочные материалы, обеспечивает ими участников совещания, в обсуждении вопросов обычно не участвует);

3. члены группы (обсуждают проблему и предлагают решения).

При проведении совещания необходимо помнить об отведенном для этого времени. Оперативному проведению совещания способствует соблюдение регламента. Отсутствие заранее установленного регламента ведет к затягиванию обсуждения, снижению его результативности, развитию неделовой обстановки.

В ходе любого совещания реализуется ряд социально-психологических функций: сбор информации в объемах, необходимых для ясного понимания сути проблемы каждым участником совещания; переработка, оценка, отбор информации, поиск возможных решений и принятие конкретного решения. Для этого председатель должен убедиться что специализация участников обсуждения ясна, каждый может внести полезный вклад. Целесообразно представить участников друг другу с указанием имен и должностей. Большое значение имеет однозначность понимания проблемы всеми участниками, поэтому следует четко изложить проблему, показать в чем состоит ее значимость, какие результаты может дать ее решение и каковы последствия нерешенной проблемы.

Далее председатель должен предоставить возможность свободно высказать свои взгляды и предложения всем участникам, наблюдая за ходом обсуждения и активизируя пассивных. В процессе обсуждения, целесообразно приводить идеи в определенную последовательность, поддерживать нить обсуждения, не допуская повтора тем, ухода от темы, затянутых монологов и личной конфронтации участников. Желательно осветить все аспекты проблемы, собрать максимум предложений.

Выслушав всех, председатель может высказать собственное мнение, выделить основные конструктивные предложения, обратить внимание членов группы на имеющиеся ресурсы, сделать предварительный анализ.

///. Завершение совещания. Завершающим этапом совещания является принятие решения и его реализация. На совещании решение принимается всеми участниками и может вырабатываться двумя способами.

Первый способ состоит в том, что специально избранная комиссия, которой поручается подготовка решения, заранее готовит его проект. Проект заслушивается участниками совещания, после чего вносятся коррективы. С учетом внесенных корректив формируется решение, которое принимается по результатам голосования.

Второй способ заключается в том, что председатель сам обобщает высказывания участников, подводит итоги и формирует решение. Он должен найти консенсус, обеспечив принятие решения, устраивающее в той или иной степени всех. После того как решение принято, необходимо четко распределить все дальнейшие действия, указать ответственных, сроки и механизм проверки исполнения.

Ход совещания, принятые решения, исполнители и сроки должны быть зафиксированы в протоколе совещания.

Протокол совещания представляет собой первичный официальный документ, позволяющий менеджеру требовать выполнения порученной работы от конкретных исполнителей.

Бывает что отдельные высказанные в ходе совещания идеи в последствии не используются, тем не менее их следует зафиксировать, записать.

Протокол совещания должен быть утвержден и роздан участникам. Успех совещания определяется сопоставлением первоначально поставленных целей с полученными результатами ?

Принятие решений основной вид управленческого труда. Управленческое решение - это выбор альтернативы, действие, направленное на разрешение проблемной ситуации. Управленческое решение является результатом управленческой деятельности менеджера и представляет собой творческий процесс содержательного преобразования информации о состоянии объекта в управляющую информацию.

В зависимости от принятых за основу критериев допустима различная классификация управленческих решений (таблица 21.2.4.).

 

Таблица 21.2.4. классификация управленческих решений
Классификационный признак Виды решений Характеристики видов
по сроку действия последствий 1. долгосрочные 2. среднесрочные 3. краткосрочные
по частоте принятия 1. разовые 2. повторяющиеся
по широте охвата 1. общие 2. узкоспециализированные
по форме подготовки 1. единоличные 2. групповые 3. коллективные
по сложности 1. простые 2. сложные
по жесткости регламентации 1. контурные, дают приблизительную схему действия исполнителей, предоставляя им свободу выбора приемов и методов реализации решения 2. структурированные, жестко регламентируют действия исполнителей, предоставляя возможность проявления инициативы при решении только второстепенных по значимости вопросов 3. алгоритмические, крайне жестко регламентируют деятельность исполнителей, практически полностью исключая инициативу с их стороны
по условиям и способам принятия решения 1. организационное решение, выбор руководителя, необходимый для выполнения его должностных обязанностей по реализации поставленных перед организацией целей, в том числе: a. запрограммированное решение, которое предполагает наличие ограниченного числа возможных альтернатив с возможностью выбора лишь в пределах направлений, заданных проектом b. незапрограммированное решение, которое связано с новыми ситуациями внутренне не структурированными или сопряженными с неизвестными факторами 2. интуитивное решение, которое представляет собой выбор, основанный на ощущении его правильности 3. основанное на суждениях решение это выбор, сделанный на основе знаний или прошлого опыта 4. рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта

 

Процесс формирования решения может быть представлен в виде ряда этапов, представленных в таблице 21.2.5.

 

Таблица 21.2.5. последовательность формирования решений
Этап формирования Содержание этапа
1. Постановка производственной задачи анализ проблемной ситуации, нуждающейся в разрешении, изучение положения дел, целей, диагностика проблемы, предварительная формулировка критериев
2. Выявление ограничений и обоснование критериев для принятия решений выявление возможных ограничений (недостаток необходимых трудовых, материальных, финансовых ресурсов, отсутствие требуемой технологии, наличие определенных законодательных актов, этических норм), которые сужают возможность принятия оптимальных решений. Установление источника и сути ограничений. Обоснование критериев оценки альтернативных вариантов
3. Определение альтернатив разработка возможных альтернативных способов решения проблемы
4. Сравнение и оценка альтернатив оценка каждой альтернативы с учетом положительных и отрицательных сторон, а также возможных общих последствий
5. Выбор наилучшего решения выбор альтернативы с наиболее благоприятными общими последствиями
6. Реализация решения принятие мер по конкретизации решения и доведения его до непосредственных исполнителен
7. Контроль за исполнением установление обратной связи между управляющей и управляемой системами, позволяющей выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения и внести необходимые коррективы, определить причины

 

Как правило, решения принимаются в отсутствии подпой информации, поэтому и процессах принятия решений участвуют как составляющие процесса принятия решения, так и их заменители (таблица 21.2.6.).

Таблица 21.2.6. составляющие процесса принятия решения и их заменители
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАМЕНИТЕЛИ
1. Факты - a. неопровержимы, неоспоримы, несомненны; b. могут изменяться и устаревать; c. необходимы для принятия решения, но часто - недоступны 1. Информация — a. может быть истинной и ложной; b. связана с суждениями; содержит факты; используется в случае отсутствия фактов; должна быть надежной и обоснованной
2. Знания — a. тщательно взвешенные факты со всеми выявленными оттенками и взаимосвязями из прошлого опыта; b. прилагаются к фактам для составления полной картины; при недостаточности требуют советов и суждений 2. Советы - a. обусловленные массой личных факторов изложения фактов прошлого и чужого опыта с выводами; b. часто имеют скрытый подтекст, прямо противоположный словам, советчики не несут ответственности за данные советы; c. советы всегда рассматриваются с точки зрения своих знаний и опыта.
3. Опыт — a. не обязательно должен быть личным, но обязательно — доступным; b. его следует тщательно хранить, не засекречивая от тех. кому он необходим, не только положительный, но и отрицательный: его надо фиксировать на постелях; следует исключить фракционное использование опыта каждым отделом только для своих. 3. . Эксперимент — a. необходим в отсутствие опыта; b. должен проводиться с должным вниманием и тщательностью: ввиду высокой стоимости, к экспертам следует обращаться только при решении стратегических задам или в экстренных случаях  
4. Анализ — a. процесс сведения воедино п. 1—3 в обеих колонках, их обработки и оценки в данном контексте с учетом прецедентов. 5. Суждение — a. ему нет замены, это главное качество, по которому оценивают человека, принимающего решения. 4. Интуиция — b. используется при невозможности проведения анализа; c. на основе инстинктивного представлении о правильном решении делается компетентная, обоснованная догадка; d. при первой же возможности проводится) анализ.

 

Среди факторов, оказывающих влияние на процесс подготовки и принятия решения большое значение имеет среда принятия решения, влияние социальной группы, коллектива, а также черты личности руководителя. Решения могут приниматься индивидуально или с использованием группового подхода.

Групповой подход к принятию решений обеспечивает высокую степень обоснованности, меньшую вероятность ошибок, наличие многовариантных проработок. Этому способствует обстановка открытой коммуникации и сотрудничества, возможность взаимной корректировки решений.

Формами групповой работы по выработке решений являются совещание, работа в комиссии и т. п.

Если перед группой стоит сложная проблема, то эффективным методом подготовки управленческих решений является метод «мозговой атаки» («мозгового штурма»). Коллективными методами целесообразно также решать проблемы, связанные с радикальными изменениями в организации, так как это обеспечивает их лучшее восприятие и тем самым способствует повышению эффективности реализации решения.

Однако, групповой подход требует больших затрат времени на разработку, обсуждение, согласование и принятие решений.

Индивидуальные решения обычно используются в тех случаях, когда фактор времени имеет определяющее значение. Эти решения могут отличаться новизной, нестандартным подходом, особенно если их принимает незаурядная личность.

Совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которые несут с собой решения к исполнителям, формирует личностный профиль управленческого решения, характеристики видов личностных профилей решений приведены в таблице 21.2.7.

 

Таблица 21.2.7. Виды личностных профилей решений
Вид личностного профиля Характеристика
Решение управленческого типа   характерны для людей, приступающих к решению проблемы с заранее сформулированной исходной идеей, возникшей в процессе пред­варительного анализа условий и требований задачи. Внимание чело­века в равной степени привлекает и выдвижение гипотез и их провер­ка. Такой уравновешенный подход к принятию решений является наиболее продуктивным
Импульсивное решение свойственны людям, легко генерирующим идеи, которые сам процесс разработки гипотез предпочитают действиям по их оценке и уточне­нию, поэтому в процессе принятия решения отсутствует этап обосно­вания. Стремление руководителя реализовать решение без необходи­мого обоснования может привести к снижению эффективности процесса управления
Инертное решение представляют результат неуверенного, крайне осторожного поиска. После выработки исходной гипотезы процесс ее уточнения замедля­ется. Человек критично оценивает свои подходы к решению, неоднократно их проверяет, что замедляет процесс принятия решения
Таблица 21.2.7. Виды личностных профилей решений
Вид личностного профиля Характеристика
Рискованное решение похожи на импульсивные, но в отличие от них, в ходе принятия ре­шения не исключается этап обоснования гипотезы, хотя к оценке че­ловек приступает лишь после обнаружения несоответствия. В ре­зультате, хотя и не сразу, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются
Осторожное решение являются результатом тщательной оценки гипотез, характеризуются высокой критичностью. Таким решениям свойственна упреждающая оценка последствий. Осторожный человек в большей степени опаса­ется ошибок, чем радуется успеху, поэтому его цель — избежать ошибок. Это заставляет его совершать большое количество разнооб­разных подготовительных действий до того как решение принято

Большое влияние на процесс принятия решений оказывают условия, в которых они принимаются. Решения могут приниматься в обстановке определенности и риска (неопределенности). В условиях определенности менеджер уверен в результатах каждого альтернативного варианта. В обстановке риска менеджер может лишь определить вероятность успеха каждой из имеющийся альтернатив. Большое значение при принятии решения имеет культура менеджера, ценности и традиции организационной культуры, которая оказывает значительное влияние на поведение и взаимодействие сотрудников.

В ходе формирования решения приходится согласовывать противоречивые требования, сглаживать имеющиеся противоречия. Целесообразно осуществлять это не формальным путем, а за счет разумных компромиссов нацеленных на достижение конечного результата. Важное решение обычно вызывает необходимость при­нятия многих последующих решений, в связи с чем менеджер должен хорошо представлять взаимозависимость решений в системе управления проектом. Кроме того, менеджер должен помнить о двойном эффекте принятого решения: производственно-экономическом и нравственно-психологическом. Оценкой правильности принятого решения являются не только производственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, их активность, инициатива, коллективизм.

В состав требований, предъявляемых к управленческим решениям, входят:

1. эффективность, под которой понимается наиболее полное обеспечение достижения поставленной цели организации;

2. экономичность, которая предполагает обеспечение достижения поставленной цели с наименьшими затратами;

3. своевременность, под которой понимается не только вовремя принятое решение, но и своевременность достижения цели. Задержка с принятием решения или нереализованное решение могут снизить ожидаемые результаты (в связи с инфляцией, изменением политической ситуации и другими факторами). По прошествии времени решение может устареть и потерять смысл в будущем;

4. обоснованность решения, под которой понимается наличие доказательств его достоверности и обязательности;

5. реалистичность решения, которая предполагает возможность его реального осуществления. Решение должно соответствовать возможностям и ресурсам коллектива, который его выполняет. Абстрактные решения не эффективны, вызывают разделение мнений исполнителей.

Немаловажное значение в достижении эффективности решений имеют методы доведения принятых решений до непосредственных участников процесса реализации. Доведение решения до исполнителей целесообразно начинать с его разбивки на групповые или индивидуальные задания и подбора исполнителей. Выдача задания каждому исполнителю осуществляется с учетом его служебных обязанностей умение передать задачи исполнителям является определяющим фактором обеспечения эффективности принятого решения.

Обычными причинами невыполнения решений являются (9):

1. недостаточная четкость формулировки решения;

2. решение было сформулировано четко и ясно, но плохо уяснено исполнителем;

3. решение было четко сформулировано и понято исполнителем, но отсутствовали необходимые условия и средства для его выполнения;

4. решение было четко сформулировано, понято исполнителем, имеющим все необходимые средства для его реализации, однако отсутствовало внутреннее согласие исполнителя с данным вариантом решения. Возможно, исполнитель имел свой вариант решения проблемы, более эффективный с его точки зрения. Таким образом, умение менеджера правильно выбирать методы проведения принятых решений в жизнь, способность учитывать и преодолевать как объективные, так и субъективные факторы во всей их полноте исключают ненужные действия и затраты, улучшают взаимоотношения между работниками, побуждают их к активной деятельности, облегчают контроль за выполнением решений и выявление возможных ошибок.

 

Организация переговоров

 

Взаимодействие между участниками инвестиционного процесса, находящимися под влиянием различного рода экономических и других обстоятельств, приводит к применению старых и появлению новых рабочих и личных отношений, возникновению сложных хозяйственных ситуаций, в разрешении которых каждая сторона имеет особые интересы и старается отстоять их — все это вызывает необходимость переговоров.

Переговоры представляют собой способ установления взаимосвязи между людьми, позволяющий через взаимопонимание, совместный анализ проблемы находить взаимоприемлемое решение.

Ведение переговоров требует навыков особого поведения, такта, умения быть хорошим психологом, так как основная цель переговоров состоит в достижении определенного соглашения, отвечающего интересам обеих сторон и получении результатов, удовлетворяющих всех участников. Переговоры должны служить взаимной пользе, строиться на принципах справедливости, способствовать взаимообогащению и взаиморазвитию сторон.

Виды переговоров весьма разнообразны. Однако, все они обычно включают следующие этапы:

1. подготовка переговоров;

2. проведение переговоров;

3. решение проблемы (завершение переговоров);

4. анализ итогов переговоров.

/. Подготовка переговоров очень ответственный процесс, определяющий степень их успеха. На данном этапе необходимо тщательно изучить:

1. основные цели переговоров;

2. партнеров по переговорам;

3. предмет переговоров;

4. сложившуюся ситуацию и условия проведения переговоров;

5. организационные вопросы.

Проделанная работа позволит:

1. выработать собственную позицию на переговорах;

2. спрогнозировать и проанализировать возможную позицию партнеров;

3. спрогнозировать и оценить возможные результаты переговоров;

4. разработать пути реализации переговорной стратегии;

5. решить организационные вопросы.

Выработка собственной позиции базируется на глубоком осмыслении обсуждаемой проблемы, ее ясной оценке, четком видении предмета и целей переговоров, Здесь необходимо подготовить предложения, которые будут выдвигаться в ходе переговоров; определить степень возможных уступок и компромиссов, позиции, которые необходимо отстоять; наметить

 

возможные приемы воздействия на партнеров; выработать линию поведения в случае возникновения горячей дискуссии или если переговоры зайдут в тупик, или партнерами будет проявлено недоверие к предоставленной информации и т. п. Целесообразно разработать несколько вариантов сценариев хода переговоров, особенно когда предстоят трудные и ответственные переговоры.

В ходе решения организационных вопросов необходимо уделить внимание формированию протокольной группы, в обязанности которой входит организация протокольных мероприятий (организация встреч, обслуживание переговоров, ведение записей и т. п.).

2. Проведение переговоров в свою очередь может быть подразделен на ряд этапов (9):

1. встреча и установление контакта;

2. ориентация;

3. обсуждение (аргументация);

4. выработка решения.

Встреча и установление контакта — это начальный этап переговоров. Делегацию встречают на вокзале или в аэропорту и размещают в гостинице. В зависимости от уровня руководителя делегации, ее встречает либо глава делегации принимающей стороны, либо один из участников переговоров. Процедура приветствия обычно заключается в обмене рукопожатиями, причем первым руку подает встречающий.

Любые переговоры несут определенную психологическую нагрузку, что находит отражение в поведении участников, поэтому для установления контактов переговоры целесообразно предварять короткой беседой, в ходе которой участники должны продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения, обменяться визитными карточками.

Этап ориентации открывает деловую часть переговоров. Стороны обмениваются информацией, разъясняя собственные позиции. Это позволяет полностью раскрыть суть проблемы, подлежащей разрешению, определить противоречия в целях и интересах сторон, выявить разницу позиций. На этом этапе необходимо пробудить заинтересованность партнера, вовлечь его в круг совместных интересов. На этапе обсуждения следует определить границы возможной договоренности, аргументировано доказав оппоненту какие из его предложений не могут быть приняты и почему.

Выработка решения завершает деловую часть переговоров. На этом этапе происходит согласование позиций и трансформация интересов партнера в окончательное решение.

На этапах обсуждения и разработки решения следует учитывать социально-психологическое воздействие эффектов контраста и ассимиляции.

Действие эффекта контраста проявляется в том, что если одна из сторон подчеркивает отличие собственных взглядов на возможную совместную деятельность от взглядов партнера, то в результате она психологически удаляется от него. Подчеркивание схожести позиций способствует сближению с партнером — это эффект ассимиляции. Зная это, участники переговоров могут различными способами представить свою позицию. Известны следующие способы подачи позиции:

1. открытая позиция;

2. закрытая позиция;

3. подчеркивание общности в позициях;

4. подчеркивания различий в позициях.

Достижению успеха в переговорах способствует подчеркивание единства позиций, а также умение слушать и убеждать.

3. Завершение переговоров, этап, на котором при условии их позитивного протекания, следует лаконично, в обобщенной форме повторить основные обсуждавшиеся вопросы, отметить позиции, по которым достигнуто обоюдное согласие. Это делается для того, чтобы убедиться в правильном понимании сторонами основных положении будущего

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.