Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет, метод и основные категории статистики как науки





Реферат

по дисциплине: Статистика

 

Выполнила студентка

3 курса, группа 14301.70

Зезюлина Н.В.

_____________________

 

 

Научный руководитель

Барышева Е.Н.

____________________

 

Работа защищена

«____» __________2016г.

Оценка____________

 

 

Самара 2016

 

Глава 1. Предмет и метод статистики

Предмет, метод и основные категории статистики как науки

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.



Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.



В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:
1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);
2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;
3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.



Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики:

1. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Совершенствование организации труда на основе научно-обоснованных рекомендаций относится к числу важнейших задач современного производства бытовых услуг, является одним из основных условий в решении задач, поставленных предприятием.
Совершенствование организации труда на рабочем месте, это процесс непрерывного внесения в существующую организацию труда всего нового и передового. Однако эффективность этого процесса будет обеспечиваться тогда, когда существующей уровень организации труда на рабочем месте будет постоянно анализироваться. Цель такого анализа - определение соответствия (или отклонения) состояния всех элементов организации рабочего места типовым решениям, нормам проектирования, отражающим новейшие достижения науки и техники, передового опыта.
Эффективное использование трудовых ресурсов, создание благоприятных условий труда оказывают влияние на уровень производительности труда и, через показатель эффективности труда на увеличение объемов оказанных услуг, на сроки выполнения, на эффективность использования мощностей, а также на себестоимость оказываемых услуг, т.е. на технико-экономические показателя работы предприятия.
Поэтому на сегодняшний день очень важно для предприятия обеспечить эффективное использование фонда рабочего времени, а для этого нужно установить величину потерь рабочего времени и выявить причины, вызывающие у работника эти потери.
Основная цель курсового проекта – изучить статистические методы использования рабочего времени, применяемые на практике.
Методы исследования трудовых процессов могут классифицироваться по ряду признаков: цели исследования, количеству наблюдаемых объектов, способу проведения наблюдения, форме фиксации его данных и т.п.
Рабочее время изучается методом непосредственных замеров и методом моментных наблюдений.
Метод непосредственных замеров позволяет наиболее полно изучить процессы труда, получить достоверные данные об их продолжительности в абсолютном выражении, сведения о последовательности выполнения отдельных элементов работы, а также фактических затратах рабочего времени за весь период наблюдения (используются метод наблюдения и метод группировки).
Сущность метода моментных наблюдений состоит в регистрации и учете количества одноименных затрат (метод группировки, метод анализа с помощью обобщающих показателей) в случайно выбранные моменты. Важными достоинствами данного метода являются простота проведения наблюдения, небольшая трудоемкость, получение требуемых сведений в короткие сроки. Один наблюдатель может изучить затраты времени большого числа рабочих. Моментные наблюдения могут проводить не только специальные наблюдатели, но и все инженерно-технические работники.
В расчетной части работы будет произведен анализ потерь рабочего времени и выпуска продукции в отчетном периоде, выявлена взаимосвязь между этими показателями, будет определено влияние производительности труда работников и фактических потерь рабочего времени на выпуск продукции в отчетном периоде.
В аналитической части будет проведено статистическое исследование с применением компьютерной техники и методов, освоенных при выполнении расчетной части работы, результаты расчетов будут проиллюстрированы графиками.
При выполнении работы будет использован пакет программ офисного назначения MS Office, в частности MS Word и MS Excel.

1. Теоретическая часть.
1.1. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
Они характеризуют соотношение между конечными результатами производства (национальным доходом, продукцией, реализованной в соответствии с пианом и договорами поставок) и численностью занятых в соответствующем звене общественного производства, а также годовым фондом оплаты труда и рабочего времени.
Показатели развития трудового потенциала. Такие показатели отражают изменение качественных характеристик трудовых ресурсов в процессе их обучения и эффективного использования, в том числе уровень образования, профессиональной подготовки и квалификации кадров, степень развития их трудовой и социальной активности, включая участие в совершенствовании производства и управлении делами коллектива, удовлетворенность профессией, работой на данном предприятии, уровень социального развития трудовых коллективов, текучесть и стабильность кадров, охрану здоровья. Рассмотрим некоторые из них.
1. Численность лиц, имеющих высшее, среднее специальное и общее среднее образование
2. Показатели текучести и движения кадров: коэффициенты оборота по приему и выбытию; коэффициент постоянства кадров; коэффициент текучести кадров и др.
Текучесть кадров мешает правильной организации труда,. повышению квалификации рабочих, снижает трудовую дисциплину. В результате неорганизованного движения кадров рабочую силу получает не то предприятие, которое больше всего нуждается в ней. Поэтому периодический анализ (два раза в год) движения кадров помогает своевременно наметить и осуществить мероприятия, которые обеспечат их постоянство, а значит, и рост производительности труда.
Анализ проводят путем сопоставления коэффициента текучести в отчетном и базисном периодах и изучения причин, вызывающих уход рабочих с предприятия.
Основные виды потерь, связанные с текучестью, включают:
а) потери части фонда рабочего времени вследствие перерыва в работе при перемещении работников с одних предприятий на другие;
б) снижение эффективности труда в период адаптации работников на новом рабочем месте;
в) расходы общества на переподготовку тех работников, которые при смене места работы одновременно меняют и профессию;
г) утрату (обесценивание) тех производственных навыков и опыта, которые не используются работниками после приобретения другой профессии.
1.2. Структура рабочего времени, классификация затрат рабочего времени.
Использование рабочего времени делится на следующие категории:
1. Подготовительно-заключительное время-это знакомство с заданием, получение инструментов, материалов, их раскладка в начале смены или в начале обработки партии и все это же в конце смены;
2. Оперативная работа - время по преобразованию предметов труда, которое делится на основное и вспомогательное;
3. 0рганизация обслуживания рабочего места - время, которое рабочий тратит на поддержание рабочего места в состоянии готовности, для производительной работы;
4. Отдых и личные надобности, зависят от условий труда;
5. Непроизводительная работа - время, которое рабочий тратит на работу, которая не является его основной операцией;
6. Нарушение трудовой дисциплины;
7. Перерывы по оргтехпричинам, т.е. не зависящие от работника
8. Регламентированные перерывы, обусловленные технологиями
Категории, возможные затраты и потери рабочего времени, их индексы более подробно рассмотрены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Классификация затрат и потерь рабочего времени
Категории рабочего времени Наименование затрат и потерь рабочего времени
Подготовительно-заключительное время Ознакомление с нарядом, получение инструктажа ознакомление с особенностью обработки заказа, наладка оборудования, получение и сдача работы, ознакомление с чертежом, схемой, конструкцией
Оперативное время работы Выполнение предусмотренной операции
Время обслуживания рабочего места Раскладка и уборка инструмента, заготовок, полуфабрикатов, химикатов и др.
Подготовка и уборка рабочего места Подготовка инструмента, наладка оборудования
Отдых и личные надобности Отдых, перерыв на обед и пр. надобности
Время непроизводительной работы Исправление брака, производство ремонта оборудования, инструмента самим рабочим

Работа, не предусмотренная организационной операцией

Выполнение работы за другого специалиста

Время перерывов по оргтехническим причинам Ожидание работы, ожидание инструмента и хождение за ним, ожидание ремонта наладки оборудования, отсутствие электроэнергии, ожидание транспортных средств, проведение совещаний, собраний в рабочее время
Время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины Позднее начало и раннее окончание работы, неслужебные отлучки посторонние разговоры, выполнение общественных обязанностей в рабочее время
Все потери рабочего времени подразделяются на целодневные и внутрисменные.
К целодневным потерям рабочего времени относят: праздничные дни, выходные, очередные отпуска, учебные отпуска, отпуск по беременности и родам, неявки по болезни, отпуска в связи с условиями труда, прогулы, выполнение государственных, общественных обязанностей, неявка по разрешению администрации и т.д.
Внутрисменные потери рабочего времени делятся на: потери независимые от рабочего (сокращенный рабочий день подростка, неполный рабочий день пенсионеров; укороченный день по условиям труда, отсутствие сырья, материалов, полуфабрикатов, ожидание транспортных средств, транспортировка предметов труда при наличии транспортных рабочих, отсутствие инструментов, приспособлений и хождение за ними, ожидание ремонта оборудования и т.д.), потери, зависимые от рабочего (позднее начало и преждевременное окончание работы; личные разговоры, отвлечения без уважительных причин, микротравмы, сокращенный рабочий день по разрешению администрации, скрытые потери и т.д.).

1.3. Методы и способы исследования рабочего времени
Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основные задачи анализа:
? изучение и оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
? определение и изучение показателей текучести трудовых ресурсов;
? анализ данных об использовании трудовых ресурсов.
Классификация методов и способов исследования использования рабочего времени проводится по нескольким признакам:
- по количеству наблюдаемых объектов, по форме проведения исследования,
- по форме фиксации данных,
- по виду наблюдения, по наблюдателю,
- по форме записи.
Более подробно методы и способы изучения затрат рабочего времени приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Методы и способы изучения затрат рабочего времени
№ п\п Признак Способ исследования
1 Количество наблюдаемых объектов индивидуальные и групповые
2 Форма проведения исследования непосредственные замеры времени, метод моментных наблюдений
3 Форма фиксации данных непрерывное, сплошное наблюдение, выборочное, циклическое наблюдение
4 Вид наблюдения визуальное, с приборами автоматического учета
5 Наблюдатель сторонний наблюдатель, сам исполнитель
6 Форма записи цифровая, индексная, графическая, осциллографическая, фотокиносъемка
Как видно из таблицы 1.2., в изучении затрат рабочего времени используются такие статистические методы, как группировка, индексный метод, метод выборочных наблюдений.


1.4. Условия и факторы сокращения потерь рабочего времени
Условиями сокращения потерь рабочего времени является обеспечение
эффективного сочетания элементов производственного процесса - средств, предметов труда и самого труда. Этому будет способствовать высокий уровень организации рабочего места и его обслуживания, а так же устранение факторов оказывающих негативное влияние на эффективное использование рабочего времени.
Факторы, оказывающие влияние на использование эффективного фонда рабочего времени:
1. Наличие сверхплановых необоснованных целодневных невыходов
2. Неэффективное использование сменного времени в результате нарушений трудовой дисциплины, плохой организации обслуживания рабочих мест и др. нарушений, приводящих к внутрисменным простоям.
3. Нарушение технологической дисциплины, отвлечение работников на выполнение непредусмотренной работы, что приводит к непроизводительным затратам рабочего времени.
4.Неритмичная работа производства, в результате отсутствия действенного
календарно-оперативного планирования и учета производства, приводящего к недостаткам в управлении производством и непринятия своевременных мер к сглаживанию сезонных колебаний, что приводит к неравномерной загрузке рабочих и к потерям в производительности их труда.

Направления улучшения использования рабочего времени:
- обеспечение оптимальной и равномерной загрузки исполнителя;
- оснащение рабочего места всем необходимым и его рациональное
размещение;
- обеспечение всем необходимым бесперерывного трудового процесса;
- совершенствование приемов и методов труда;
- комплексное обоснование необходимых затрат труда;
- создание благоприятных условий труда и сохранения здоровья работающего;
- использование рабочих в соответствии с их способностями и
квалификацией;
- соответствие количества и качества труда его оплате.
Все выше перечисленные условия могут прямо или косвенно повлиять на улучшение использования рабочего времени.
Однако надо иметь в виду, что потери рабочего времени не всегда приводят к уменьшению объема производства продукции, так как они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников. Поэтому при анализе использования трудовых ресурсов большое внимание уделяется изучению показателей производительности труда.
На основании методов и способов изучения затрат рабочего времени составляется фактический баланс рабочего времени (таблица 1.3.).
Таблица 1.3. Фактический баланс рабочего времени.
Наименование затрат рабочего времени Продолжительность
в минутах в %
Подготовительно-заключительная работа (ПЗ) 20 4,17
Обслуживание рабочего места (ОРМ) 45 9,38
Оперативная работа (ОР) 331 68,95
Отдых и личные надобности (ОТЛ) 19 3,96
Потери по организационно-техническим причинам (ОТП) 25 5,21
Нарушения трудовой дисциплины (НТП) 40 8,33
Итого 480 100
По данным таблицы можно сказать, что оперативная работа составляет всего 68,95% или 331 мин. времени смены, остальное время смены 149 мин. или 31,05% приходится на непроизводительные затраты рабочего времени.
Сопоставление фактического баланса рабочего времени с нормативным позволяет выявить отклонение фактических затрат от нормативных.
Для расчета нормативного баланса используются нормативы времени на П3(20мин), ОРМ(29мин.) и ОТЛ (10мин.). Таким образом, величины нормированных затрат рабочего времени (в минутах и %) и по всем категориям затрат времени образуют так называемый нормальный (или рациональный) баланс рабочего дня. Сопоставление данных фактического и нормального баланса рабочего времени предложено в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Сопоставление данных нормального и фактического баланса рабочего времени
Индекс затрат Продолжительность, минут Отклонения, минут
фактическая нормативная
ПЗ 20 21 -1
ОРМ 45 29 16
ОР 331 420 -89
480ОТЛ 19 10 9
ОТП 25 ---
НТД 40 ---
Итого 480 480 -65
Данные таблицы позволяют определить следующие показатели использования фонда рабочего времени:
- коэффициент использования сменного времени по формуле
Кисв = (ПЗ+ОП+ОРМ+ОТЛ(норматив))/итого времени * 100 %
В нашем случае: Кисв=(20+331+45+10)/480 *100 - 84,6%
- коэффициент потерь рабочего времени по формуле
Кпот = ОТП+НТД+(ОТЛф - ОТЛнорматив)/итого времени
В нашем случае: Кпот= 25+40+(19 -10)/480=15,4%
Проверка полученных результатов осуществляется по формуле
Кисв+Кпот = 100% 84,6+15,4=100%
Из расчетов понятно, что 84,6% сменного времени используется эффективно, а потери рабочего времени составляют 15,4% времени смены.
1.5. Забастовки
Одним из видов потерь рабочего времени являются забастовки. Проанализируем количество забастовок с помощью различных статистических методов. Для сбора данных о забастовках проводят статистическое наблюдение, т. е. научно организованный сбор информации для последующего обобщения. Полученные данные наблюдений с помощью сводки упорядочивают и обобщают первичный материал, производят группировку – разделение единиц совокупности на качественно однородные группы по определенному признаку. Результаты сводки и группировки оформляются в виде статистических рядов распределения (таблица 1.5.)
Таблица 1.5. Забастовки.
Годы Число
организаций, на которых
пpоходили забастовки Численность
работников,
участвовавших в
забастовках Количество времени, не отработанного участвовавшими в забастовках работниками, человеко-дней Число
неотрабо-
танных
дней в
сpеднем
на одного участника забас-
товки
тыс.
человек в сpеднем
на одну организацию, человек тыс. в сpеднем
на одну организацию
1992 6273 357,6 57 1893,3 302 5,3
1995 8856 489,4 55 1367,0 154 2,8
2000 817 30,9 37 236,4 289 7,6
2001 291 13,0 45 47,1 162 3,6
2002 80 3,9 48 29,1 364 7,5
2003 67 5,7 86 29,5 440 5,1
2004 5993 195,5 33 210,9 36 1,1
2005 2575 84,6 33 85,9 33 1,0
2006 8 1,2 149 9,8 1231 8,3


Таблица 1.6. представляет собой структурную группировку, то есть группировку совокупности по какому-либо признаку – в данном случае по отраслям промышленности.
Таблица 1.6. Промышленные акции в отраслях, 2005 г.

Число предприятий, участвовавших в забастовках Число работников, участвовавших в забастовках Потери рабочего времени (в днях)
Вся промышленность 220 144,000 631,000
Отрасли топлива и энергетики 190 130,000 576,000
Образование 8,555 320,000 612,000
Строительство 11 5,000 35,200
Здравоохранение 5 500 2,300


Проанализируем временной ряд забастовок (таблица 1.7.)
Таблица 1.7. Временной ряд забастовок.
Годы Численность работников, участвовавших в забастовках, тыс. чел.
работников, участвовавших в забастовках тыс. человек
2000 30,9
2001 13
2002 3,9
2003 5,7
2004 195,5
2005 84,6
2006 1,2
Данный временной ряд является моментным, так как его уровни (показатели, числовые значения которых составляют ряд динамики) характеризуют состояние явления на определенные даты – моменты времени.
Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней ряда, к таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.
Система средних показателей ряда включает средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и средний темп прироста. Абсолютное изменение (абсолютный прирост) характеризует увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени.
Для характеристики интенсивности, то есть относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста. Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в процентах называется темпом роста. Темп прироста показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения. Абсолютное значение одного процента прироста показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем – одним процентом прироста. Средний уровень ряда характеризует обобщенную величину абсолютных уровней.
Средний уровень моментных рядов с равностоящими уровнями определяется по формуле средней хронологической моментного ряда: ; где yi,…,yn – уровни периода, за который делается расчет, n – число уровней, n -1 – длительность периода времени.
Обобщающий показатель скорости изменения уровней во времени - средний абсолютный прирост (убыль) представляет собой обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики.
По цепным данным об абсолютных приростах за ряд лет можно рассчитать средний годовой абсолютный прирост как среднюю арифметическую простую: ; где n – число цепных абсолютных приростов в изучаемом периоде.
Средний абсолютный прирост определяется через накопленный абсолютный прирост, для случая равных интервалов применяется следующая формула: ; где m – число уровней ряда динамики в изучаемом периоде, включая базисный. Формулы для расчета данных показателей сведем в таблицу 1.8.:
Таблица 1.8. Формулы для расчета показателей временного ряда.
показатель базисный цепной средний
абсолютный прирост
(1)
(2) =
(3)
темп роста
(4)
(5)
(6)
темп прироста
(7)
(8)
(9)
Вычисления показателей ряда динамики произведем в таблице 1.9.
Таблица 1.9. Вычисление показателей временного ряда.
Годы Численность работников, участвовавших в забастовках, тыс. чел. Абсолютный прирост,млн. руб., базисный Абсолютный прирост,млн. руб., цепной Темп роста, % базисный Темп роста, % цепной Темп прироста, % базисный Темп прироста, % цепной Абсолютное значение одного процента прироста А%, млн. руб.
?бу ?цу Тбр Тцр Тб? Тц?
2000 30,90 --- --- --- --- --- --- ---
2001 13,00 -17,90 -17,90 42,07 42,07 -57,93 -57,93 0,31
2002 3,90 -27,00 -9,10 12,62 30,00 -87,38 -70,00 0,13
2003 5,70 -25,20 1,80 18,45 146,15 -81,55 46,15 0,04
2004 195,50 164,60 189,80 632,69 3 429,82 532,69 3 329,82 0,06
2005 84,60 53,70 -110,90 273,79 43,27 173,79 -56,73 1,96
2006 1,20 -29,70 -83,40 3,88 1,42 -96,12 -98,58 0,85
334,80
Средний уровень ряда
53,125
Средний абсолютный прирост
-4,243

Анализируя данные таблицы можно сказать, что в целом число забастовок сокращается, но динамика эта носит скачкообразный характер, о чем говорит большой разброс значений цепных абсолютных приростов и цепных темпов роста и прироста. Среднее количество человек, участвовавших в забастовках с 2000 по 2006 годы составило 53 125 человек.
1.6. Коэффициенты использования фондов времени
Использование рабочего времени характеризуется системой показателей – коэффициентами использования фондов времени (календарного, табельного и максимально возможного), коэффициентами использования рабочего периода и рабочего дня, интегральным коэффициентом использования рабочего времени.
Исходным служит показатель – календарный фонд рабочего времени – число дней определенного календарного периода (месяца, квартала, года и т. д.), приходящегося на одного работника или на совокупность работников. Например, календарный годовой фонд времени одного работника равен 365 дням, а коллектива из 100 работников – 36500 человеко-дням. Календарный фонд рабочего времени рассчитывается как сумма числа человеко-дней явок и неявок на работу и отработанных и неотработанных человеко-дней.
Табельный фонд рабочего времени определяется вычитанием из календарного фонда времени человеко-дней праздничных и выходных.
Максимально возможный фонд рабочего времени (располагаемое время) представляет собой максимальное количество времени, которое может быть отработано в соответствии с трудовым законодательством. Величина его равна календарному фонду за исключением числа человеко-дней ежегодных отпусков и человеко-дней праздничных и выходных.
За месяц, квартал, год может быть исчислена фактическая средняя продолжительность рабочего времени, для чего соответствующий период делится на среднесписочную численность работников за этот же период.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.