Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗМЕРЕНИЕ ПРОГРЕССА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ





Собранные данные используются для расчета прогресса выполнения работ
проекта по показателям [1—3, 9—14]: :

1. время;

2. стоимость;

3. качество;

4. организация проекта;

5. содержание работ.

Вопросы контроля стоимости проекта рассмотрены в главе 15.

Для измерения прогресса могут использоваться различные шкалы в зависимо­сти от специфики выполняемой работы, например:

Измеримые работы, для которых могут определяться дискретные прираще­ния в соответствии с определенным графиком выполнения, завершение которых приведет к конкретным материальным результатам.

Работы влияния, которые нельзя разбить на дискретные запланированные приращения — работы, типа поддержки и руководства проектом, лоббирования во властных структурах и т. д.

Контроль прогресса в реализации проекта — это сравнение запланированных и реализованных к соответствующему сроку промежуточных или конечных ре­зультатов.

С момента начала исполнения проекта задача оценки фактических параметров работ и сравнения их с запланированными становится основной обязанностью ме­неджера. Фиксация исходного плана необходима для отслеживания процесса его выполнения и выявления будущих проблем. Плановые показатели должны быть утверждены соответствующими руководящими органами и документально оформ­лены до начала работ.



Для учета фактических данных и систематического обновления информации о состоянии проекта должна быть принята процедура обновления. Обычно органи­зация одновременно выполняет несколько проектов, находящихся на разных ста­диях завершенности. Положение может осложниться тем, что менеджеры проек­тов, ключевые ресурсы или сотрудники находятся в разных местах и удалены друг от друга. При создании процедур обновления проекта должны учитываться все существенные обстоятельства. Их можно уточнить, отвечая на вопросы, по­добные следующим:

1. Какие именно данные необходимо собирать и каким образом?

2. Как часто следует обновлять расписание проекта?

3. Ресурсы используются местные или привозные?

4. В каких подразделениях проекта (в каких пакетах работ) используются ресурсы?

5. Кто именно в каждом подразделении будет собирать информацию для обнов­ления расписания?



6. Кому и когда необходимо предоставлять последние данные?

7. Какие отчеты необходимы после каждого обновления и что надо анализиро­вать в первую очередь?

Фактическая информация по выполнению работ не оказывает влияния на ба­зовый (директивный) план; по определению, базовый план является основанием для измерения прогресса. Базовый план должен быть неизменным и использоваться для сравнения с текущим состоянием в отчетах.

Сроки окончания работ является наиболее очевидными для контроля и анализа. Если были обнаружены задержки в работах критического пути или в достижении ключевых вех проекта, то, скорее всего, весь проект будет задержан на соответствующий срок.

Фактическая информация используется для составления новых графиков, базирующихся на реальных данных. Для каждой работы оценивается ее состояние (начало, окончание, какова выполненная продолжительность и остающаяся продолжительность), вычисляются новые продолжительности для выполняющихся работ. Эти новые продолжительности, которые могут быть длиннее или короче про­должительности по базовому плану, перемещают все последовательные работы по графику, и это влечет изменение дат работ, которые еще не начаты. Этот процесс обычно приводит к новой дате завершения проекта.

После получения первого же отчета с фактическими данными получается два графика работ: базовый график и текущий график, включающий влияние последних фактических данных (рис. 16.3.1). Основная работа по определению состоя­ния проекта заключается в сравнении этих двух планов.



 

 

На этом рисунке по каждой работе верхняя линия отражает текущий график, а нижняя базовый. Справа от линий указаны расхождения в днях по ранним началу и окончанию, соответственно.

Отметим, что отчет по проценту завершения часто не дает разработчику полез­ной информации по прогрессу в работе — например, как в случае работ, которые достигли 80% завершенности, а затем оставшаяся часть работ выполняется в течение 50% или более от общего времени их выполнения. С другой стороны, отчет по выполненной продолжительности дает возможность оценить время, затраченное на выполнение работы, но не рассматривает, сколько дополнительных усилий по­требуется для ее завершения. Для обеспечения полноценной поддержки принятия решений разработчик должен использовать комплекс методов и набор стандартных отчетов, обеспечивающих его значимой информацией.

Общая продолжительность работы всегда равна сумме уже прошедших рабочих периодов к данной дате и оценки числа необходимых будущих рабочих периодов. Это верно для временных оценок, и та же основа применяется для ре­сурсных и стоимостных оценок.

Выполненная продолжительность + оставшаяся продолжительность (оценка) = (пересмотренная) общая продолжительность.

Использование методов планирования временных параметров проекта позволяет легко пересчитать даты окончания всех работ.

Выполнение и потраченное времяявляются весьма информативными показателями, так как часто существует значительное несоответствие между количеством времени, которое проект или работа использовали к текущей дате, и действительными результатами, степенью завершенности работы. Было разработано много различных методик для анализа степени выполнения работ по отношению к потраченному времени.

Подходы, основанные на объеме фактической реализации, заменяют линейную процедуру (основанную на использовании линейных функций) подсчета сроков завершения работ на анализ степени достижения целей, основанный на сопоставлении затраченного времени и выполненных при этом объемах работ. Метод начинается с разбиения работ на промежуточные результаты и вехи, которые являются достаточно детальными для того, чтобы иметь четкое и достоверное представление о состоянии выполнения работ. Основные вехи не должны отстоять друг от друга далее, чем на два или три месяца, а пакеты работ, связанные с получением какого-либо результата, не должны быть длиннее нескольких недель (при необхо­димости даже измеряться в часах). Разработчик определяет оптимальное расположение для таких контрольных точек, исходя из специфики проекта.

В процессе выполнения проекта проводится анализ состояния проекта по факту, принимая в расчет плотиостью законченные работы, достигнутые промежуточные результаты, а также поддающиеся измерению и оценки завершенности работы, находящиеся в процессе выполнения.

Оценки по выполненным и предстоящим объемам работ также могут быть полезны для:

1. пересмотра оценок длительностей работ;

2. определения причин задержек;

3. стоимостного анализа на основе факта.

Пересмотр оценок длительностей работпроводится, если на стадии планирования использовались ошибочные оценки для определения длительностей работ на основе их объема, это неизбежно проявится в отчетах о фактическом выполнении. В данном случае оценки длительностей должны быть пересмотрены.

Определение причин задержекпроводится на основе совместного анализа отклонений от плана по времени и выполненным объемам работ, что может дать менеджеру начальные идеи о причинах задержек. Таблица 16.3.1 показывает зависимости между возможными причинами отклонений и показателями проекта по срокам и объемам работ.

 

Таблица 16.3.1. Определение причин задержек путем сравнения объема работ и дат завершения
  Даты завершения вовремя Даты завершения с задержкой
Объем работ соответствует плану Нет проблем Внешние задержки Внутренние организационные проблемы
Объем работ выше запланированного Небольшие ошибки в оценках Серьезные ошибки в оценках Изменения в содержании работ Проблемы качества (исправление недостатков)

 

Основные показатели, используемые для анализа состояния проекта по време­ни и объему работ, представлены в таблице 16.3.2.

 

Таблица 16.3.2. Показатели временных параметров и объемов работ
Показатель Показатель Показатель, формула расчета
Плановая продолжительность Продолжительность работы, принятая в базовом плане
Плановый объем работ объем работ, принятый в базовом плане
Плановая конечная дата Дата окончания работы, принятая в базовом плане
Плановая начальная дата дата начала работы, принятая в базовом плане
Объем работ Вводится для работ с фиксированным объемом и рассчитывается для работ с фиксированной продолжительностью
Текущая дата Дата, на которую имеется фактическая информация
Исчерпано времени, % — процентное выражение выполненной части работы (относительная часть израсходованного времени) (Текущая дата — Начальная дата) /Продолжительность
Задержка даты завершения Плановая конечная дата — фактическая Конечная дата
Свободный временной резерв — время, на которое может быть задержана работа без задержки раннего начала всех следующих за ней работа Дата раннего начала последующей работы — Дата раннего окончания текущей работы
Процент выполнения Назначается для детальных работ. Для укрупненных работ вычисляется на основе выбранного пользователем коэффициента взвешивания
Оценка времени до завершения работы  
Оценка общей продолжительности работы — оценка полной продолжительности работы, базирующая на текущих результатах Продолжительность выполненных работ + Оценка времени до завершения  
Оценка общего объема работ — Оценка полного объема по работе, базирующаяся на текущих результатах
Оценка даты завершения — оценка даты окончания работы Дата начала + Оценка общей продолжительности
Текущий процент отработанного времени — показывает, насколько близки действительно израсходованное на работу время и первоначальные оценки Израсходованное время/Плановая продолжительность
Фактический выполненный объем (к текущему моменту) Фактическое данное  
Оценка объема до завершения — оценка оставшейся до завершения части объема, базирующаяся на текущих результатах Оценка общего объема — Фактически выполненный объем  
Полный резерв — время, на которое может быть задержана дата завершения работы без задержки планового срока завершения проекта Раннее (позднее) окончание — Раннее (позднее) начало  
Относительный полный резерв Полный резерв/ Плановая продолжительность

ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

Определив отклонения проекта от плана, менеджер должен предпринять соответствующие действия. Чем раньше корректирующие действия предприняты, тем лучше. Действия но восстановлению контроля над проектом рекомендуется также тщательно планировать 15 — 9],

Пять основных возможных вариантов действийчаще всего используются вслучае отклонения проекта от плана:

1. найти альтернативное решение. В первую очередь, необходимо рассмотреть возможности, связанные с повышением эффективности работ за счет новых технологических или организационных решений. Новое решение, например, может заключаться в изменении последовательности выполнения ряда работ;

2. пересмотр стоимости. Данный подход означает увеличение объемов работ и назначение дополнительных ресурсов. Решение может заключаться в увеличении нагрузки на существующие ресурсы или привлечении дополнительных людей, оборудования, материалов. Данный подход обычно применяется в случае необходимости устранения временных задержек проекта;

3. пересмотр сроков. Данный подход означает, что сроки выполнения работ будут отодвинуты. Руководство проекта может пойти на такое решение в случае жестких ограничений по стоимости;

4. пересмотр содержания работ. Данный подход предполагает, что объем работ по проекту может быть уменьшен и, соответственно, лишь часть запланированных результатов проекта будет достигнута. Отметим, что речь не идет о пересмотре качественных характеристик получаемых результатов проекта;

5. прекращение проекта. Это, пожалуй, наиболее сложное решение. Однако оно должно быть принято, если прогнозируемые затраты по проекту превышают ожидаемые выгоды. Решение, связанное с прекращением проекта, кроме чисто экономических аспектов, связано с преодолением проблем психологического характера, связанных с интересами различных участников проекта.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Управление изменениямипредставляет собой процесс прогнозирования и планирования будущих изменений, регистрации всех потенциальных изменений (в содержании проекта, спецификации, стоимости, плане, сетевом графике и т. д.) для детального изучения, оценки последствий, одобрения или отклонения, а также организации мониторинга и координации исполнителей, реализующих изменения в проекте [4 — 14].

Под изменением донимается замещение одного решения другим вследствие воздействия различных внешних и внутренних факторов при разработке и реализации проекта. Изменения могут вноситься в различные разделы проекта. Инициировать изменения могут и заказчик, и инвестор, и проектировщик, и подрядчик. Заказчик, как правило, вносит изменения, улучшающие конечные технико-экономические характеристики проекта. Проектировщик может вносить изменения в первоначальную проектно-сметную документацию, спецификации. Подрядчик по ходу реализации проекта вносит изменения в календарный план, методы и технологии производства работ, последовательность (технологическую, пространственную) возведения объектов и т. д.

Причинами внесения изменений обычно являются невозможность предвидения на стадии разработки проекта новых проектных решений, более эффективных материалов, конструкций и технологий и т. д., а также отставание в ходе реализации проекта от запланированных сроков, объемов вследствие непредвиденных обстоятельств.

Общий контроль измененийосуществляется: для оценки влияния факторов, приводящих к положительным или негативным изменениям в проекте; для определения уже совершившихся изменений в проекте; и для управления изменениями в проекте по мере их появления. Общий контроль изменений включает:

1. поддержание и обновление базового (целевого, директивного, опорного и т. д.) плана (графика) проекта, применяемого для сравнения с планами, формируемыми в процессе выполнения проекта; корректировка базового плана связана исключительно с изменениями содержания проекта, но не с какими либо другими изменениями, которые должны учитываться в текущем плане проекта в процессе его реализации;

2. обязательное изменение содержания проекта при изменении содержания его результата (продукта, товара, услуги и т. д.);

3. координацию и согласование изменений во взаимосвязанных видах информа­ции, функциях, процессах и процедурах управления проектом.

Входные данные общего контроля изменений содержат базовый (целевой, директивный, опорный и т. д.) план (график) проекта, отчетность о ходе реализации проекта и требования на изменения в проекте.

Для общего контроля изменений используется набор формальных процедур, установленных внутрифирменным стандартом реализующей проект организации, которые определяют регламент изменений ранее принятых официальных документов проекта и порядок их утверждения. Это может быть, например, сложившаяся в организации система документооборота. Если такой системы нет, то команде проекта необходимо разработать подобную систему или адаптировать специальные программные оболочки (например, программный продукт Expedition компании Primavera Systems), в которых реализованы наиболее распространенные и зарекомендовавшие себя на практике методы и средства управления изменениями. Создание системы в этом случае становится частью проекта, причем весьма важной. Для контроля изменений применяются также процедуры обработки изменений, которые могут быть утверждены без предварительного рассмотрения (например, в ходе регламентных работ с ограниченным временем принятия решения или при возникновении чрезвычайных ситуаций). Для таких заранее оговоренных случаев подсистема контроля изменений должна позволять «автоматически» утверждать определенные категории изменений. Как и любые другие изменения, эти изменений должны быть в обязательном порядке задокументированы и учтены, чтобы не возникло проблем в дальнейшем из-за отсутствия информации о реальном состоянии дел по проекту.

Результаты общего контроля изменений содержат: модифицированный базовый план проекта с учетом утвержденных изменений, которые в обязательном порядке доводятся до сведения участников проекта;

Функции общего контроля изменений закрепляются за комиссией (группой) контроля изменений (Change Control Board), которая несет ответственность за утверждение или отклонение запросов на изменения. Права и обязанности комиссии должны быть четко определены и согласованы с основными участниками проекта. В больших и сложных проектах может работать одновременно несколько комиссий с разными правами и обязанностями.

Контроль изменений содержания проектаосуществляется: для оценки влия­ния факторов, приводящих к положительным или негативным изменениям содержания проекта; для определения изменений содержания проекта; и для управления изменениями содержания проекта при их появлении. Контроль изменений содержания тесно связан с другими процессами контроля.

Входные данные контроля содержания включают описание СРР, информацию о результатах деятельности, например, в виде отчетов о выполненных работах, финансовых отчетов по затратам и т. д.; документацию о конечных результатах проекта (товарам, услугам, объектам и т. д.) в виде чертежей, спецификаций, описаний, технических заданий и т. д.; запросы на изменения, сформулированные в любой из форм — устной или письменной, внутри или вне организации, директивные или носящие рекомендательный характер; порядок действий по управлению содержанием, по учету, идентификации и интеграции изменений в проекте, а также как часто, с какой периодичностью допускаются изменения.

Для контроля содержания утверждается регламент, в соответствии с которым производятся изменения, определяются форма и последовательность прохождения документов по изменениям, уровень и полномочия лиц, ответственных за принятие, согласование или отклонение изменений. Если проект выполняется в соответствии с контрактом, то все изменения должны быть согласованы с сторонами-участниками этого контракта. Контроль невозможен без отработанных процедур оценки результатов деятельности, позволяющих определять величину отклонения от плана, причину этого отклонения и необходимость корректирующих действий.

Перепланирование является одним из характерных моментов практически для любого проекта, так как редко, когда проект выполняется в соответствии с планом Возможные изменения содержания могут привести к изменениям СРР и необходимости переутверждения базового (директивного, целевого) плана.

Для обеспечения эффективного контроля за содержанием работ проекта должны быть определены формальные процедуры управления изменениями.

Следующие элементы проекта и факторы, влияющие на его реализацию, могут меняться:

1. цели и планы проекта;

2. механизмы реализации проекта;

3. использование ресурсов;

4. контракты и обязательства по ним;

5. используемые стандарты и нормативы;

6. география размещения объектов;

7. внешние факторы, влияющие на проект.

Причинами изменений в содержании работ могут быть:

1. изменения конъюнктуры на рынке;

2. действия и намерения конкурентов;

3. технологические изменения, изменения в ценах и доступности ресурсов;

4. экономическая нестабильность;

5. ошибки в планах и оценках;

6. ошибки в выборе методов, инструментов, организационной структуре или стандартах;

7. изменения в контрактах и спецификациях;

8. задержки поставок или поставки, не соответствующие требованиям качества;

9. необходимость ускорения работ;

10. влияние других проектов.

Все множество изменений можно разделить на осознанные (желательные) изменения и вынужденные. Например, когда необходимо ускорить выполнение проектов с тем, чтобы быстрее запустить производство или выпустить товар на рынок, принимается решение сократить сроки выполнения проекта. В данном случае руководство проекта осознанно осуществляет временные изменения с тем, чтобы получить выгоду от более раннего окончания проекта. Когда же график работ должен быть передвинут на более поздние сроки из-за недоброкачественных поставок, низкой производительности труда, руководство вынуждено пойти на пересмотр временных параметров выполнения работ.

Вынужденные изменения должны быть вовремя распознаны и реализованы с наименьшими убытками. Возможность же выполнения желаемых изменений должна быть дифференцирована и реализована с выгодой для проекта.

Неконтролируемые изменения, производящиеся в процессе реализации проекта, могут носить разрушающий характер для всего процесса управления. Для эффективного управления изменениями в ходе реализации проекта необходимо применение соответствующих подходов:

1. реализация эффективной взаимосвязи между участниками проекта;

2. разграничение ролей и ответственности, связанных с каждым изменением;

3. возможность отслеживать влияние изменений на временные и стоимостные показатели проекта.

Процесс контроля за реализацией изменений подразумевает работу с набором документов, регламентирующих учёт и сопровождение каждого отдельного изменения от появления потребности в нём до его полной реализации. Конкретные реализации данного процесса не только могут значительно варьироваться в зависимости от области деятельности и принятой в организации системы управления, но могут изменяться для проектов в рамках одной организации.

Кто-либо из участников проекта — заказчик, команда проекта или третья сторона — могут инициировать запросы на изменение. Любые из этих вопросов на функциональную модификацию должны быть надлежащим образом задокументированы и пройти через процесс контроля за реализацией изменений. Без такого контроля менеджеру проекта будет трудно контролировать исполнение работ оставшейся части проекта.

В достаточно общем виде данный процесс должен регламентировать прохождение изменений через пять основных стадий (рис. 16.5.1):

Описание.

На начальной стадии необходимо уяснить и описать предлагаемое изменение. Предложение документируется и обсуждается.

Оценка.

Вторая стадия предусматривает полномасштабный анализ влияния предлагаемого изменения. Для этого производится сбор и согласование всей информации, необходимой для оценки последствии данного изменения. Результаты исследования документируются и обсуждаются.

Одобрение.

Рассматриваются результаты исследований и принимается решение: одобрить изменение, отказать, отложить. Если принято решение отложить реализацию изменения, то необходимо провести дополнительные исследования и расчеты. Если принимается положительное решение, то утверждаются исполнители и выделяются средства на проведение изменения. Принятые решения документируются.

Реализация.

Изменение вносится в план проекта и реализуется.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.