Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция делопроизводства по обращениям граждан





Глава 10.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. Эволюция делопроизводства по обращениям граждан.

2. Правовые основы обращения граждан в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, организации
и к должностным лицам.

3. Порядок организации работы с обращениями граждан и
организаций по вопросам пожарной безопасности в органах ГПН.

 

Эволюция делопроизводства по обращениям граждан

 

Наряду с общим делопроизводством, объектом деятельности кото­рого являются официальные документы, существует делопроизводство по обращениям граждан. Работа с обращениями граждан и ее законо­дательное регулирование прошли эволюционный путь становления и развития, соответствующий этапам отечественного делопроизводства.

В дореволюционной России регламентация документирования и работы с документами обычно осуществлялась законом, который, как правило, издавали в период проведения реформ государственного уп­равления. Наиболее значимыми законодательными актами, закрепляю­щими параметры системы делопроизводства в разные исторические периоды, были «Генеральный регламент» 1720 года, «Учреждение для управления губерний» 1775 г., «Общее учреждение министерств», 1811 г. Действие каждого из названных законно-дательных актов продолжи­лось около столетия, что, с одной стороны, способствовало созданию стабильной системы делопроизводства, а с другой — сдерживало ее развитие. Характерной чертой дореволюционной законодательной рег­ламентации делопроизводства было комплексное решение проблемы. Законы установили правила работы с документами (в т.ч. с письмами и жалобами граждан), порядок их оформления, формуляр, расположе­ние реквизитов, подписание. Законом же устанавливалась система организации работы с документами, например обязательный учет до­кументов, порядок контроля за исполнением, правила формирования документов в дела, создание архива учреждения и т.д. Законодательно определилась и организация делопроизводственной службы, должнос­тные обязанности чиновников, этика служебных отношений и техноло­гия делопроизводства.



В истории России после 1917 г. первым правовым актом, определив­шим работу с обращениями граждан, является постановление VI Всерос­сийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г., провозгласив­шее право каждого гражданина обжаловать действия любого должностного лица, волокиту или иные ущемления их законных требований. В мае 1919 г. Наркоматом Государственного контроля были из-аны два постановления, определившие порядок приема и работы устными и письменными заявлениями и жалобами трудящихся. В постановлениях установлен формуляр жалобы: фамилия, имя, от­чество, адрес, точное наименование лиц или учреждения, на дей­ствия которых подается жалоба, обстоятельства, послужившие ос­нованием жалобы, перечень доказательств и свидетелей, подтверждающих ее.



Специальный декрет правительства установил инстанционный по­рядок подачи и рассмотрения жалоб. В соответствии с этим порядком с жалобой на действие учреждения или должностного лица следовало обращаться в вышестоящую организацию.

В начале 1930-х гг. порядок работы с жалобами и заявлениями был закреплен в постановлениях ВЦИК СССР и РСФСР, которые определи­ли порядок приема жалоб, их направление и рассмотрение в исполни­тельных комитетах и Советах. Были закреплены сроки рассмотрения жалоб: в краевых (областных) органах в срок не выше месяца со дня подачи жалобы.

В 1968 г. Президиум Верховного Совета СССР подвел итоги более чем тридцатилетнему опыту работы с данной категорией документов и Указом от 12 апреля 1968 г. №2534-VH «О порядке рассмотрения предло­жений, заявлений и жалоб граждан» отменил все изданные ранее поста­новления, вобрал в себя уже разработанные и провозглашенные прин­ципы работы государственных учреждений с этой категорией документов, а также расширил некоторые из них и дополнил рядом новых норм. Впервые за годы советской власти работа с обращениями была регламентирована законодательно. Данный законодательный акт с изменениями и дополнениями является и в современной России нор­мативной правовой основой работы с обращениями граждан.



В связи с принятием Конституции 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР 4 марта 1980 г. утвердил новую редакцию Указа «О по­рядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

В соответствии с п. 19 этого указа Совет Министров СССР принял постановление от 13 октября 1981 г. № 986 «О порядке ведения делоп­роизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в го-сУДарственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организа­циях».

Данное постановление явилось основанием для разработки Коми­тетом СССР по стандартам и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР «Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», утверж­денного 30 ноября 1981 г. Положение является единственным в совет­ской истории нормативно-методическим документом, установившим правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.

 

В статье 33 Конституции Российской Федерации говорится: «Граж-Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также отправлять индивидуальные и коллективные обращения в государственые органы и органы местного самоуправления». Статья 46 гласит: «Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений должностных лиц могут быть обжалованы в суд», а в ст. 53 указано, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причи­ненного незаконными действиями (или бездействием) органов госу­дарственной власти или их должностных лиц».

До принятия федерального закона об обращениях граждан, проце­дуре рассмотрения предложений, заявлений и жалоб — отношения в этой сфере деятельности регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. №2534-VH «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Указом также установлено, что руководители и другие должностные лица государственных орга­нов, предприятий, учреждений и организаций обязаны проводить лич­ный прием граждан в определенные и доведенные до сведения граж­дан дни и часы в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту жительства и работы.

2. Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, организации и к должностным лицам

В демократическом государстве граждане выступают как активная, инициативная сила, защищающая личные и публичные интересы, вы­зывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправ­ляющая ошибки и злоупотребления властей.

Обращения граждан - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.

Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов госу­дарственного и общественного строительства, с другой - одной из важ­нейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами обще­ства и государства.

В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного предста­вителя, а также направить индивидуальное либо коллективное обраще­ние в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов.

Так, ст. 26 Федерального закона от 28 сентября 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц «дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца».

Кроме закрепления общих прав граждан на обращения, федеральные законы могут регулировать такие права в отдельной сфере общественной жизнедеятельности. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гарантирует гражданам «право обращаться лич­но, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопро­сам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (ст. 18).

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федера­ции может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на общения граждан.

Действующее законодательство под обращениями граждан понима­ет изложенные в письменной или устной форме предложения, заявле­ния, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан. Все перечисленные виды обращений имеют свое определение.

Предложение - обращение конкретного характера, направленное на совершенствование организации и деятельности органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений. Предложе­ния направлены также на совершенствование правовой основы госу­дарственной и общественной жизни, на решение вопросов экономи­ческой, политической, социально-культурной и других сфер жизни государства и общества. Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.

Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рас­смотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмот­реть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотиви­рованное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.

Граждане могут обращаться к любому субъекту права законодательной инициативы, которые определены ч.1 ст. 104 Конституции Российской Фе­дерации и соответствующими статьями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, с предложениями по совершенствованию законо­дательства Российской Федерации и ее субъектов. Эти предложения изу­чаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами госу­дарственной власти и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ.

Заявление - вид обращения гражданина по поводу реализации при­надлежащих ему прав, свобод, закрепленных Конституцией Российс­кой Федерации и российским законодательством.

Наряду с уже действующими актами в 1980-х гг. был издан ряд постановлений, связанных с улучшением работы с заявлениями, пред­ложениями и жалобами граждан.

В период перестройки были приняты законодательные акты, кото­рые предусматривали возможность обжалования в суд любых действий должностного лица, за исключением тех, которые специально регла­ментированы уголовным, гражданским, административным, и другим законодательством, а также действий, связанных с обеспечением обо­роноспособности страны и государственной безопасности. С выходом этих законов в суд могут быть обжалованы действия, единолично осу­ществленные должностными лицами от своего имени представляемого органа. Гражданину предоставлено право обращаться с жалобой не­посредственно в суд вне зависимости от предварительного обжалова­ния таких неправомерных действий должностному лицу или в выше­стоящем органе.

Решение не рассматривать анонимные письма было принято по­становлением Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1988 г. в дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апре­ля 1986 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Анонимным письмом считается письменное обращение граждани­на, не имеющее подписи автора с указанием фамилии, имени, отче­ства и данных о его месте жительства, работы и учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, рассмотрению не подлежит.

Краткий обзор государственного регулирования работы с обраще­ниями граждан в государственные органы свидетельствует о том, что государство прилагает значительные усилия для ее нормализации.

Это направление законодательного регулирования нашло свое раз­витие в Российской Федерации. Каждый гражданин, живущий в Рос­сийской Федерации, может обратиться в государственные органы вла­сти и управления, организацию любой формы собственности, партии и общественные организации, письменно или устно для того, чтобы выразить свое мнение о каких-либо сторонах жизнедеятельности го­сударства и общества. Это могут быть критические замечания или предложения об их совершенствовании. Гражданин может также на­править обращения по поводу своих личных проблем. Это право про­возглашено принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР «Декларацией прав и свобод человека и гражданина», где сказано: «Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, кото­рые в пределах компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установлен­ный законом срок», а затем закреплено в Основном законе Российс­кой Федерации — Конституции, принятой всенародным голосовани­ем 12 декабря 1993 г.

Органы и должностные лица, принявшие заявление от гражданина обязаны: рассмотреть заявление по существу безотлагательно, но не позднее 15-дневного срока с момента его регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки и истребования до­полнительных материалов срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев; принять обоснованное решение и обеспечить его ис­полнение; сообщить гражданину, подавшему заявление, о результа­тах рассмотрения его заявления и принятом по нему решении в тече­ние десяти дней; в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению ре­шения.

Отказ в принятии заявления, а также решение, принятое по заявле­нию гражданина, но не удовлетворяющее его, может быть обжаловано в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд.

Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), реше­ниями органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, их должностными лицами и выборными лицами, руководителя­ми предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Причиной подачи жалобы может быть также предостав­ление официальной информации, послужившей основанием для при­нятия решения и совершения действий (бездействия) вышеперечис­ленными органами, должностными лицами и руководителями.

Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности орга­ны и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также не­правомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует от­метить, что законодательство четко определяет возможности гражда­нина, обратившегося с жалобой.

Гражданин имеет право:

лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства и изложить свои доводы по существу жалобы и нарушенных его прав;

присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итого­выми материалами по ее проверке;

представлять дополнительные материалы и сведения или ходатай­ствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рас­сматривающим жалобу;

получить в установленные сроки официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;

при несогласии с принятым решением обжаловать его;

требовать возмещения морального и материального ущерба в уста­новленном законом порядке;

пользоваться услугами законного представителя, доверенного лица и адвоката.

Не менее важным является и установление в законодательстве обя­занностей органов и должностных лиц по рассмотрению жалоб. К та­кого рода обязанностям относятся: прием и регистрация жалоб; рас­смотрение жалоб по существу, объективная оценка изложенных в них фактов и обстоятельств и проверка их достоверности. Рассмотрение жалобы может быть прекращено, если в ходе проверки было установ­лено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостовер­ные сведения.

Органы и должностные лица, рассматривающие жалобы, обязаны:

незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных ре­шений, действий (бездействия), посягающих на права и законные ин­тересы граждан;

в случае необходимости выехать на место для обследования обстоя­тельств, породивших жалобы, истребовать необходимые материалы и объяснения улиц, на которых поступили жалобы, пригласить свидете­лей и специалистов;

после совершения всех необходимых действий принять мотивиро­ванное и обоснованное решение по жалобе, обеспечить его исполне­ние и сообщить гражданину в письменной форме и в установленные сроки о результатах рассмотрения жалобы.

Орган или должностное лицо по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений: о полном или частичном удов­летворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина; об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы. Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в его основу; ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта; указание об отмене или изменении об­жалуемого решения; срок исполнения принятого решения и другие положения.

В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворе­нии жалобы орган или должностное лицо обязаны принять необходи­мые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, прине­сти ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересован­ных лиц. Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или дол­жностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения.

Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В то же время следует иметь в виду, что к ходатайству должны быть приложе­ны подтверждающие документы, оформленные по специально установленной форме. При подаче ходатайства может взиматься государствен­ная пошлина, но только в случаях и размерах, предусмотренных феде­ральным законом о государственной пошлине.

Коллективное обращение - письменное обращение двух или более граждан, содержащее частный интерес, или же обращение, принятое на собрании, митинге, которое подписано организаторами этого со­брания или митинга.

Решение о коллективном обращении на собрании или митинге мо­жет быть принято путем голосования или сбора подписей. Как прави­ло коллективное обращение носит общественный характер и подлежит рассмотрению так же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.

Петиция - разновидность коллективного обращения граждан в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления о необ­ходимости проведения общественных реформ или изменения действу­ющего законодательства. Они подаются в органы власти от имени участников собрания (схода), конференции, митинга выборными лица­ми, обладающими представительскими полномочиями.

Обращения граждан могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Устные обращения поступают во время личного при­ема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефоны доверия», «горячие линии», «прямые эфиры» на радио и телевидении.

Устные обращения рассматриваются только в тех случаях, когда содержащиеся в них факты и обстоятельства вполне очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся извест­ны или установлены. Ответы на такого рода обращения даются, как правило, в устной форме. Если обстоятельства или факты, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, то оно регис­трируется и ставится на контроль, а результаты его рассмотрения со­общаются заинтересованным лицам в установленном порядке и в оп­ределенные сроки.

Для письменных обращений граждан законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования: они должны со­держать наименование и адрес органа или должностного лица, кото­рым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства. Существенным требованием является указа­ние фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и наличие лич­ной подписи обратившегося гражданина. Отсутствие этих необходи­мых реквизитов влечет за собой признание обращения анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются также обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

В то же время в отношении анонимных обращений есть определен­ные изъятия: если анонимное обращение гражданина содержит сведе ния о совершении преступления или о готовящемся преступлении, то оно направляется в правоохранительные органы и проверяется в по­рядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Органы и должностные лица рассматривают обращения граждан в соответствии со своей компетенцией. В случае, когда обращение не относится к их ведению, органы и должностные лица направляют их по подведомственности, при этом в обязательном порядке извещают граждан, кому направлены на их обращения.

Законодательством запрещается направлять на рассмотрение жа­лобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездей­ствие) которых обжалуются.

Для рассмотрения всех видов обращений граждан, поданных в пись­менной форме, установлены единые предельные сроки - до одного месяца. Обращения, не требующие дополнительного, специального изучения или проверки, рассматриваются безотлагательно, в срок не более 15 рабочих дней. Срок исчисляется с момента регистрации по­ступившего обращения. Заявления и жалобы военнослужащих и чле­нов их семей рассматриваются в сокращенные сроки, т.е. до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовой формы и фор­мы собственности - безотлагательно, но не позднее 7 дней.

В случаях, когда для решения вопросов, затронутых в обращении, требуется проведение специальных проверок, истребование дополни­тельных материалов и т.п., сроки рассмотрения обращения могут быть продлены, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рас­смотрения обращения не может превышать двух месяцев.

В отдельных, предусмотренных законом случаях обращения могут оставаться без рассмотрения, если:

обращение того же лица уже было рассмотрено и по нему было вынесено решение, а новых обстоятельств обращение не содержит; по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в закон­ную силу судебное решение;

обращение направлено лицом, которое решением суда, вступив­шим в законную силу, признано недееспособным;

обращение подано в интересах третьих лиц, которые возражают против его рассмотрения.

Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граж­дан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмот­рения, необъективное разбирательство, принятие необоснованного решения, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность ви­новных должностных лиц, государственных и муниципальных служа­щих. Ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством ее субъектов. За перечисленные выше правонарушения виновные должностные лица могут быть отстранены от занимаемой должности и уволены.

Если же имеют место факты преследования гражданина за содер­жащуюся в его обращении критику, то должностные лица, виновные в совершении таких действий, могут быть привлечены и к уголовной от­ветственности.

В случае причинения гражданину материального ущерба и мораль­ного вреда, наступивших в результате нарушения органом или долж­ностным лицом законодательства об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодатель­стве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граж­дан. Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содер­жатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Гражда­не в таких случаях привлекаются в установленном законодательством по­рядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, ко­торые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в су­дебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.

В обязанность органов и должностных лиц в порядке подчиненнос­ти входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обраще­ниях граждан, проверка состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодатель­ной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. Органы прокурату­ры осуществляют надзор за исполнением законодательства об обраще­ниях граждан и принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к ответственности.

Рассмотренные вопросы правового регулирования отношений граж­дан и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в процессе реализации конституционной нормы об участии граждан в управлении делами государства, в форме обраще­ний, позволяют сделать вывод, что обращения граждан являются юри­дически значимыми действиями, порождающими обязанности органов и должностных лиц. Вместе с тем они являются юридическими гаран­тиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реа­лизацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муниципальными структурами и их должностными лицами.

 

3. Порядок организации работы с обращениями граждан и организаций по вопросам пожарной безопас­ности в органах государственного пожарного надзора

По вопросам обеспечения пожарной безопасности граждане и организации могут обращаться с устными и письменными обращениями а
специально установленные приемные дни и часы к руководителям органов ГПН и государственным инспекторам по пожарному надзору а
также направлять письменные обращения посредством почтовой свя­зи.

Делопроизводство по обращениям граждан имеет ряд особеннос­тей и поэтому ведется отдельно от общего делопроизводства. Правила ведения такого делопроизводства установлены приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. № 68 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах испол­нительной власти».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде­рации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзо­ре» (ред. от 19.10.2005) органы ГПН в рамках своей компетенции рас­сматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В органах ГПН порядок ведения делопроизводства, а также работа по рассмотрению обращений и жалоб граждан и организаций по воп­росам обеспечения пожарной безопасности должны соответствовать требованиям приказа МЧС России от 7 марта 2003 г. № 120 «Обутвер­ждении Инструкции по делопроизводству в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий, в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, организациях, находящихся в ведении МЧС Рос­сии» (в ред. приказа МЧС России от 29 июня 2005 г. №509 «О внесении изменений и дополнений в приказ МЧС России от 07.03.2003 №120»).

Предложения, заявления, жалобы граждан и организаций прини­маются и учитываются делопроизводственным подразделением или сотрудником органа ГПН, ответственным за ведение делопроизводства.

Все поступившие обращения граждан регистрируются в день их поступления в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб, вклю­ченном в номенклатуру дел, отдельно от другой документации.

Письменное обращение должно быть подписано с указанием фа­милии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа вопроса, данные о месте жительства (работы, службы или учебы) зая­вителя. Обращение, не содержащее этих сведений, признается ано­нимным и рассмотрению не подлежит.

Регистрационный номер обращения указывается в штампе, который проставляется на свободном месте первого листа обращения.

Конверты, в которых поступили письма, хранятся в течение всего периода разрешения обращения, затем уничтожаются.

Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные. При этом в журнале учета и на свободном месте лицевой стороны первого листа обращения делается пометка «повторно» с указанием регистрационного номера предыдущего обращения.

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в которых:

обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению; сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обра­щения, если со времени его поступления истек установленный законо­дательством срок рассмотрения;

указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении я разрешении предыдущего обращения.

Все поступившие обращения после регистрации докладываются начальнику органа ГПН, который обязан определить порядок и сроки их рассмотрения, дать по каждому из них письменное указание испол­нителям.

По каждому обращению не позднее чем в пятидневный срок долж­но быть вынесено одно из следующих решений:

о принятии жалобы или заявления к своему производству или не рассмотрении его (анонимные);

о передаче обращения на разрешение в подчиненную или другую организацию по принадлежности.

О пересылке материалов обращения в другую организацию заяви­тель в обязательном порядке извещается письменно.

Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления (регистрации), а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней. Срок разрешения обращений исчисляется со дня его поступления (регист­рации) по день направления ответа заявителям. В случае если оконча­ние срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, востребования дополни­
тельных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения
заявления или жалобы могут быть продлены лицом, давшим поруче­ние, но не более чем на один месяц. При этом общий срок разреше­ния обращения не должен превышать более двух месяцев, за исключе­нием случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения
и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок
рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного
разбирательства.

 

Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению указанных недостатков и заявителю дан ответ.

Ответы заявителям печатаются на бланках установленной формы и регистрируются в журналах учета.

Рассмотренные обращения граждан, а также копии ответов заявителям и другие документы, связанные с рассмотрением и разрешением обращений, с надписью «В дело» и подписью руководителя органа ГПН, ответственного за разрешение обращения по существу, переда­ются исполнителем для формирования дела в делопроизводственное подразделение или сотруднику органа ГПН, ответственному за веде­ние делопроизводства.

Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавит­ном порядке. Каждое обращение и все документы, относящиеся к его рассмотрению и разрешению, составляют в деле самостоятельную груп­пу. При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Обращения граждан, не разрешенные по существу поставленных в них вопросов, подшивать в дела запрещается.

Документы и переписка по обращениям граждан учитываются и хранятся отдельно от других документов. Запрещается формирование дел исполнителями и хранение их у исполнителей.

Срок хранения дел и журналов учета предложений, заявлений и жалоб — пять лет после окончания их ведения делопроизводством.

В целях дальнейшего совершенствования работы с обращениями граждан, обеспечения реализации прав граждан на обращения в госу­дарственные и общественные органы, защиты их прав и законных ин­тересов приказом МЧС России от 31 августа 2005 г. № 661 «О дальней­шем совершенствовании работы с обращениями граждан в системе МЧС России» руководители органов и организаций МЧС России должны:

продолжить совершенствование работы с предложениями, заявле­ниями и жалобами граждан (далее - обращения граждан), и поднять ее на новый качественный уровень, отвечающий требованиям времени, исключить факты формального бюрократического подхода к обраще­ниям граждан;

оказывать всемерную помощь и содействие ветеранам войны и труда в удовлетворении их законных просьб, в том числе розыске архивных данных о трудовом стаже, награждении ведомственными и правитель­ственными наградами и т.д.;

установить более тесное взаимодействие с федеральными органа­ми исполнительной власти и территориальными органами управления для решения вопросов, поставленных в обращениях граждан;

осуществлять строгий контроль за полнотой исполнения поручения по обращениям, особенно по таким, в которых приводятся факты нару­шения законов, прав граждан, злоупотребления служебным положением должностными лицами, коррупции, ставятся вопросы, социально значимые для отдельных регионов и населенных пунктов. Рассматривать такие обращения, а также коллективные и повторные обращения с выездом на места;

совмещать плановые командировки специалистов подразделений с рассмотрением обращений граждан на местах;

ввести в практику проведение служебных расследований по фактам несвоевременного или формального рассмотрения обращений граж­дан с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;

о результатах работы с обращениями граждан по итогам года пред­ставлять информацию в Административно-правовой департамент МЧС России к 15 января следующего за отчетным периодом года по уста­новленной форме (см. приложение 47);

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.