Сделай Сам Свою Работу на 5

ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ





ВЗВЕСЕНЕСУЩЕГО ПОТОКА

Физические свойства взвесенесущего потока определяются свойствами несущей жидкости (плотностью ρ0, вязкостью ν) и взвесей, т.е. частиц твердого материала (плотностью твердого материала ρт).

Плотность ρs гидросмеси

(10.1)

где ms — масса объема гидросмеси; Ws — объем гидросмеси.

Концентрация гидросмеси характеризует содержание твердых частиц в объеме жидкости. Концентрация — степень насыщения достаточно мелкими твердыми веществами пространства, занимаемого гидросмесью.

Объемная концентрация Со

, (10.2)

где WT — объем твердых частиц, находящихся в объеме гидросмеси Ws,

Ws = Wт + Wo

W0 — объем жидкости (воды) в гидросмеси.

 

ρsWs = ρтWт + ρoWo

или

ρsWs = ρтWт + ρo(Ws - Wт). (10.3)

Разделим данное выражение на Ws, тогда получим

(10.4)

Преобразовав зависимость (10.4), получим формулу объемной концентрации через плотности ρs, ρT, ρ0:

. (10.5)

Массовая концентрация

(10.6)

или

, (10.7)

где mт, ms — массы твердого материала и гидросмеси соответственно.

Твердые частицы в гидросмеси имеют разные размеры. Поэтому в расчетах принимается средняя геометрическая крупность частиц dср.



Средняя крупность

(10.8)

где Pi — процентное содержание частиц диаметром di в общей массе материала.

Для определения среднего диаметра используется кривая неоднородности материала (кривая гранулометрического состава), содержащегося в потоке. На рис. 10.2 приведен пример кривой неоднородности грунта.

Рис. 10.2. Кривая неоднородности грунта (материала)

Неоднородность грунта (материала), транспортируемого потоком воды, играет существенную роль в определении критической скорости и гидравлических потерь. Неоднородность материала является характеристикой, выражающей отклонение размеров твердых частиц от какого-то их среднего значения. Наиболее распространенным параметром, характеризующим фактор неоднородности, является коэффициент неоднородности Кн:

, (10.9)

где d60, d10 — крупности частиц, которых содержится соответственно 60 и 10% в единице объема (массы) материала.

Значения d60, d10 находятся по кривой неоднородности грунта (смотри, например, рис. 10.2).

Средней геометрической крупности соответствует средняя гидравлическая крупность



(10.10)

Для средней крупности dcp принимается осредненное значение коэффициента лобового сопротивления Сφ (см. гл. 4):

. (10.11)

 

НАПОРНЫЙ ГИДРОТРАНСПОРТ

Перемещение (транспортирование) различных твердых частиц потоком воды по трубам за счет перепада давления называется напорным гидротранспортом.

При турбулентном режиме движения потока гидросмеси в трубе твердые частицы в результате пульсации скоростей и давления участвуют в турбулентном перемешивании. Для поддержания твердых частиц во взвешенном состоянии и на преодоление сопротивления их движению затрачивается дополнительная механическая энергия по сравнению с обычным потоком жидкости.

Дополнительные потери удельной механической энергии ∆hw при движении гидросмеси обычно выражают в виде относительных удельных потерь (гидравлического уклона):

, (10.12)

где l— длина трубопровода, на котором дополнительные потери напора равны ∆hw.

Относительные удельные потери механической энергии при гидротранспорте можно выразить следующей функциональной зависимостью:

i = f (Vs, ρo, μo, ρт, ds, z, β, D, k, α, Co), (10.13)

где VS — средняя скорость гидросмеси; ρ0, μ0 — плотность и вязкость жидкости; ρт — плотность частичек транспортируемого материала; ds — диаметр частички; β, z — параметры, характеризующие форму частиц и гранулометрический состав транспортируемого материала; D — диаметр трубопровода; k — шероховатость трубопровода; α — угол наклона трубопровода; С0 — объемная концентрация гидросмеси.

Для определения гидравлических потерь при транспортировании гидросмеси получило распространение следующее выражение:



is = io + ∆i, (10.14)

где i0 — гидравлический уклон при движении воды в трубе.

, (10.15)

где λ — коэффициент гидравлического трения.

При гидротранспорте абразивных материалов, например песка, происходит уменьшение первоначальной шероховатости труб, т.е. имеет место шлифовка их внутренней поверхности. В связи с этим было установлено, что при расчете напорного гидротранспорта при определении коэффициента λ следует использовать формулы для гидравлически гладких труб.

Наиболее подходящей формулой, как было установлено экспериментами, для вычисления λ является формула П. Конакова для гидравлически гладких труб при Re > 105 (4.100).

Потери напора в трубопроводе при движении гидросмесиhk=isl

hls = isl. (10.16)

На рис. 10.3 представлены кривые изменения is от средней скорости в трубе V и плотности гидросмеси. Несущая жидкость — вода.

Рис. 10.3. Зависимость гидравлического уклона от плотности потока и скорости

Кривая 0 — изменение гидравлического уклона в зависимости от скорости движения воды в трубе, кривые 1, 2, 3, 4 — при движении потока гидросмеси соответственно плотностью ρs1, ρs2, ρs3, ρs4.

Плотности гидросмеси, показанные на рисунке, представлены в возрастающем порядке: ρs4 > ρs2 > ρs2 > ρs1 > ρ0.

Минимальные гидравлические потери (гидравлический уклон) имеют место при средних скоростях, равных критической скорости Vкр. При повышении плотности гидросмеси (концентрации) увеличиваются гидравлические потери и критическая скорость. Критическая скорость Vкр является одним из основных параметров при определении гидравлических потерь в трубопроводе и оптимального режима перемещения гидросмеси.

В связи с этим наиболее достоверные зависимости по определению hws и Vкр можно найти в результате экспериментальных исследований, в основу которых входят параметры, представленные выражением (10.13).

Получение теоретического решения для определения hws в связи со сложностью физического процесса перемещения частичек в потоке представляет собой весьма большие трудности. Имеющиеся теоретические формулы разных авторов не в полной степени соответствуют данным, полученным на основании экспериментальных исследований, выполненных на гидравлических стендах и в натурных условиях. Достаточно обширные экспериментальные исследования по гидротранспортированию однородных материалов были проведены Р. Дюраном в лаборатории в Гренобле. В качестве транспортируемых частиц использовался в основном однородный песок крупностью d = 0,2; 0,44 и 2,04 мм при диаметрах трубопровода D = 104; 150; 253; 380 и 406 мм. Трубы в опытах имели различную шероховатость k. Кроме песка в опытах применялись корундовый порошок, частички пластмассы и гравий крупностью до d=25 мм. Объемная концентрация гидросмеси изменялась до С0 = 23%. Относительная плотность гидросмеси в экспериментах была в пределах =1,5 3,95.

Используя теорию размерности и результаты опытов, Р. Дюран для определения ∆i предложил следующую зависимость:

(10.17)

В зависимости (10.17) коэффициент лобового сопротивления Сφ характеризует размеры частиц (крупность) и форму частиц.

Критическая скорость по Дюрану

(10.18)

На основании исследований гидротранспорта разнородных песчаных и песчано-гравийных грунтов в трубах разных диаметров с различными концентрациями была предложена следующая формула для определения is:

(10.19)

где V0 — средняя оптимальная скорость потока гидросмеси в трубе; V — фактическая средняя скорость гидросмеси в трубе.

Оптимальная скорость вычисляется по зависимости

, (10.20)

где a — поправочный коэффициент, зависящий от крупности частиц. В случае d 10 мм а=1. При d > 10 мм а = 1,05 1,9; Ψ*, — коэффициент транспортабельности, параметр, определяющий фракционный состав материала (грунта).

Для разнородного материала средневзвешенное значение коэффициента транспортабельности

(10.21)

где Ψ*i — коэффициент транспортабельности для определенной фракции грунта (материала) di, Pi — процентное содержание фракции di

Значения Ψ*i определяются в зависимости от фракции грунта по табл. 10.1.

Таблица 10.1 Значение функции Ψ*i от материала

Фракция грунта материала, Ψ*i Фракция грунта материала, мм Ψ*i
0,05-0,1 0,02 2-3 1,5
0,1-0,25 0,2 3-5 1,3
0,25-0,5 0,4 5-10 1,9
0,5-1 0,8 10 и более
1-2 1,2    

 

Критическую скорость в трубе предлагается находить по формуле

. (10.22)

Расчет гидротранспорта сводится к определению критических скоростей и гидравлических потерь. Работа гидротранспортной установки должна осуществляться при скоростях, достаточно близких к критической скорости. Правильное вычисление Vкр , как уже отмечалось ранее, позволяет предотвратить осаждение сравнительно крупных частиц на дно трубы. Однако следует отметить, что при работе гидротранспортной установки расход гидросмеси и крупность материала изменяются со временем, в результате чего на дно трубопровода будет происходить осаждение твердых частичек. Слой осажденного материала — слой заиления, его называют телом заиления. Образовавшийся слой заиления высотой ∆hs уменьшает живое сечение трубопровода.

Для наклонных трубопроводов удельные гидравлические потери и критическая скорость вычисляются по следующим формулам:

isH = io + (is - io) cos α; (10.23)

Vкрн = Vкр cos α (10.24)

где α — угол наклона трубопровода, по которому перемещается гидросмесь.

При расчете гидравлических потерь в местных сопротивлениях учитывается плотность гидросмеси. Опытами установлено, что гидравлические потери в местном сопротивлении увеличиваются на величину :

. (10.25)

где — коэффициент местных сопротивлений.

Значение i0 при разных скоростях и диаметрах приведены в табл. П1.7 приложения.

♦ Пример 10.1

Гидросмесь плотностью ρs = 1150 кг/м3 транспортируется по стальному трубопроводу длиной l= 2000 м и диаметром D = 0,5м.

Плотность твердого материала ρт = 2,6 • 103 кг/м3. Средний размер частиц транспортируемого материала d = 0,35 мм. Определить расход гидросмеси Q и потери напора при условии, что гидротранспортирование должно производиться в пределах критической скорости.

Объемная концентрация гидросмеси по (10.5)

=0,0938

Критическая скорость по (10.22)

Коэффициент транспортабельности Ψ* находим при dср= 0,35 мм по табл. 10.1, Ψ*= 0,4

.

Расход гидросмеси

.

Оптимальная скорость по (10.20)

,

а = 1, так как dcр < 10 мм,

is = i0

где i0 — гидравлический уклон при движении воды в трубе, вычисляется по формуле , а λ находим по формуле Конакова (4.100).

Число Рейнольдса

.

Гидравлические потери

hls = isl= 0,0288 · 2000 = 57.6 м.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.