Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный детский народный календарь.





 

  ПРАЗДНИКИ   ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДНИ   ТЕМАТИЧЕСКИЕ НЕДЕЛИ
  ОСЕНЬ: Осенины Покров Кузьминки   Семен-летопроводец Тит-листопадник,рябинник Арина-журавлиный лет Харитины Трифон и Пелагея   Воспоминания о лете У тебя мы осень спросим Осень припасиха Дары осеннего леса Кто торопится на юг Что нам стоит дом построить Худо жить тому, у кого пусто в дому Трифон шубу чинит, Пелагея руковицы Шьет Хлеб всему голова Мастерицы, мастера Я – это кто? Я и моя семья
  ЗИМА: Рождество Святки Сретенье Масленица     Введение Екатерина-санница Наум- грамотник Никола Зимний Крещение Емельянов день Афанасий   Здравствуй, Зимушка-зима Кто придумал колесо Буду учиться-в жизни пригодиться Гости на порог, хозяйка за пирог Здравствуй, здравствуй, Новый год Приходила коляда накануне Рождества Читаем зимнюю книгу Мели, Емеля – твоя неделя Береги нос в большой мороз Вот моя деревня Скоро ли весна? Масляничная неделя
  ВЕСНА: Пасха   Евдокия Сороки Благовещенье Вербное воскресенье Арина-рассадница   Богатырская наша сила Нет милей дружка, чем родная матушка Отшумели метели, зазвенела капель Грач на дворе, весна на дворе Какая весть благая Расцветай земля родная Заводи хоровод, приглашай весь народ Крестьянская доля на широком поле  
  ЛЕТО: Троица   Кириллов день Иван Купала Ильин день   Травы. Цветы. Ягоды. Грибы. Летний день с год Красное лето-зеленый сенокос И колосок береги-будут хлеб и пироги Знать по цвету, что дело идет к лету

 



Каждый праздник имеет свои традиции, характерные для той или иной местности. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. Лучшее, что удается создать людям (меткое слово, новую ухватку в работе или в игре, красивую форму общения и т.д.), они стремятся сохранить, а для этого снова и снова повторяют сами, одобряют и поддерживают в этом других, особенно свою подрастающую смену. Так счастливо найденное кем-то однажды не теряется новым поколением.

Традиция (с латинского – передача, повествование) – это сохранение, бережное обновление и передача от поколений к поколениям отобранных общественным мнением образцов культуры и прежде всего способов деятельности, поведения.



Веками выработался удивительный по гибкости и живучести механизм развития традиций. Сохраняясь в основе, традиция постепенно видоизменяется в деталях, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, так рождаются разные ее варианты, соответствующие вкусам, потребностям людей, условиям жизни.

Традиции являются корнями дерева культуры, связывающими его с почвой, питающими его соками. И как дереву, чтобы оно росло, нужны корни живые, растущие, так и культуре требуются традиции живущие, развивающиеся.

Одной из главных земледельческих традиций Алтайского края является выращивание зерновых. Хлеб – главное богатство Алтая. Но алтайский хлеб – трудный хлеб. Суровый климат, короткое лето, ненастная осень – все это осложняет труд земледельца. Непогоде противопоставляется мужество и мастерство хлебороба.

Алтайский хлеб – особый хлеб. Он отличается пышностью, высоким подъемом, пористостью. Недаром пшеницу, что выращивают здесь, называют сильной. Чего только не делают из нее: десятки сортов хлеба, вермишель, торты, пряники…

Дорогих гостей на Алтае принято встречать хлебом и солью. Уважение к труду, почитание трудового человека – характерная черта населения Алтайского края.

К традициям алтайской земли можно отнести щедрость и гостеприимство ее жителей.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Задачи:

- Создавать условия для включения детей в празднование дат народного календаря.



- Насыщать реальную жизнедеятельность детей фольклорным материалом (малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки, припевки, колыбельные, шуточные песни, предметы домашнего обихода, элементарное рукоделие и т.д.)

- Привлекать внимание детей к традиционным народным играм, хороводам, русским сказкам, проигрывать их.

- Познакомить детей с простейшими блюдами русской кухни, включенными в традиционные празднества, принимать участие в их приготовлении (пироги, блины, калачи и т.д.).

 

Содержание.

 

Активное включение детей и родителей в проживание праздничных дат народного календаря (Осенины, Покров, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица).

Дети вместе с родителями готовят народный костюм, разучивают фольклорный материал, принимают участие в приготовлении угощений, подарков.

 

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Задачи:

- Создавать условия для активного проживания детьми дат народного календаря: обсуждения, проектирования предстоящего празднества, распределения функций, ролей, продумывания украшения пространства для праздника и т.д.

- Создавать и использовать возникающие ситуации для упражнения детей в нравственном выборе, активизации волевого потенциала, патриотических и гражданских чувств.

- Помочь детям в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни.

 

Содержание:

 

Дети являются непосредственными участниками обсуждения и приготовления предстоящих празднеств. В этом возрасте дети могут сами готовить сюрпризы, принимать участие в украшении зала, своего костюма, оказывать необходимую помощь малышам, пожилым людям. Дети готовят праздничные блюда и украшают их. Важно создавать условия для экспериментирования, опробирования в практике полученной информации.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.

Фольклор – естественная возможность погружения в истоки народной культуры. Из поколения в поколение народ передает свой нравственный и эстетический завет, свой дух, свою мудрость именно через фольклор. Но это не только сокровищница прекрасных произведений, но и своеобразная школа воспитания.

Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях, обрядах, песнях, играх, сказках.

Фольклор – традиция изустная, которая практически утеряна. Погружение же ребенка в атмосферу живого, доброго, идущего от сердца слова, позволяет раскрепощаться, раскрываться личности, помогает творческой активности малыша.

Возникновение и развитие творческой деятельности способствует освоению фольклорной импровизации, что и составляет суть фольклорной традиции.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Обучение фольклору начинается с постижения местной (региональной) народной традиции и опирается на такие виды деятельности детей как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование.

Специфика образовательного процесса заключается в опоре на импровизацию, как единый творческий процесс развития ребенка, активное включение в работу аудиовизуального восприятия фольклорных традиций детьми, построения обучения на основе игровой деятельности и мотивации детей.

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Задачи:

- Создать условия для восприятия детьми народного музыкально-поэтического творчества и развития способностей к воссозданию его в реальной жизнедеятельности (укладывание куклы спать, кормление и т.д.).

- Познакомить детей с различными видами фольклорных песен: лирическими, плясовыми, шуточными, игровыми.

- Способствовать развитию у детей отзывчивости на русскую народную музыку различного характера, желания слушать и исполнять ее.

- Способствовать творческому самовыражению детей в музыкально-фольклорных играх, игре на детских музыкальных инструментах, пении, танцевальных движениях.

Содержание:

Основными видами музыкальной деятельности в младшем дошкольном возрасте на занятиях фольклором является слушание – восприятие, пение – подпевание и игры. В период этого возраста детям необходимо слушать добрые и доступные им песни. В программу по музыкальному фольклору входит много колыбельных песен, пестушек, потешек, закличек, которые должны слушать дети из уст близких им взрослых. Многие музыкальные примеры взяты из репертуара нянь – пестуний, которые поются в быту до сих пор. Песенный материал не сложен по мелодическому и ритмическому строю. Дети начинают сначала подпевания. Нисходящая попевка «Петушок», «Дождик», «Сорока» и другие очень удобна для приобщения детей к песне. Соединение движений с рифмованной речью переходит впоследствии в умение выразительно говорить, точно воспроизводить движения.

Ритмические приседания, подпрыгивание под песенку – одно их первых музыкально-ритмических движений «По кружочку мы идем», «Как у наших у ворот», постепенно приучает детей к пляске.

Дети, таким образом, осваивают элементы русской пляски – притопы, хлопки, вращение кистей и т.д., а также простой хороводный шаг.

Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка как путь включенности в общее действо.

Свистульки, погремушки, ложки, колокольчики – средство ритмического воспитания. Таким образом, дети постепенно включаются в мир фольклора.

 

Вторая младшая группа.

Слушание:

- Вызывать у детей отзывчивость на русскую народную музыку различного характера, вызывать желание слушать и эмоционально откликаться на нее.

- Приучать детей дослушивать музыкальные произведения до конца, понимать содержание (если это песня), понимать характер (веселая, спокойная), замечать изменения в звучании (тихо, громко).

Пение:

- Учить детей петь песни с музыкальным сопровождением и без него.

- Петь в одном темпе, не отставая и не опережая, внятно произносить слова.

Музыкально-ритмические движения:

- Двигаться в соответствии с характером музыки (спокойно, весело), силой звучания, реагировать на начало звучания и его окончание.

- Учить детей выполнять самые элементарные движения русской народной пляски – кружиться в парах, притопывать попеременно ногами и топать одной ногой, выполнять полуприседания, двигаться простым шагом в хороводе.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Слушание:

«Дождик, дождик» (русская народная песня), «Водичка-водичка» (пестушка), «Заинька» (русская народная песня), «Прилетели гули» (колыбельная), «Ты, собачка, не лай» (колыбельная), «Заинька - зайка» (русская народная песня), «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия), «Петушок» (русская народная песня), «А баю, баю, баю,» (колыбельная), «Ах, вы, сени » (русская народная мелодия), «Громче-тише» (игра), «Ах, ты, котенька-коток» (колыбельная), «Весна-красна» (закличка), «Солнышко» (закличка).

Пение – подпевание:

«Ладушки» (русская народная песня), «Сорока» (русская народная песня), «Байки-побайки» (колыбельная), «Тугу-ту» (прибаутка), «Коза рогатая» (русская народная песня), «Дождик, дождик, пуще» (закличка), «Солнышко» (закличка), «Барашеньки» (русская народная песня), «Петушок» (русская народная песня).

Музыкально – ритмические движения:

«Зайка-зайка» (хоровод-игра), «Кисель» (хоровод), «Барыня» (свободная пляска), «Прятки» (игра), «По кружочку мы пойдем» (русская народная мелодия), «Как у наших у ворот» (прибаутка).

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Задачи:

- В повседневной жизни, используя колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки о животных; познакомить детей с разными жанрами устного народного творчества, акцентируя внимание на интонационной выразительности речи этих жанров.

- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения.

 

Содержание:

- Наполнить жизнь детей произведениями устного народного творчества: обыгрывание сюжетов, рассматривание предметов быта, упоминаемых в сказках, потешках.

- Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками (балалайкой, гармошкой).

 

Средняя группа.

Задачи:

Слушание:

- Продолжать развивать интерес у детей к русской народной музыке, традиционной песне.

- Учить детей слушать разные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Различать песни по характеру (веселые, грустные).

- Слушать музыку, исполняемую на русских народных инструментах (гармошке, балалайке), различать их звучание.

Пение:

- Учить детей петь выразительно (ласково, весело, грустно), без напряжения, своим голосом, вместе начинать и заканчивать песню.

- Учить петь с музыкальным сопровождением и без него, с голоса.

Музыкально-ритмические движения:

- Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыки.

- Развивать инициативу и самостоятельность детей в танцевальных движениях.

- Учить танцевальные движения традиционной народной пляски – кружиться парами, двигаться парами, двигаться простым шагом, простыми дробями.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Слушание:

«Баю-баюшок» (колыбельная), «Серпы золотые» (трудовая), «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (трудовая), «Ворон» (игровая), «Лягушка» (шуточная), «Ай, да, Масленица» (календарная), «Здравствуй, Зимушка-Зима!» (календарная), «Коза-дереза» (шуточная), «Две тетери» (игровая), «Жаворонушки, прилетите!» (весенняя), «Кукушка» (весенняя), «Песенка про козлика» (шуточная), «Люли, люли, люленьки».

Пение:

«Утро» (распевка), «Петушок» (русская народная песенка), «Как у нас-то козел» (шуточная), «Уж ты, котенька-коток» (русская народная песня), «Прялица» (трудовая), «Дождик, дождик, перестань!» (закличка), «Шла коза по мостику» (считалка), «Огуречик, огуречик» (прибаутка), «Уж я сяду на порог» (колядка), «Маленькой елочке холодно зимой» (хоровод), «Сею-вею, посеваю» (календарная песня), «Ходит зайка по саду» (русская народная песенка), «Солнышко» (закличка), «Жаворонушки» (закличка весенняя), «Дождик, дождик, пуще!» (закличка).

Музыкально-ритмические движения:

«Ходит Ваня» (игра-хоровод), «Кисель» (хоровод), «А кто у нас хороший» (величальный хоровод), «Репка» (игра), «Зайка-зайка» (игра-хоровод), «Горшочки» (игра), «Мышки-кубышки» (игра), «Во саду ли, в огороде» (пляска), «На горе - томак» (хоровод), «У Еремушки» (хоровод), «Гуси» (игра).

Игра на детских музыкальных инструментах: колокольчики, бубен, свистульки, дудочки.

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

- Продолжать знакомить детей с малыми жанрами устного народного творчества – потешками, приговорками, колыбельными, календарно-обрядовой поэзией…

- Начать знакомить детей с волшебными сказками.

- Дать представление о пословицах и загадках.

 

Содержание:

Воспитатель ежедневно рассказывает детям сказки, создает игровую ситуацию, включая детей в диалог, учит с детьми полюбившиеся потешки, колыбельные, приговорки…

В свободном общении с детьми использует пословицы и поговорки, как реакцию на поступки детей.

Воспитатель организует дидактичекие игры с элементами загадок на следующие темы: «О животных», «О русской избе», «Приметы».

 

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Задачи:

- Создавать условия для развития у детей интереса к русской народной музыке, традиционной песне и пляске, различать музыкальные произведения по характеру, выделять жанры фольклора.

- Способствовать развитию певческих навыков (светлый, полетный звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция), эмоциональности самовыражения, ритмичности, образности, выразительности «характерности» движений.

- Познакомить детей с разнообразной исполнительской традицией (мягкая, с высокой второй – северная; яркая, «зычная» - южная).

- Способствовать развитию творческости детей, самостоятельности в исполнении фольклорных песен, плясок, игр, разыгрывании сюжетов.

 

Содержание:

Музыкальный фольклор в старшем дошкольном возрасте предлагается в более обширном музыкальном материале. Работа по музыкальному фольклору построена по календарному кругу. К пройденному материалу добавляется новый, более глубокий. Тематика песен более разнообразна и тесно связана с главными событиями жизнедеятельности по календарному кругу. Например, осень – пора свадеб, поэтому, естественно, нужно говорить о свадьбе, сватовстве, девичнике. Все это подтверждается в календарных песнях, которые дети слушают от взрослых («Плач невесты», величальные песни).

Серьезное внимание уделяется в этом возрасте пению. Освоение жанров традиционного детского народного творчества календарных припевок, закличек, шуточных, игровых, плясовых и др. песен – и во многом помогает развитию и укреплению детских голосов.

Большая свобода творческого проявления предлагается детям в движении (пляске свободной, игре, хороводе).

Старшая группа.

Слушание:

- Продолжать прививать любовь к народной музыке (пляске, песне).

- Учить детей различать жанры фольклора (песня, частушка, колыбельная).

- Учить детей различать звуки по высоте в пределах квинты.

- Слушать фольклорные календарные песни, различать их по характеру.

- Слушать и узнавать игру на русских музыкальных инструментах (гармошка, балалайка, свистульки, трещотки, колокольчики, ложки).

Пение:

- Продолжать вырабатывать певческие навыки: правильное дыхание, экономная артикуляция, точное интонирование.

- Продолжать приучать детей петь выразительно с подтанцовыванием, выражать эмоциональное содержание песни.

Музыкально-ритмические движения:

- Двигаться ритмично, в соответствии с характером музыки.

- Учить детей движениям русской народной пляски.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Слушание.

«Тебе песенку спою» (колыбельная), «Серпы золотые» (трудовая), «По бережку» (жнивная), «Плач невесты» (свадебная), «Рождество Христово», «Молитва», «А мы Масленицу дожидаем» (календарная), «Кукушечка» (русская народная песня), «Ворон» (игровая), «Березынька» (календарная), «Ты поди моя коровушка в дом» (календарная).

Пение.

«Раз, два, три, четыре, пять» (считалка), «Дождик, дождик, пуще»(закличка), «А кто у нас хороший» (величальная), «Васенушка - осень» (жнивная), «Посмотри, как у нас-то в мастерской» (трудовая), «Как у нашего овса» (небылица), «Зазимка» (русская народная песня), «Уж ты, курка, не пой» (колядка), «Ой едут ко мне» (масленичная), «Масленка» (календарная), «Жаворонки прилетели» (весенняя), «Рождественский праздник» (духовная песня), «Песенка про ангелов» (духовная песня), «Жаворонушки» (календарная), «Пчелки» (русская народная песня), «Катилось яблочко» (считалка), «Как у нашей Дуни» (егорьевская).

Музыкально-ритмические движения.

«Каравай» (игровой хоровод), «Некуда заиньке выскочить» (игра – хоровод), «Посеял дед репку» (русский народный хоровод), «В хороводе были мы», «Рождественский хоровод», «Во саду ли в огороде», «Полька» (пляска), «Селезень утку догонял» (хоровод весенний), «Кисель» (хоровод), «У Еремушки» (хоровод).

Музыкально-фольклорные игры.

«Дрема», «Горшочки», «Шла коза по лесу», «Коршун», «Мышки - кутышки», «Я на бочке сижу», «Шла, шла тетеря», «Ручеек».

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с малыми жанрами устного творчества: пословицами, поговорками, небылицами и т.д., а также со всеми видами сказок.

- Начать знакомство с историческим эпосом Руси – былинами.

- Продолжать знакомство с календарно-обрядовой поэзией.

 

Содержание:

В совместной деятельности с воспитателем дети начинают знакомство с обрядовой поэзией, готовясь к святочным вечеркам, учат колядки, щедровки. Готовясь к Масленице, учат заклички. В этом возрасте дети начинают знакомиться с социально-бытовыми сказками, докучными сказками, а также с былинами. Воспитатель не только читает и рассказывает их, но и полюбившиеся сказки разыгрываются в вертепном театре. Пословицы и поговорки воспитатель использует в речи, побуждая детей в их использовании. Загадки закрепляются в дидактических играх.

Подготовительная группа.

Слушание:

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к русской народной музыке.

- Развивать способности понимать содержание музыкальных жанров, эмоционально откликаться и выражать в них свои чувства и настроение.

- Продолжать развивать динамический звуковысотный, тембровый, мелодический слух, творческую активность.

- Продолжать учить детей различать звуки по высоте (в пределах квинты, терции), узнавать знакомые произведения, называть любимые.

- Познакомить детей с отдельными произведениями традиционного песенного местного фольклора, фольклора Западной Сибири.

- Познакомить детей с вокальной русской народной музыкой (русские народные песни), инструментальной (гармонь, балалайка), оркестровой (народных инструментов).

Пение:

- учить детей петь выразительно, правильно передавать мелодию, самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь индивидуально и коллективно.

Музыкально-ритмические движения:

- Закреплять умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, с музыкальными образами, передавать музыкально-ритмический рисунок.

- Учить детей танцевальным движениям – хороводный шаг, шаг с притопом, несложные виды дробей, горошек, переменный шаг, «присядка» для мальчиков, «ковырялочка».

- Учить детей выразительно передавать различные игровые образы, выполнять движения с предметами, инсценировать хороводные игры и песни.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Слушание.

«Песня женщин» (свадебная), «Плач невесты» (свадебная), «По бережку» (величальная), «Ах вы сени» (инструментальная), «Рождество Христово» (духовная), «Молитва», «А мы Масленицу провожали» (календарная), «Жаворонушки» (русская народная песня), «К нам весна пришла» (календарная), «Не со вечеру рябинку» (русская народная песня), «Валенки» (балалайка с баяном).

Пение.

«Серпы золотые» (трудовая), «Расти, рожь, большая» (календарная), «Осень, осень» (календарная), «На горе-то калина» (русская народная), «Посеял дед репку» (Песня – хоровод), «Как у нашей Дуни» (трудовая), «Как на тоненький ледок» (русская народная), «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (трудовая), «Лен» (трудовая), «Было у матушки 12 дочерей» (русская народная), «Цынцы-брынцы-бубенцы» (считалка), «Дождик, дождик, лей»(закличка), «Радуга - дуга»( закличка), «Тимка - Тимошка»(прибаутка), «Тох-тох-торорох» (прибаутка), «Рождественский праздник» (духовная), «Песенка про ангелов» (духовная), «Уж я сяду на порог» (календарная), «Маленький мальчик» (колядка), «Маслена, Маслена» (календарная), «Уж мы Масленицу провожали»(календарная), «А кто у нас белая» (величальная), «Блины» (календарная), «Жил-был у бабушки серенький козлик» (шуточная), «Троица» (календарная), «Ты не радуйся зелен клен» (календарная).

Музыкально-ритмические движения.

«В хороводе были мы» (вечерочный), «Во саду ли, в огороде» (пляска), «У Еремушки» (весенний), «Полька» (танец), «Некуда заиньке выскочить»(хороводная игра), «На горе-то мак» (хороводная игра), «Пошла коза по лесу» (игра), «Горшочки» (игра), «Коршун» (игра), «Вор - воробей» (игра), «Ручеек» (весенний), «Селезень утку догонял» (весенний), «Выходил бы молодец» (вечерочный), «Краковяк» (танец), «Каравай» (игра-хоровод), «Теремок» (игра-сказка), «Посеял дед репку» (песня-хоровод), «Капустка» (хоровод).

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Задачи:

- Создавать ситуации, побуждающие детей к использованию в жизнедеятельности произведений малых жанров устного народного творчества.

- Продолжать знакомить детей с историческим эпосом русского народа.

 

Содержание:

Воспитатель ежедневно рассказывает детям сказки и былины, заучивает с детьми произведения малых стихотворных жанров. Побуждает детей отгадывать загадки, использовать в речи пословицы, поговорки – как реакцию на свои поступки. Воспитатель создает игровую ситуацию, где используются сюжеты полюбившихся сказок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.