Сделай Сам Свою Работу на 5

Составитель, научный руководитель проекта





Алтайский краевой институт

повышения квалификации работников образования.

Кафедра дошкольного образования.

 

 

 
 

 


Программа – руководство

по воспитанию детей на традициях культуры

русскоязычного населения Алтайского края.

 

В помощь педагогам сельских дошкольных учреждений

 

2002г

 

Составитель, научный руководитель проекта

Е.В. Затеева,

Старший преподаватель кафедры дошкольного образования, АКИПКРО.

 

Данная программа – руководство разрабатывалась и апробировалась в условиях учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа народной культуры» с. Троицкое, директор Горда Т.М., зам.директора по учебно-методической работе Шарова Л.И.

 

 

Содержание.

Объяснительная записка

Принципы реализации программы

Предметно- развивающая среда дошкольного учреждения

Праздники и традиции

Музыкальный и поэтический фольклор

Народные промыслы и ремесла

Народный костюм

Русский дом на Алтае

Приложение

 

 

Программа «От родного порога» является специализированной (парциальной) в ряду действующих ныне программ в системе дошкольного образования и предлагает содержание работы с детьми дошкольного возраста в условиях сельских дошкольных учреждений.



Название программы «От родного порога» отражает основную закономерность становления картины мира ребенка, которое начинается с постижения своего ближайшего окружения: отчего дома, улицы, на которой живет, детского сада, села, родного края (Алтайского), России и учитывает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы будущего развития человека. «Врастание ребенка в культуру» (Л.С. Выготский) происходит во взаимодействии со взрослыми, которые его окружают – родители, близкие родственники, педагоги дошкольного учреждения.

Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя «созидателем», «творцом», открывающим для себя что-то новое, доставляющим другим радость, результатами своего труда, приобщающимся к миру взрослых.

Основная задача взрослых во взаимодействии с ребенком заключается в создании условий (проблемных вопросов, ситуаций, коллективного дела и т.д.) для активного освоения культуры родного народа, особенностей сельской жизни в совместной жизнедеятельности.



Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход к ним.

Содержание программы рассчитано на работу с детьми от 3 до 7 лет и направлено на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка, предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются в специфических детских видах деятельности (А.В. Запорожец).

Положенный в основу программы деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) базируется на центральном теоретическом положении о том, что психика развивается, формируется и проявляется в разных видах деятельности. Деятельность является главным средством обретения человеком культуры. С позиций деятельностного подхода усвоение ребенком нового – не пассивный процесс «калькирования» общественно-исторического опыта, а результат активной деятельности по овладению средствами и способами ориентации в окружающем мире.

Стержнем программы является народный земледельческий календарь, составляющий основу тематического планирования.

Все содержание программы разбито на тематические недели в четырех основных блоках: осень, зима, весна, лето для всех возрастных групп дошкольного учреждения.

Содержание каждой тематической недели проходит через: специально организованное обучение (занятийную деятельность); совместную деятельность взрослого и ребенка; самостоятельную деятельность детей.



Основное время отведено совместной деятельности взрослых и детей: народные праздники, игры, трудовая деятельность, ремесла, музыкальный и поэтический фольклор, где закладываются основы нравственности и морали, духовности, самосознания, культуры общения, практические навыки и умения.

Трехчастная структура педагогического процесса опирается на возрастные и индивидуальные возможности детей.

Приобщение детей к традиционной культуре начинается с самого раннего возраста. В условиях дошкольного учреждения с того момента, как ребенок переступил его порог. Первый этап открытия ребенком мира отечественной культуры можно условно назвать «пассивным», когда малыш обретает первичный опыт (слушает, смотрит, что и как делают другие). В это время очень важно не торопить ребенка и одновременно предоставлять возможность для активизации его познавательных интересов в разных видах деятельности (знакомство с глиной, тканью, устным народным творчеством, народной игрой и т.д.).

В младшей и средней группах доля совместной деятельности воспитателя с детьми превышает объем их самостоятельной деятельности, поскольку дети лишь начинают овладевать способами и средствами построения разных видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети более самостоятельны, независимы в своем выборе. Они уже сами являются непосредственными «носителями» культуры в детскую среду.

Объем свободной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах значительно увеличивается, однако и здесь взаимодействие со взрослыми в разных видах деятельности активно продолжается (народные праздники, игры, труд, продуктивные виды деятельности).

Необходимо отметить, что создаются условия для совместной деятельности, игры, общения не только со сверстниками, но и детьми разных возрастных групп.

Программа предполагает обязательное календарное планирование, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и интересы детей конкретной группы.

Преимуществом сельского дошкольного учреждения являются естественные природные условия, способствующие активному взаимодействию ребенка с миром природы.

В условиях сельской жизни – дети непосредственные участники заготовки природного материала (глина, лоза, шишки, камни, мох, песок и т.д.) для использования в продуктивных видах деятельности.

Обогащению эмоционального мира ребенка способствует общение их с естественными уголками живой природы – лесом, полем, озером, рекой, где дети учатся слушать и слышать голоса родной природы, чувствовать запахи, смотреть и видеть первозданную красоту. С раннего возраста дети познают все сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, радуются успехам взрослых, учатся сопереживать, любить все то, что их окружает. Дети не просто наблюдатели, они активные участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.