Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы психологического исследования.





Тема 1.1. Введение в психологию.

Вопрос 1.1.1. Предмет и задачи современной психологии. Методы психологии. Базовые категории психологии.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о психологии как науке.

2. Этапы развития науки.

3. Общее понятие о психике.

4. Научная и житейская психология.

5. Методологические и теоретические основы психологии.

6. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии.

7. Задачи психологии.

8. Методы психологии.

9. Этапы психологического исследования.

10. Категориальный аппарат современной психологии.

 

Понятие о психологии как науке.

Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики человека. Предмет психологии, в классическом понимании, составляет содержание внутренней жизни человека (психика), непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях чувствах и др. объективных проявлениях.

Этапы развития науки.

1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП
Психология как наука о душе Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием, Основной метод- самонаблюдение и описание фактов. Начинается в 20 в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является осмысление теории отражения.

Общее понятие о психике.



Традиционное определение психики в рамках диалектического материализма звучит так: психика есть свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях.

В свете системного подхода психика- это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, отличающаяся рядом специфических свойств и характеристик.



Психика как целостная, динамичная и целесообразная система может оцениваться по 3-м характерным параметрам (психическим явлениям):

  1. психическим состояниям;
  2. психическим процессам / функциям;
  3. психическим свойствам.

Психическое состояние – это комплекс показателей функционирования психики в конкретный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психический процесс – это динамический аспект функционирования психики, выражающийся в последовательной смене ее состояний во времени; психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К наиболее изученным психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности и направленность личности.

4. Научная и житейская психология.

В современных науках о познании отмечается существование двух качественно различных способов познания действительности, а именно научного, организованного согласно определенным методологическим принципам и правилам, и обыденного, житейского, носящего спонтанный характер и зависящего от разделяемых в обществе расхожих представлений.

Отличительные характеристики житейской психологии:



-конкретность, т.е. привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности;

-интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

-ограниченность, т.е. слабые представления человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

-знания основываются на наблюдениях и размышлениях, следовательно не подвергнуты научному осмыслению;

-ограниченность в материалах, т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Особенности житейской психологии:

-обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

-неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством людей;

-основываются на эксперименте, т.е. научные психологические знания получены в различных условиях;

-слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания накоплены и осмыслены в специальных отраслях психологической науки на протяжении десятилетий ее развития.

 

Методологические и теоретические основы психологии.

Методология– это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

  1. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
  2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
  3. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.
  4. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности и др.) и методики исследования конкретных психологических явлений.

 

Методологические основы психологии. Теоретические основы психологии.
Диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и психики. Представление о психике как функции головного мозга.
Представление о первичности материи и вторичности сознания. Представление о сознании как высшем этапе развития психики.
Представления о движущих силах развития окружающей действительности и психики. Представления о сущности проявления психики.
Понимание единства внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической. Понятие о методологии психологической науки.
Осознание социальной обусловленности психики человека. Представления о методах и методиках изучения психологических явлений.

Связь психологии с другими науками. Структура

Современной психологии.

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как развивались психика и сознание людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных или иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности функционирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых последних исследований, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики, т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных различий людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Многочисленные разделы и отрасли научной психологии классифицируются по различным основаниям, в качестве которых выступают:

1) цель научной деятельности- получение или применение знаний; по этому критерию различаются фундаментальные (базовые) разделы и специальные (прикладные) отрасли;

2) области применения получаемых знаний в социальной практике или конкретные системы деятельности человека, оптимизация которых достигается за счет прироста научных данных (психология труда, военная психология, инженерная психология, медицинская и педагогическая психология, психология творчества, психология спорта, юридическая психология и др.);

3) этапы и уровни развития психики в филогенезе и онтогенезе ( зоопсихология, возрастная психология, детская психология, психология юношеского возраста, геронтопсихология и т.д.)

4) структура социально-психологических отношений человека и сообщества, индивидов и групп (психология общения, психология группы, этнопсихология, психология масс и т.д.);

5) междисциплинарные связи, взаимодействие с другими науками (психофизиология, медицинская психология, психолингвистика и т.д.).

К фундаментальным разделам психологии, как правило, относятся:

  • общая психология,
  • дифференциальная психология (психология индивидуальных и типологических отличий),
  • психология развития,
  • социальная психология,
  • психология личности,
  • психофизиология,

а также история психологии, позволяющая раскрыть исторические закономерности формирования и развития психологических знаний, их постепенное оформление в самостоятельную науку.

Теоретико-методологическое ядро современной психологии составляет общая психология.

Общая психология–фундаментальная дисциплина, цель которой_ найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом; это совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие законы и механизмы функционирования психики, определяющих теоретические принципы и методы психологического познания, основные понятия психологии и ее категориальный строй.

7. Задачи психологии.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практику ( разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

8. Методы психологии.

Метод – способ, путь познания. Существует множество классификаций методов психологии.

1. В одной из них выделяется две группы методов: основные и вспомогательные. К основным относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения. Выделяются наблюдения житейское и научное (см. тема 1.1.), включенное и невключенное ( в зависимости от участия исследователя в деятельности, за которой он наблюдает). Эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерным манипулированием одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацией сопутствующих изменений. Эксперимент может быть

1) лабораторным (проводится в искусственных условиях, часто с использованием специальной аппаратуры) и естественным (в обычных для испытуемых условиях); 2) констатирующим (определяющим наличие или уровень развития того или иного психического явления), формирующим (активное воздействие на испытуемого с целью изменений в психике) и контрольным (с целью проверки каких-либо зависимостей).

Вспомогательные методы:

- Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях или процессах, полученных от различных людей.

- Анализ продуктов деятельности опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам, в которых воплощаются творческие силы и способности людей (рисунки, словесное творчество).

- Тест – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

- Биографический метод – изучение особенностей психологии человека по его биографии (например, психологии исторических личностей).

- Опросы – получение информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого. Устные опросы – беседа и интервью, письменные – анкеты и опросники.

- Социометрия – метод изучения микроструктуры группы и определения статуса ее членов.

- Метод срезов – продольный срез – изучение каких-либо психологических особенностей у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени и анализ и сравнение происшедших возрастных изменений; поперечный срез - изучение сравнение определенных психологических особенностей у разных ( по возрасту, специфике развития) групп испытуемых на протяжении короткого отрезка времени.

 

2. Б.Г.Ананьев выделяет следующие группы методов:

- организационные - сравнительный метод (сопоставление групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный (изучение одного объекта представителями разных наук и различными средствами).

- эмпирические - наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностика (тесты, опросы, социометрия), анализ продуктов деятельности, биографический).

- методы обработки данных - количественный (статистический), качественный (аналитический).

- интерпретационные – генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.), структурный (выявление структурных связей между всеми характеристиками личности).

 

3. Л.А.Карпенко выделяет способы наблюдения в соответствии со следующими критериями:

-по контакту наблюдения бывают непосредственные (контактные) и опосредованные (например, через видеокамеры).

-по условиям деятельности – лабораторные и полевые.

-по характеру взаимодействия с объектом – включенные - невключенные; скрытые (инкогнито) - открытые.

-по целям – целенаправленны - случайные.

-по упорядоченности деятельности – выборочные – сплошные (по времени), структурированные – произвольные.

-по фиксации результатов – оценивающие – констатирующие.

 

Этапы психологического исследования.

  1. Подготовительный – изучение состояния вопроса, определение задач и рабочей гипотезы исследования, разработка методики.
  2. Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Для этого применяются различные методы и деление на ряд этапов – серий.
  3. Качественная и количественная обработка данных исследования – определение средних величин, коэффициентов корреляции, построение графиков.

4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, прогноз развития явлений на будущее.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.