Этапы психологического исследования.
Тема 1.1. Введение в психологию.
Вопрос 1.1.1. Предмет и задачи современной психологии. Методы психологии. Базовые категории психологии.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о психологии как науке.
2. Этапы развития науки.
3. Общее понятие о психике.
4. Научная и житейская психология.
5. Методологические и теоретические основы психологии.
6. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии.
7. Задачи психологии.
8. Методы психологии.
9. Этапы психологического исследования.
10. Категориальный аппарат современной психологии.
Понятие о психологии как науке.
Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики человека. Предмет психологии, в классическом понимании, составляет содержание внутренней жизни человека (психика), непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях чувствах и др. объективных проявлениях.
Этапы развития науки.
1 ЭТАП
| 2 ЭТАП
| 3 ЭТАП
| 4 ЭТАП
| Психология как наука о душе
| Психология как наука о сознании.
| Психология как наука о поведении.
| Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
| Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
| Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием, Основной метод- самонаблюдение и описание фактов.
| Начинается в 20 в.
Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
| Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является осмысление теории отражения.
|
Общее понятие о психике.
Традиционное определение психики в рамках диалектического материализма звучит так: психика есть свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях.
В свете системного подхода психика- это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, отличающаяся рядом специфических свойств и характеристик.
Психика как целостная, динамичная и целесообразная система может оцениваться по 3-м характерным параметрам (психическим явлениям):
- психическим состояниям;
- психическим процессам / функциям;
- психическим свойствам.
Психическое состояние – это комплекс показателей функционирования психики в конкретный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.
Психический процесс – это динамический аспект функционирования психики, выражающийся в последовательной смене ее состояний во времени; психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К наиболее изученным психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности и направленность личности.
4. Научная и житейская психология.
В современных науках о познании отмечается существование двух качественно различных способов познания действительности, а именно научного, организованного согласно определенным методологическим принципам и правилам, и обыденного, житейского, носящего спонтанный характер и зависящего от разделяемых в обществе расхожих представлений.
Отличительные характеристики житейской психологии:
-конкретность, т.е. привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности;
-интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;
-ограниченность, т.е. слабые представления человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
-знания основываются на наблюдениях и размышлениях, следовательно не подвергнуты научному осмыслению;
-ограниченность в материалах, т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.
Особенности житейской психологии:
-обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;
-неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством людей;
-основываются на эксперименте, т.е. научные психологические знания получены в различных условиях;
-слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания накоплены и осмыслены в специальных отраслях психологической науки на протяжении десятилетий ее развития.
Методологические и теоретические основы психологии.
Методология– это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:
- Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
- Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
- Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.
- Принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.
Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности и др.) и методики исследования конкретных психологических явлений.
Методологические основы психологии.
| Теоретические основы психологии.
| Диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и психики.
| Представление о психике как функции головного мозга.
| Представление о первичности материи и вторичности сознания.
| Представление о сознании как высшем этапе развития психики.
| Представления о движущих силах развития окружающей действительности и психики.
| Представления о сущности проявления психики.
| Понимание единства внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической.
| Понятие о методологии психологической науки.
| Осознание социальной обусловленности психики человека.
| Представления о методах и методиках изучения психологических явлений.
|
Связь психологии с другими науками. Структура
Современной психологии.
Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают психологии, как развивались психика и сознание людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных или иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности функционирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых последних исследований, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.
Особое значение имеет психология для педагогики, т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных различий людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Многочисленные разделы и отрасли научной психологии классифицируются по различным основаниям, в качестве которых выступают:
1) цель научной деятельности- получение или применение знаний; по этому критерию различаются фундаментальные (базовые) разделы и специальные (прикладные) отрасли;
2) области применения получаемых знаний в социальной практике или конкретные системы деятельности человека, оптимизация которых достигается за счет прироста научных данных (психология труда, военная психология, инженерная психология, медицинская и педагогическая психология, психология творчества, психология спорта, юридическая психология и др.);
3) этапы и уровни развития психики в филогенезе и онтогенезе ( зоопсихология, возрастная психология, детская психология, психология юношеского возраста, геронтопсихология и т.д.)
4) структура социально-психологических отношений человека и сообщества, индивидов и групп (психология общения, психология группы, этнопсихология, психология масс и т.д.);
5) междисциплинарные связи, взаимодействие с другими науками (психофизиология, медицинская психология, психолингвистика и т.д.).
К фундаментальным разделам психологии, как правило, относятся:
- общая психология,
- дифференциальная психология (психология индивидуальных и типологических отличий),
- психология развития,
- социальная психология,
- психология личности,
- психофизиология,
а также история психологии, позволяющая раскрыть исторические закономерности формирования и развития психологических знаний, их постепенное оформление в самостоятельную науку.
Теоретико-методологическое ядро современной психологии составляет общая психология.
Общая психология–фундаментальная дисциплина, цель которой_ найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом; это совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие законы и механизмы функционирования психики, определяющих теоретические принципы и методы психологического познания, основные понятия психологии и ее категориальный строй.
7. Задачи психологии.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений как отражения объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
2. Анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей.
3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
4. Содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практику ( разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
8. Методы психологии.
Метод – способ, путь познания. Существует множество классификаций методов психологии.
1. В одной из них выделяется две группы методов: основные и вспомогательные. К основным относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения. Выделяются наблюдения житейское и научное (см. тема 1.1.), включенное и невключенное ( в зависимости от участия исследователя в деятельности, за которой он наблюдает). Эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерным манипулированием одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацией сопутствующих изменений. Эксперимент может быть
1) лабораторным (проводится в искусственных условиях, часто с использованием специальной аппаратуры) и естественным (в обычных для испытуемых условиях); 2) констатирующим (определяющим наличие или уровень развития того или иного психического явления), формирующим (активное воздействие на испытуемого с целью изменений в психике) и контрольным (с целью проверки каких-либо зависимостей).
Вспомогательные методы:
- Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях или процессах, полученных от различных людей.
- Анализ продуктов деятельности опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам, в которых воплощаются творческие силы и способности людей (рисунки, словесное творчество).
- Тест – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
- Биографический метод – изучение особенностей психологии человека по его биографии (например, психологии исторических личностей).
- Опросы – получение информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого. Устные опросы – беседа и интервью, письменные – анкеты и опросники.
- Социометрия – метод изучения микроструктуры группы и определения статуса ее членов.
- Метод срезов – продольный срез – изучение каких-либо психологических особенностей у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени и анализ и сравнение происшедших возрастных изменений; поперечный срез - изучение сравнение определенных психологических особенностей у разных ( по возрасту, специфике развития) групп испытуемых на протяжении короткого отрезка времени.
2. Б.Г.Ананьев выделяет следующие группы методов:
- организационные - сравнительный метод (сопоставление групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный (изучение одного объекта представителями разных наук и различными средствами).
- эмпирические - наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностика (тесты, опросы, социометрия), анализ продуктов деятельности, биографический).
- методы обработки данных - количественный (статистический), качественный (аналитический).
- интерпретационные – генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.), структурный (выявление структурных связей между всеми характеристиками личности).
3. Л.А.Карпенко выделяет способы наблюдения в соответствии со следующими критериями:
-по контакту наблюдения бывают непосредственные (контактные) и опосредованные (например, через видеокамеры).
-по условиям деятельности – лабораторные и полевые.
-по характеру взаимодействия с объектом – включенные - невключенные; скрытые (инкогнито) - открытые.
-по целям – целенаправленны - случайные.
-по упорядоченности деятельности – выборочные – сплошные (по времени), структурированные – произвольные.
-по фиксации результатов – оценивающие – констатирующие.
Этапы психологического исследования.
- Подготовительный – изучение состояния вопроса, определение задач и рабочей гипотезы исследования, разработка методики.
- Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Для этого применяются различные методы и деление на ряд этапов – серий.
- Качественная и количественная обработка данных исследования – определение средних величин, коэффициентов корреляции, построение графиков.
4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, прогноз развития явлений на будущее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|