Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа экзамена по «Сурдопсихологии» 2 курс





Б.3.В.ОД.1.1 СУРДОПСИХОЛОГИЯ

 

Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиля «Дошкольная дефектология»

квалификации (степени) выпускника бакалавр

 

Требования к промежуточной аттестации по дисциплине

Вопросы к экзамену

1. Врожденные нарушения слуха: причины, статистика.

2. Приобретенные причины нарушений слуха.

3. Применение ототоксических препаратов как одна из причин нарушения слуха.

4. Международная классификация нарушений слуха.

5. Педагогическая классификация нарушений слуха.

6. Предмет и задачи сурдопсихологии.

7. Развитие сурдопсихологии за рубежом.

8. Сурдопсихология в России.

9. Вклад В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay в становление и развитие сурдопсихологии.

10. Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии.

11. Работы Л.В. Занкова и И.М. Соловьева по экспериментально-психологическим методикам изучения детей с нарушениями слуха.

12. Формирование моторики у глухих детей.

13. Нарушения координации у глухих детей: причины, проявления.

14. Первоначальные представления об окружающем мире и элементарные формы восприятия у глухих детей.



15. Своеобразие в развитии зрительного восприятия глухих детей.

16. Формирование предметной деятельности у глухих детей.

17. Предпосылки формирования личности у глухих детей.

18. Познавательное развитие в дошкольном возрасте у глухих.

19. Особенности сенсорного развития у глухих.

20. Особенности игр глухих дошкольников.

21. Изобразительная деятельность глухих дошкольников.

22. Особенности личностного развития глухих.

23. Эмоциональное развитие глухих.

24. Особенности восприятии и формирования представления о пространстве у глухих дошкольников.

25. Особенности моторики и координации у глухих дошкольников.

26. Формирование личности и межличностных отношений у глухих дошкольников.

27. Своеобразие в развитии зрительного восприятия глухих детей школьного возраста.

28. Формирование предметной деятельности у глухих.

29. Формирование личности у глухих детей школьного возраста.

30. Познавательное развитие у глухих детей школьного возраста.



31. Особенности сенсорного восприятия у глухих детей школьного возраста.

32. Изобразительная деятельность глухих детей школьного возраста.

33. Особенности личностного развития глухих детей школьного возраста.

34. Эмоциональное развитие глухих детей школьного возраста.

35. Формирование личности и межличностных отношений у глухих детей школьного возраста.

36. Социализация глухих детей.

37. Развитие речи и словесного общения у слабослышащих детей.

38. Развитие познания и наглядно-образного мышления у слабослышащих детей.

39. Особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей.

40. Формирование личности у слабослышащих детей.

41. Особенности познавательных процессов и формирования мышления у позднооглохших детей.

42. Особенности состояния эмоциональной сферы у позднооглохших детей.

43. Особенности коммуникации и межличностного общения.

44. Особенности психического развития детей с сочетанным нарушением слуха и зрения, слуха и функций вестибулярного аппарата.

45. Синдром Ушера.

46. Слепоглухота.

47. Нарушения слуха и задержка психического развития.

48. Роль организации воспитания и обучения в формировании психических функций и личности глухого ребенка.

49. Проблемы межличностного общения глухих детей. Усвоение нравственных норм.

50. Проблемы межличностного общения у позднооглохших детей.

 

Программа экзамена по «Сурдопсихологии» 2 курс

Цельвыявить готовность студентов к решению профессиональных задач, связанных с пониманием, теоретическим обоснование и научной интерпретации нарушений слуха.



Формирование компетентностинаправлены на выявление у студентовособенностей воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, основных закономерностей их психического развития, социального становления личности ребенка с нарушениями слуха раннего и дошкольного возрастов; знать причины нарушений, их проявления в раннем и дошкольном возрасте; особенности высших психических функций у детей с нарушениями слуха; владеть методами психологических исследований; умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления;

Ожидаемые результатызнание проблем нарушения слуха у детей и развития их психических функций, развитие профессиональной компетентности в области психологии лиц с нарушениями слуха.

Сурдопсихология как раздел специ­альной психоло­гии.Сурдопсихология – раздел спе­циальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушениями слуха, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания. Восприятие окружающего посредством слуха. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира. Звук как один из регуляторов поведения и деятельности человека. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе. Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира. Причины нарушений слуха. Классификации нарушений слуха у детей. Международная классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Глухие и слабослышащие. Предмет и задачи сурдопсихологии. Развитие сурдопсихологии за рубежом. Сурдопсихология в России. В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay. Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии. Л.В. Занков и И.М. Соловьев - экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи. К.И. Вересотская, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, Э.С. Бейн, Ж.И. Шиф, М.Е. Хватцев, И.М. Соловьев. С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова. С.А. Зыков, М.М. Нудельман «Особенности психического развития глухого ребенка» (1975), Т.В. Розанова, А.А. Венгер - психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников. Современный этап развития сурдопсихологии.

Психическое развитие глухих детей.Младенческий и ранний возраст.Познавательное развитие. Первоначальные представления об окружающем мире и элементарные формы восприятия. Своеобразие в развитии зрительного восприятия Действия с предметами по подражанию. Практическое ориентирование на свойства предметов Формирование предметной деятельности. Развитие речи и общения. Предпосылки формирования личности. Этапы познания. Дошкольный возраст.Познавательное развитие. Трудности в формировании образов представлений. Особенности сенсорного развития. Задержка формирования предметной и игровой деятельности. Переход к наглядно-образному мышлению. Развитие деятельности. Игра. Особенности игр глухих детей. Сюжетно-ролевая игра. Изобразительная деятельность. Развитие речи. Особенности личностного развития глухих детей. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха. Усвоение нравственных норм. Особенности восприятии и формирования представления о пространстве. Особенности эмоциональной сферы глухих. Особенности моторики и координации у глухих. Развитие мыслительной деятельности. Формирование личности и межличностных отношений. Роль организации воспитания и обучения в формировании психических функций и личности глухого ребенка. Социализация глухих детей. Межличностное общение. Усвоение нравственных норм..

Психическое развитие слабослышащих и позднооглохших детей.Развитие речи и словесного общения. Развитие познания и наглядно-образного мышления. Особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей. Формирование личности у слабослышащих детей. Межличностное общение. Особенности познавательных процессов и формирования мышления у позднооглохших детей. Особенности состояния эмоциональной сферы у позднооглохших детей. Особенности коммуникации и межличностного общения. Особенности психического развития детей с сочетанным нарушением слуха и зрения, слуха и функций вестибулярного аппарата. Синдром Ушера. Слепоглухота. Нарушения слуха и задержка психического развития.

Критерии оценки

Баллов

1) Правильное, полное и обоснованное содержание ответа на вопрос билета.

2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям.

3) Знание научных направлений и персоналий.

4) Обобщенность отобранного для ответа материала.

5) Умение соотносить теоретические знания с практикой.

6) Культура профессиональной речи.

7) Обоснованные ответы на дополнительные вопросы.

Баллов

1) Правильное, полное и обоснованное содержание ответа на вопрос билета.

2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям.

3) Знание научных направлений и персоналий.

4) Обобщенность отобранного для ответа материала недостаточна.

5) Умение соотносить теоретические знания с практикой.

6) Культура профессиональной речи.

7) Ответы на дополнительные вопросы не всегда обоснованные.

Баллов

1) Правильное, полное, но не всегда обоснованноесодержание вопроса билета

2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенд

3) Знание научных направлений и персоналий.

4) Обобщенность отобранного для ответа материала недостаточна.

5) Умение соотносить теоретические знания с практикой.

6) Культура профессиональной речи.

7) Ответы на дополнительные вопросы не всегда обоснованные.

Баллов

Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.

Дифференцированный зачет должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.