Программа экзамена по «Сурдопсихологии» 2 курс
Б.3.В.ОД.1.1 СУРДОПСИХОЛОГИЯ
Направление 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиля «Дошкольная дефектология»
квалификации (степени) выпускника бакалавр
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
1. Врожденные нарушения слуха: причины, статистика.
2. Приобретенные причины нарушений слуха.
3. Применение ототоксических препаратов как одна из причин нарушения слуха.
4. Международная классификация нарушений слуха.
5. Педагогическая классификация нарушений слуха.
6. Предмет и задачи сурдопсихологии.
7. Развитие сурдопсихологии за рубежом.
8. Сурдопсихология в России.
9. Вклад В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay в становление и развитие сурдопсихологии.
10. Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии.
11. Работы Л.В. Занкова и И.М. Соловьева по экспериментально-психологическим методикам изучения детей с нарушениями слуха.
12. Формирование моторики у глухих детей.
13. Нарушения координации у глухих детей: причины, проявления.
14. Первоначальные представления об окружающем мире и элементарные формы восприятия у глухих детей.
15. Своеобразие в развитии зрительного восприятия глухих детей.
16. Формирование предметной деятельности у глухих детей.
17. Предпосылки формирования личности у глухих детей.
18. Познавательное развитие в дошкольном возрасте у глухих.
19. Особенности сенсорного развития у глухих.
20. Особенности игр глухих дошкольников.
21. Изобразительная деятельность глухих дошкольников.
22. Особенности личностного развития глухих.
23. Эмоциональное развитие глухих.
24. Особенности восприятии и формирования представления о пространстве у глухих дошкольников.
25. Особенности моторики и координации у глухих дошкольников.
26. Формирование личности и межличностных отношений у глухих дошкольников.
27. Своеобразие в развитии зрительного восприятия глухих детей школьного возраста.
28. Формирование предметной деятельности у глухих.
29. Формирование личности у глухих детей школьного возраста.
30. Познавательное развитие у глухих детей школьного возраста.
31. Особенности сенсорного восприятия у глухих детей школьного возраста.
32. Изобразительная деятельность глухих детей школьного возраста.
33. Особенности личностного развития глухих детей школьного возраста.
34. Эмоциональное развитие глухих детей школьного возраста.
35. Формирование личности и межличностных отношений у глухих детей школьного возраста.
36. Социализация глухих детей.
37. Развитие речи и словесного общения у слабослышащих детей.
38. Развитие познания и наглядно-образного мышления у слабослышащих детей.
39. Особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей.
40. Формирование личности у слабослышащих детей.
41. Особенности познавательных процессов и формирования мышления у позднооглохших детей.
42. Особенности состояния эмоциональной сферы у позднооглохших детей.
43. Особенности коммуникации и межличностного общения.
44. Особенности психического развития детей с сочетанным нарушением слуха и зрения, слуха и функций вестибулярного аппарата.
45. Синдром Ушера.
46. Слепоглухота.
47. Нарушения слуха и задержка психического развития.
48. Роль организации воспитания и обучения в формировании психических функций и личности глухого ребенка.
49. Проблемы межличностного общения глухих детей. Усвоение нравственных норм.
50. Проблемы межличностного общения у позднооглохших детей.
Программа экзамена по «Сурдопсихологии» 2 курс
Цельвыявить готовность студентов к решению профессиональных задач, связанных с пониманием, теоретическим обоснование и научной интерпретации нарушений слуха.
Формирование компетентностинаправлены на выявление у студентовособенностей воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, основных закономерностей их психического развития, социального становления личности ребенка с нарушениями слуха раннего и дошкольного возрастов; знать причины нарушений, их проявления в раннем и дошкольном возрасте; особенности высших психических функций у детей с нарушениями слуха; владеть методами психологических исследований; умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления;
Ожидаемые результатызнание проблем нарушения слуха у детей и развития их психических функций, развитие профессиональной компетентности в области психологии лиц с нарушениями слуха.
Сурдопсихология как раздел специальной психологии.Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушениями слуха, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания. Восприятие окружающего посредством слуха. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира. Звук как один из регуляторов поведения и деятельности человека. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе. Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира. Причины нарушений слуха. Классификации нарушений слуха у детей. Международная классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Глухие и слабослышащие. Предмет и задачи сурдопсихологии. Развитие сурдопсихологии за рубежом. Сурдопсихология в России. В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay. Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии. Л.В. Занков и И.М. Соловьев - экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи. К.И. Вересотская, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, Э.С. Бейн, Ж.И. Шиф, М.Е. Хватцев, И.М. Соловьев. С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова. С.А. Зыков, М.М. Нудельман «Особенности психического развития глухого ребенка» (1975), Т.В. Розанова, А.А. Венгер - психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников. Современный этап развития сурдопсихологии.
Психическое развитие глухих детей.Младенческий и ранний возраст.Познавательное развитие. Первоначальные представления об окружающем мире и элементарные формы восприятия. Своеобразие в развитии зрительного восприятия Действия с предметами по подражанию. Практическое ориентирование на свойства предметов Формирование предметной деятельности. Развитие речи и общения. Предпосылки формирования личности. Этапы познания. Дошкольный возраст.Познавательное развитие. Трудности в формировании образов представлений. Особенности сенсорного развития. Задержка формирования предметной и игровой деятельности. Переход к наглядно-образному мышлению. Развитие деятельности. Игра. Особенности игр глухих детей. Сюжетно-ролевая игра. Изобразительная деятельность. Развитие речи. Особенности личностного развития глухих детей. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха. Усвоение нравственных норм. Особенности восприятии и формирования представления о пространстве. Особенности эмоциональной сферы глухих. Особенности моторики и координации у глухих. Развитие мыслительной деятельности. Формирование личности и межличностных отношений. Роль организации воспитания и обучения в формировании психических функций и личности глухого ребенка. Социализация глухих детей. Межличностное общение. Усвоение нравственных норм..
Психическое развитие слабослышащих и позднооглохших детей.Развитие речи и словесного общения. Развитие познания и наглядно-образного мышления. Особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей. Формирование личности у слабослышащих детей. Межличностное общение. Особенности познавательных процессов и формирования мышления у позднооглохших детей. Особенности состояния эмоциональной сферы у позднооглохших детей. Особенности коммуникации и межличностного общения. Особенности психического развития детей с сочетанным нарушением слуха и зрения, слуха и функций вестибулярного аппарата. Синдром Ушера. Слепоглухота. Нарушения слуха и задержка психического развития.
Критерии оценки
Баллов
1) Правильное, полное и обоснованное содержание ответа на вопрос билета.
2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям.
3) Знание научных направлений и персоналий.
4) Обобщенность отобранного для ответа материала.
5) Умение соотносить теоретические знания с практикой.
6) Культура профессиональной речи.
7) Обоснованные ответы на дополнительные вопросы.
Баллов
1) Правильное, полное и обоснованное содержание ответа на вопрос билета.
2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям.
3) Знание научных направлений и персоналий.
4) Обобщенность отобранного для ответа материала недостаточна.
5) Умение соотносить теоретические знания с практикой.
6) Культура профессиональной речи.
7) Ответы на дополнительные вопросы не всегда обоснованные.
Баллов
1) Правильное, полное, но не всегда обоснованноесодержание вопроса билета
2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенд
3) Знание научных направлений и персоналий.
4) Обобщенность отобранного для ответа материала недостаточна.
5) Умение соотносить теоретические знания с практикой.
6) Культура профессиональной речи.
7) Ответы на дополнительные вопросы не всегда обоснованные.
Баллов
Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Дифференцированный зачет должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|