Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины непатологической агрессии подростков





Большинство исследователей девиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средо- выми факторами. Так, Э. Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усилива- -тся в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р. Мертон показал, что источником агрессивности является недоступность для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая образование, работу и т. д. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения – это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к девиантности, хорошие отношения со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного неблагополучия.



Расстройство поведения диагностируется при наличии не менее 5 из нижеперечисленных признаков:

1. необычные для возраста ребенка частые и тяжелые изъявления гнева, ярости;

2. частые споры с родителями;

3. частое активное отвергание пожеланий и предписаний взрослых;

4. частое, очевидно преднамеренное стремление рассердить окружающих;

5. частое возложение ответственности за свои ошибки и неправильное поведение на других;

6. часто чувствует, что окружающие ему досаждают;

7. часто недоволен, рассержен;

8. часто испытывает ненависть, желание отомстить;

9. частая ложь или невыполнение обещаний для получения материальной выгоды, привилегий или освобождения от ответственности;

10. часто затевает драки;



11. использует холодное, огнестрельное оружие и потенциально опасные предметы;

12. часто вопреки запретам родителей находится вне дома в темное время суток (начиная с 13-летнего возраста);

13. физическая жестокость к окружающим (связать, нанести порез, ожог);

14. жестокое обращение с животными;

15. умышленно разрушительное обращение с чужой собственностью;

16. умышленный поджог с риском или намерением причинить серьезный вред;

17. кража ценностей, подлог без конфронтации с жертвой (в магазине, квартирная кража, подделка подписи);

18. частые прогулы в школе, начиная с 13-летнего возраста;

19. побег из дома дольше чем на одну ночь, за исключением попыток избежать таким образом жестокого обращения взрослых;

20. любое преступное действие, сопряженное с прямым нападением на окружающих (включая вымогательство, вырывание сумочки из рук);

21. принуждение к сексуальному контакту;

22. частое издевательство над другими (умышленное запугивание, причинение боли и др.);

23. взлом помещений, автомобилей и т. д.

Эпизоды антисоциального поведения могут наблюдаться как у практически здоровых подростков, так и при любой психопатологии. Антисоциальное поведение нередко появляется при маниакальных состояниях, но ограничивается временными рамками аффективного возбуждения и не представляет устойчивого стереотипа. Агрессивность считается расстройством поведения и требует медицинского вмешательства в том случае, если чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость по отношению к людям, животным, разрушения собственности, поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжелы&вспышки гнева или вызывающее провокационное поведение и постоянное откровенное непослушание длятся не менее полугода.



Агрессивность сходна с гиперактивностью тем, что при обоих нарушениях проявляется неспосособность реализовывать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Чрезмерно активные дети с нарушенным вниманием страдают от неспособности целенаправленно управлять своим поведением. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью.

Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение – это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям.

Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе.

 

 

Выводы по 2 главе:

Можно заключить, что агрессивное (девиантное) поведение детей и подростков является одной из наиболее значимых проблем современной российской семьи. Агрессивное поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков также выступает актуальной проблемой детских образовательных учреждений, где чаще всего является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.


Заключение

 

Выявив основные виды агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, исследовав особенности семейного воспитания подростка, мы пришли к выводу, что объект исследования – весьма актуальный, но мало исследованный феномен человеческого поведения. Таким образом, если агрессивное поведение приобретается чаще всего в процессе научения, есть надежда, что его можно контролировать.

Проблема агрессии несовершеннолетних всегда отличалась особой остротой и актуальностью. Это обусловлено, прежде всего, традиционно преступной активностью подростков. Динамическая социореальность нашего времени помещает подростка в противоречивый контекст неоднозначных взаимоотношений, желаний, возможностей и собственной социально-психологический компетентности в моделировании и реализации реальных поведенческих моделей в конкретных ситуациях взаимодействия. Оказавшись перед лицом многообразия и противоречивости социальной ситуации жизни, подросток не всегда располагает должным объемом стрессоустойчивости, внутренней позитивной психологической активностью способствующих принятию правильных, социально-одобряемых и личностно-значимых решений. В этом возрасте усиливается значимость взаимоотношений с широким социумом и возможности успешной самопрезентации себя как члена различных социальных групп (класс, дворовая компания, молодежные группы, дискотеки, конкуры, олимпиады). В связи с этим подросток испытывает нужду в конкретной, адресной педагогической и психологической помощи в организации собственной жизнедеятельности в пространстве социума. Невозможность эффективного решения обилия противоречий провоцирует подростка на проявление девиантным тенденций в поведении и деятельности.

Подростки быстро реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Наблюдается бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в озлобленности, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и агрессия, алкоголизм, наркомания, проституция, преступность.

Наказывать агрессора практически всегда пустая трата времени: наказание удерживает от агрессии только в идеальных условиях, то есть, если наказывают кратко, сразу за дело, если наказание сочетается с поощрением желательного поведения, и если тот, кого наказывают, не злиться. При соблюдении этих условий агрессия может прорваться наружу, но периодически. Однако эффективность наказания весьма ограниченна. В большинстве случаях агрессия «не на жизнь – а на смерть» является импульсивной, горячей агрессией – следствием ссоры или оскорбления или жестокого наказания. Таким образом, мы должны удержать агрессию, не дожидаясь, когда она возникнет.

Нужно учить детей неагрессивным стратегиям поведения. Если бы агрессия «не на жизнь – а на смерть» была холодной, экспериментальной мы могли бы надеяться на то, что, позволив подростку выдав свои агрессивные намерения, а потом, примерно наказав его, мы отпугнули бы других от совершения плохих поступков. Если бы так всё и было, мы бы должно избавились от агрессивности все.


Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2010.- 366 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2011. -380с.

3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2009. -512с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2010. -352с.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. [Текст]/ Б.С. Братусь, М.: Логос, 1998. – 337 с.

6. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 2009.-145с.

7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 2012. -216с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. М., 2009. -512с.

9. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 2011.-128с.

10. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.2013.- 416с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2011. -336с.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «ЧеРо», 2009.-240с.

13. Психология современного подростка под ред. Д.И,Фельдштейнв; Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии. Академия пед.наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.-240с.

14. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2012.288с.

15. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2010.-288с.

16. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. [Текст]. В 2-х т. Т.1. Под ред. И.А. Капрова. – М.: Педагогика, 1977. -400с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000. -712с.

18. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2011.-96с.

19. Агеева И.А., Миронова Е.В. Психологический практикум : диагностика агрессивного поведения. – СПб. : Речь, 2012. – 110 с.

20. Реан А.А.Агрессия и агрессивность личности .// Психологический журнал. 1996 №5. - 3-18с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.