Сделай Сам Свою Работу на 5

Творение 15. День седьмой. Теодицея.





Рассказ о сотворении мира и человека разложен на 6 дней творения. 6й день завершился так: 1 глава 31 стих. Последний стих 1 главы:

«И увидел Бог, всё, что Он сотворил, и вот хорошо весьма, и был вечер и было утро — день 6й»

Что мы узнаём из этого стиха? Мироздание есть целое, нечто всё. И как целое, оно в отношении к частям — новое, и как новое оно всё хорошо особым образом, как сказано «хорошо весьма». То есть, целое по отношению к частям, есть нечто новое. Целое никогда не сводится к своим частям. Целое по отношению к частям есть нечто новое, и это целое хорошо особым образом, оно хорошо весьма. Всё хорошо весьма, и горечь 6го дня в том, что о человеке не сказано, что он хорош.

Писание на каждый день творения предлагает нам урок в виде некоторого, если помните, затруднения. И когда мы решаем это затруднение, то в нас начинает действовать или проясняется какая-то заложенная Богом сила души.

Так, читая о сотворении мира, мы осознавали о себе, как мы сами устроены. А 6й день на своё завершение предлагает нам увидеть мироздание как целое вместе с человечеством, что хорошо весьма, а о человеке не говорится в 6й день, что это хорошо. Но ведь также о небе, что было сотворено в день один, а это был ангельский мир, не сказано, что это хорошо. Об ангелах и о человеке не говорится о человеке, что это хорошо в предзнании Божьем об отпадении части ангелов и о грехопадении человека.



То есть, о возможном грехопадении человека Писание даёт нам знать до описания самого грехопадения. Всё, что Бог сотворил, почему это хорошо весьма? Что хорошего для человека? Вопрос более серьезный, что это не слава 6го дня, это слава шести дней творения. Что хорошего в этом всём для человека, о котором не сказано, что он сам хорош? Священное Писание дано человеку в его падшем состоянии. Мы читаем св. Писание о сотворении мира и о порядке устроения человеческого сердца, но мы, читающие, мы-то имеем уже дурной опыт свободы, мы знаем то, чего нам совершенно не нужно было знать. Мы сотворили и испытали зло.

Однако, как мир Божий, так и сердце человеческое, сотворены Богом с огромным неисчерпаемым запасом крепости и способности противостоять этому злому, этому лукавому.



То есть, обратите внимание, братья и сестры, сердце человеческое так было устроено Богом, что если человек увидит зло, он бы не обвинял Бога, а усматривал добро. То есть, если человек увидит зло, он бы не Бога обвинял, а усматривал добро. Так мы прикоснулись к следующей за самосознанием способности нашей души.

Когда человек сотворил зло, он и увидел зло. После грехопадения человек должен распознавать, видеть зло, но не повреждая своего сердца. Зло может преследовать нас, как кажется, повсюду, но что очень важно знать в моменты искушений сильных: зло не универсально, нет мирового зла. Зло это всегда частность.Охрана сердца это видеть, что мир от Бога хорош.

Ап. Павел говорит о народах, которые не имели откровения от Бога: (Рим 1:19) «то, что можно знать о Боге, явно для них, ибо Бог явил им ибо невидимая Его вечная сила Его и божество от создания космоса через умопостижение творений видимый». Человек способен познавать мироздание в целом, как Божье творение. Это 7я способность нашего сердца. Она возвращает нас на первые.

Ещё раз. Её можно так сформулировать, то первая подача как бы: нет мирового зла, зло это всегда частность. Это охрана нашего сердца усиливаться видеть, что мир от Бога хорош. Эта вот способность - мы её ещё не назвали, мы только к ней подступаемся — вот эта способность седьмая, она как бы возвращается к вере, и неотделимой от веры и от человека и от мира благодати.

Иногда говорят: мы верим в добро. Это категорически не точное и правильное. Мы не верим в добро, мы верим в Бога, а добро усматриваем за всеми частностями в целом мироздании. И падший мир Богом не оставлен, и даже когда, сказано в Откровении «первое небо и первая земля прейдут, будут новое небо и земля новая».



Даже когда человечество погрязнет во зле, человеки будут спасаться.

Итак, человек имеет способность усиливаться, чтобы видеть, что мир хорош.

Замечу по ходу дела: видеть это не то же, что мыслить. Человек может помыслить проблему добра и зла как мировую проблему: такова проблема теодицеи. «Теос» — Бог, «дике» — правда, теодицея значит — опревдание Бога. Такая есть философская, богословская, некоторые считают, дисциплина. В общам виде проблема теодицеи формулируется так: допустим, что Бог благ, всеведущ, всемогущ, сотворил мир из ничего, тогда откуда в мире зло? Если мир в целом хорош и нет мирового зла, тогда откуда в мире такое частное зло, как например страдание без вины? Частное зло, деталь мироздания, невинное страдание, страдание без вины. И откуда смерть? И почему умирают дети?

Вот наша мысль может потребовать от нас, чтобы мы произвели теодицею, обосновали, что Бог, как мы Его помыслили, не виновник зла. Мы это должны обосновать. В Боге нет основания для зла, нужно доказать, это требуют наши мысли.

Если проблема теодицеи встаёт как проблема для нашего ума, имеет смысл вернуться к первому дню творения, к первому стиху Библии, который невозможно понять без веры. Вспомним, что вера это такая способность, которая даёт нашему уму покой. Покой вера даёт уму, и даёт возможность пройти испытание злом.

В самом начале, в первых беседах мы об этом говорили. Вера даёт нашему уму покой и даёт возможность душе пройти испытание злом.

Проблема теодицеи — тот самый случай, когда наш ум может только поставить вопрос, ни в коем случае не должен отвечать на него. Теодицея это не для человека проблема, чтобы решать её. Почему? Потому что Сам Господь произвёл теодицею. Христос есть самооправдание Божества.

В двух словах: Христос это теодицея. Крест, искупление и спасение это самооправдание Божества, и отнюдь не для отвлеченной мысли, но для нашей самой первой сердечной способности, без которой непостижим бы остался творения День один.

Будем читать дальше с верой, под знаком которой читается Первый день творения. Будем читать дальше с верой и с тем опытом, который мы приобрели в итоге из 6го дня.

Мы усвоили, что человеку дано усматривать, что мир хорош с горечью, что о человеке не сказано, что сам человек хорош.

2я глава 1й стих. Обращаю ваше внимание: мы ищем точное название для той способности сердца, которая уже в нас работает, пока мы всё вот мыслим в этом направлении, по мы вот думаем, пока наша душа трудится. Вот эта способность седьмая, она уже работает в нас, мы только должны найти её название правильное, библейское название.

2я глава 1стих:

«И были завершены небо и земля и всё воинство их»

Воинство по-еврейски «цава», множественное число «цеваот», отсюда происходит имя Божье «Господь саваоф», или Бог воинств.

На греческий язык не знали как перевести цава, и перевели как космос. Космос это, помимо прочих значений, их много, это построение, украшение. И получилось в славянской библии: «небо и земля и всё украшение..»

Итак, стих 1й: «Были завершены небо и земля и всё воинство их».

Воинство неба — понятно, это ангельские чины, стройно окружающие престол Божий. Воинство неба это также видимый небесный мир, который мы можем видеть, как творение Творца, поэтому звезды это символ ангельских существ.

У пророка Иссайи мы читаем: поднимите на высоту небес глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их, кто выводит числом воиства их (звезд), всех их по именам Он называет. То есть, Бог называет по именам силы небесного воинства. Звезды и стоящие, как бы за ними ангельские силы. Звезды символизируют эти ангельские силы. В истории творения небо и земля это всё, об этом мы говорили, когда 1й стих Писания комментировали (в начале сотворил Бог небо и землю). В истории творения небо и земля это всё. Так было по-началу: то, что не земля — то небо, что не небо — то земля. Так было в мире, который ещё не получил полного устройства. Но вот мироздание-то уже в 6й день завершено, и небо и земля показаны как «цава». И небо и земля показаны как «цава» - воинства, то есть в своём различии, разнообразии и единстве.

Обратим внимание, что в Писании сказано: «небо и земля и воинства их». То есть, воинства неба и воинства земли. Вот что это значит? Воинство небо и воинство земли. Это значит, что небо и земля пребывали в единстве. Земля ещё не была полем битвы добрых и злых сил, но целиком была назначена для человека. На земле было место это Рай, Эдем, где земное не было отдельно от небесного. Иначе мы ничего не поймём из описания Рая, если мы не будем держать в уме эту мысль. Рай-Эдем это земное, которое не отдельно от небесного. Была пуповина, которая соединяет небо и землю. На земле это был Рай-Эдем.

Но после грехопадения земное и небесное утратили прежнее единство, и поэтому в Писании воинства земли нигде больше не упоминаются и не подразумеваются.

2й стих 2й главы:

«И завершил Бог в день 6й дела Свои, который Он сотворил и (важное слово) почил в день 7й от всех дел Своих, которые Он сотворил. И благословил Бог день 7й и освятил его ибо в оный почил от всех дел Своих, которые начал Бог, чтобы сотворить»

Вот такие два стиха. Бог «почил», ну можно сказать, престал, от глагола «шават» еврейского, отсюда имя 7го дня: шаббат. Сказано: сотворил, сотворил, начал Бог, чтобы сотворить.

То есть, в двух стихах Писания опять слышим троекратное «сотворил».

Повторимся, это соответствует участию в твроении трёх Лиц Бога «Эллохим». Последнее из сотворённого Богом был человек, о котором трижды было сказано «сотворил». Когда Бог завершил в 6й день в 7му дню дела творения, то трижды повторено, что творческая деятельность Бога Эллохим (Троицы) пришла в состояние покоя, по еврейски «шаббат».

Бог почил от той деятельности, которую передаёт еврейский глагол «бара», от части глагол «аса», греческий глагол «пойеуо» - творить. В День Один Эллохим начал творить (в начале сотворил), в день шестой завершил дела, которые Он начал творить. Смысл стихов о божественном покое 7го дня таков. Блаженный Августин говорит: «Бог почил от создания новых видов твари, потому что Он уже не творил больше какого-либо нового рода её». Вот так это надо понимать, потому что Бог присутствует в мире как промыслитель, и милостью Своей Бог будет открываться человеку, вдохновлять пророков, беседовать с праведными, являть чудеса, знамения, исцелять, воскрешать. В послании к евреям сказано: «Бог многократно и многообразно издревле говорил во пророках». Значит Он не дремал, не спал, - наоборот Он деятелен, Он говорил, в частности, говорил в пророках. Но Бог не творит новой твари, Он пребывает в состоянии покоя субботы.

И тут может возникнуть недоумение: человечество после грехопадения погибало, Бог пребывал всё-таки в покое. На это много можно ответить, но я отвечу самым простым способом, техническим как-бы: в св. Писании обозначены два вида покоя, как духовного состояния: один происходит от глагол «шават» (отсюда суббота), и в этом смысле Бог пребывал в субботе, другой — от глагола «нуах», отсюда имя Ной, или от терминов, обозначающих покой богообщения. Завершением дел творения и даже после грехопадения Бог пребывал в покое субботы. Только в этом отношении Он был покоен. Новых видов тварей Он не творил.

Вот как долго Бог пребывал в покое субботы? Это важный вопрос: как долго Бог пребывал в покое субботы? До Христа. Вот как мыслят христиане. Бог пребывал в покое субботы до Христа. С пришествием Христа значение субботы стало совершенно другим, нежели оно было до Христа. Христос это вочеловечевшейся Бог, а вочеловечение Бога было чем? Началом Нового Завета. Видите, оказывается есть новый завет, значит что-то новое произошло, значит боговочеловечение Бога было началом Нового Завета, оно было сотворением нового человека (послание к Еф. 2 гл, 4гл); оно было сотворением, ибо Христос от Девы родился, а не естественным путём; оно было богоявлением Бога Сына, Бога Отца и Бога Духа; оно было конец субботы божества.

Об этом значении субботы нужно говорить отдельно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.