Виды показателей качества продукции предприятия
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называетсяпоказателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.
Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:
§ новой продукции в общей сумме ее выпуска;
§ сертифицированной и несертифицированной продукции;
§ продукции, соответствующей мировым стандартам;
§ экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
§ полезность продукции
§ надежность
§ технологичность,
§ эстетичность изделий.
Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака.
56) Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.[1] [2] Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.
Целями стандартизации являются:
§ повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
§ обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемоститехнических средств технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
§ содействие соблюдению требований технических регламентов;
создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
57) Управление качеством продукции -- это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Государственная система управления качеством продукции в РФ включает в себя:
Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации продукции.
Государственную систему стандартизации.
Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.
Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
Заводские системы управления качеством продукции.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
58) Сертификация— это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям .
Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности.
Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, системы качества, иные объекты, а также импортные товары.
Система сертификации — это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Система сертификации однородной продукции — это система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и одна и та же процедура.
Системы обязательной сертификации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации.
Систему добровольной сертификации может создать любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.
Орган по сертификации — это специально аккредитованный орган, проводящий сертификацию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензий на применение знака соответствия, а также приостанавливают или отменяют действие выданных ими сертификатов.
59) Конкурентоспособность— это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — егоценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.
Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.
Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.
Конкурентоспособность предприятияотносительная характеристика, поэтому она может быть выявлена только путем сравнения предприятий, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти предприятия функционируют. Таким образом, одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.
Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
§ экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:
§ основной капитал;
§ собственный и заемный капитал;
§ объем продаж;
§ доля на рынке;
§ производственный и сбытовой потенциал:
§ производственные и сбытовые мощности;
§ наличие сырьевой базы;
§ научно-исследовательский потенциал:
§ число исследовательских центров;
§ ежегодные расходы на НИОКР;
§ финансовое положение:
§ платежеспособность;
кредитоспособность
60) К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или социально-психологические.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.
В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.
61) Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.
Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности.
Так, например, для машиностроительной промышленности характерны одни направления НТП, для сельского хозяйства — другие, исходя из их специфики.
В экономике принято различать основные направления НТП и формы их проявления.
К ним относятся следующие направления:
· электрификация народного хозяйства;
· комплексная механизация и автоматизация производства;
· химизация производства;
· внедрение новейших технологий.
Электрификация — процесс производства и широкого использования электроэнергии в общественном производстве и быту.
Под механизацией понимается применение различных машин и механизмов, заменяющих или облегчающих труд рабочих.
Химизация производства— одно из важнейших направлений НТП, которое предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов,
Комплексная механизация и автоматизация производства являются главными средствами, обеспечивающими непрерывный научно-технический прогресс в производстве, во всем народном хозяйстве, и на этой основе — повышение производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции.
Технологическая революция — основа современного этапа НТР — связана с переходом от преимущественно механической разработки предметов труда к комплексному использованию физических, химических и биологических процессов.
62) Одно из важнейших направлений в технологии - это новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем . Производства, основанные на биологических процессах, возникли в глубокой древности . Благодаря успехам иммунологии и микробиологии стало развиваться производство антибиотиков и вакцин. Продукты биотехнологии нашли широкое применение в медицине и сельском хозяйстве. Роботы, робототехника - область науки и техники, связанная с изучением, созданием и использованием принципиально нового технического средства комплексной автоматизации производственных процессов - робототехнических систем. В зависимости от основных функций различают: манипуляционные робототехнические системы; мобильные, перемещающиеся в пространстве; информационные робототехнические системы. Роботы и робототехника - это основа для комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Роторная линия - автоматическая линия машин, принцип действия которых основан на совместном движении по окружности инструмента и обрабатываемого им предмета Простейшее роторное устройство состоит из расположенных на одном валу дисков, на которых установлены инструмент, держатели обрабатываемой детали и копиры .Роторные линии применяются в расфасовке, упаковке, штамповке, литье, сборке, прессовке, окраске и др. Преимущество роторных линий перед обычными средствами автоматизации - простота, надежность, точность, огромная производительность. Основной недостаток - малая гибкость. Но он преодолен в роторно-конвейерных линиях, в которых инструментальные блоки находятся не на дисках роторов, а на огибающем их конвейере. В этом случае автоматическая замена инструмента и тем самым переналадка линий на выпуск новой продукции особых затруднений не вызывают. Существуют и другие прогрессивные технологии производства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство - более высокая производительность и экономичность.
64) Под инновацией (англ. нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций: - использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; - внедрение продукции с новыми свойствами; - использование нового сырья; - изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; - появление новых рынков сбыта.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 1. По степени новизны - радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; - улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; - модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства. 2. По объекту применения - продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; - технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; - процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; - комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций. 3. По масштабам применения -отраслевые; -межотраслевые; -региональные; - в рамках предприятия (фирмы). 4. По причинам возникновения - реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; - стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. 5. По эффективности -экономическая; -социальная; -экологическая; - интегральная.
65)Инновационная деятельность включает:
· выявление проблем предприятия;
· осуществление инновационного процесса;
· организацию инновационной деятельности.
Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|