Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды показателей качества продукции предприятия





Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называетсяпоказателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.

Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:

§ новой продукции в общей сумме ее выпуска;

§ сертифицированной и несертифицированной продукции;

§ продукции, соответствующей мировым стандартам;

§ экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:

§ полезность продукции

§ надежность

§ технологичность,

§ эстетичность изделий.

Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака.

56) Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.[1] [2] Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.



Целями стандартизации являются:

§ повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

§ обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемоститехнических средств технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);



§ содействие соблюдению требований технических регламентов;

создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

57) Управление качеством продукции -- это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Государственная система управления качеством продукции в РФ включает в себя:

Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации продукции.

Государственную систему стандартизации.

Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.

Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.

Заводские системы управления качеством продукции.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:



1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

58) Сертификация— это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям .

Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертифика­ция может иметь обязательный и добровольный характер. Обязатель­ная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопас­ностью продукции. Добровольная сертификация способствует повы­шению конкурентоспособности.

Объектами сертификации могут быть продукция производствен­но-технического назначения, товары народного потребления, услу­ги, оказываемые населению и предприятиям, системы качества, иные объекты, а также импортные товары.

Система сертификации — это совокупность участников сертифи­кации, осуществляющих сертификацию по правилам, установлен­ным в этой системе.

Система сертификации однородной продукции — это система сер­тификации, относящаяся к определенной группе продукции, для ко­торой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и одна и та же процедура.

Системы обязательной сертификации создаются государственны­ми органами управления при реализации решений законодательно­го органа о проведении обязательной сертификации.

Систему добровольной сертификации может создать любое юри­дическое лицо, взявшее на себя функцию органа по сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.

Орган по сертификации — это специально аккредитованный орган, проводящий сертификацию определенной продукции. Орга­ны по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензий на применение знака соответствия, а также приостанавливают или отменяют действие выданных ими сертификатов.

59) Конкурентоспособность— это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — егоценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.

Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.

Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.

Конкурентоспособность предприятияотносительная характеристика, поэтому она может быть выявлена только путем сравнения предприятий, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти предприятия функционируют. Таким образом, одно и то же предприятие может быть конкурентоспособным на местном и региональном рынке и не быть таковым на национальном и тем более на мировом рынке.

Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:

§ экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:

§ основной капитал;

§ собственный и заемный капитал;

§ объем продаж;

§ доля на рынке;

§ производственный и сбытовой потенциал:

§ производственные и сбытовые мощности;

§ наличие сырьевой базы;

§ научно-исследовательский потенциал:

§ число исследовательских центров;

§ ежегодные расходы на НИОКР;

§ финансовое положение:

§ платежеспособность;

кредитоспособность

60) К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежа­щего качества, т.е. зависят от деятельности самого предпри­ятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифициро­вать в следующие группы: технические, организационные, эко­номические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влия­ют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качествен­ного сырья — материальная основа для выпуска конкуренто­способной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производст­венной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управ­ления качеством и его сертификации, улучшением работы слу­жбы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходи­мого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за про­изводство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, вос­питание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или со­циально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способ­ствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относят­ся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; норма­тивные документы в области качества продукции; необходи­мость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупа­телей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

61) Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.

Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности.

Так, например, для машиностроительной промышленности характерны одни направления НТП, для сельского хозяйства — другие, исходя из их специфики.

В экономике принято различать основные направления НТП и формы их проявления.

К ним относятся следующие направления:

· электрификация народного хозяйства;

· комплексная механизация и автоматизация производства;

· химизация производства;

· внедрение новейших технологий.

Электрификация — процесс производства и широкого использования электроэнергии в общественном производстве и быту.

Под механизацией понимается применение различных машин и механизмов, заменяющих или облегчающих труд рабочих.

Химизация производства— одно из важнейших направлений НТП, которое предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов,

Комплексная механизация и автоматизация производства являются главными средствами, обеспечивающими непрерывный научно-технический прогресс в производстве, во всем народном хозяйстве, и на этой основе — повышение производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции.

Технологическая революция — основа современного этапа НТР — связана с переходом от преимущественно механической разработки предметов труда к комплексному использованию физических, химических и биологических процессов.

62) Одно из важнейших направлений в технологии - это новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем . Производства, основанные на биологических процессах, возникли в глубокой древности . Благодаря успехам иммунологии и микробиологии стало развиваться производство антибиотиков и вакцин. Продукты биотехнологии нашли широкое применение в медицине и сельском хозяйстве.
Роботы, робототехника - область науки и техники, связанная с изучением, созданием и использованием принципиально нового технического средства комплексной автоматизации производственных процессов - робототехнических систем. В зависимости от основных функций различают: манипуляционные робототехнические системы; мобильные, перемещающиеся в пространстве; информационные робототехнические системы. Роботы и робототехника - это основа для комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Роторная линия - автоматическая линия машин, принцип действия которых основан на совместном движении по окружности инструмента и обрабатываемого им предмета Простейшее роторное устройство состоит из расположенных на одном валу дисков, на которых установлены инструмент, держатели обрабатываемой детали и копиры .Роторные линии применяются в расфасовке, упаковке, штамповке, литье, сборке, прессовке, окраске и др. Преимущество роторных линий перед обычными средствами автоматизации - простота, надежность, точность, огромная производительность. Основной недостаток - малая гибкость. Но он преодолен в роторно-конвейерных линиях, в которых инструментальные блоки находятся не на дисках роторов, а на огибающем их конвейере. В этом случае автоматическая замена инструмента и тем самым переналадка линий на выпуск новой продукции особых затруднений не вызывают.
Существуют и другие прогрессивные технологии производства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство - более высокая производительность и экономичность.

64) Под инновацией (англ. нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.

 

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны
- радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
- улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
- модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения
- продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
- технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
- процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
- комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения
-отраслевые;
-межотраслевые;
-региональные;
- в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения
- реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
- стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности
-экономическая;
-социальная;
-экологическая;
- интегральная.

 

65)Инновационная деятельность включает:

· выявление проблем предприятия;

· осуществление инновационного процесса;

· организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.