Сделай Сам Свою Работу на 5

Основания для привлечения к административной ответственности





I. Общие положения

 

1.1. Страховой агент относится к категории технических исполнителей.

1.2. На должность страхового агента назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Назначение на должность страхового агента и освобождение от нее производится приказом директора предприятия.

1.4. Страховой агент должен знать:

- нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы регулирующие деятельность страховых органов;

- виды страховых услуг и условия различных видов страхования;

- правовые основы развития страховой деятельности с учетом региональных специфических условий;

- действующую систему социальных гарантий;

- методы определения степени риска при заключении договоров на страхование услуги и оценки причиненного ущерба;

- основы рыночной экономики;

- основы психологии и организации труда;

- порядок заключения и оформления договоров на страховые услуги;

- отечественный и зарубежный опыт организации страхования населения и субъектов хозяйствования;



- основы трудового законодательства Российской Федерации;

- правила и нормы охраны труда;

- [вписать нужное].

1.5. Страховой агент подчиняется непосредственно [вписать нужное].

1.6. На время отсутствия страхового агента (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.7. [Вписать нужное].

 

II. Должностные обязанности

 

Страховой агент:

2.1. Осуществляет операции по заключению договоров имущественного и личного страхования.

2.2. Изучает региональные условия и спрос на определенные страховые услуги.

2.3. Анализирует состав регионального контингента потенциальных клиентов, обслуживает физических лиц, представляющих учреждения, организации и предприятия различных форм собственности.

2.4. Устанавливает критерии и степень риска при заключении договоров на страховые услуги, учитывая состояние здоровья, возраст, пол, образование, стаж трудовой деятельности, уровень материального обеспечения и другие субъективные качества, характеризующие клиента.



2.5. Проводит аргументированные беседы с потенциальными и постоянными клиентами с целью заинтересовать их в заключении или продлении договоров страхования (жизни и здоровья, движимого и недвижимого имущества, предпринимательской и коммерческой деятельности и др.); в процессе работы с клиентами ведет наблюдение, оценивает особенности восприятия, памяти, внимания, мотивацию поведения и обеспечивает взаимопонимание при заключении договоров на страховые услуги.

2.6. Заключает и оформляет страховые договоры, регулирует отношения между страхователем и страховщиком, обеспечивает их выполнение, осуществляет приемку страховых взносов.

2.7. Обеспечивает правильность исчисления страховых взносов, оформления страховых документов и их сохранность.

2.8. Способствует формированию заинтересованности и спроса на оказываемые услуги, учитывая необходимость усиления материальной и моральной поддержки различных слоев населения, а также нарастание риска, связанного с конкуренцией, банкротством, безработицей и другими происходящими в современных условиях социально-экономическими процессами.

2.9. Оказывает помощь клиентам в получении исчерпывающей информации об условиях страхования.

2.10. Проводит работу по выявлению и учету потенциальных страхователей и объектов страхования, дает оценку стоимости объектов страхования.

2.11. В течение срока действия заключенных договоров поддерживает связь с физическими и юридическими лицами, вступившими в договорные отношения на страховые услуги.



2.12. В случае причинения ущерба застрахованному осуществляет оценку страхового возмещения и определяет его размер с учетом критериев и степени риска.

2.13. Рассматривает поступающие от клиентов жалобы и претензии по спорным вопросам исчисления и уплаты страховых взносов, выплат страхового возмещения при наступлении страхового случая в соответствии с условиями договора.

2.14. Устанавливает причины нарушений страховых договоров и принимает меры по их предупреждению и устранению.

2.15. Исследует неосвоенные виды страховых услуг и перспективы их развития с целью применения в своей практике и при создании страховых органов и служб.

2.16. Своевременно и в соответствии с установленными требованиями оформляет необходимую документацию, ведет учет и обеспечивает хранение документов, связанных с заключением договоров страхования.

2.17. Осуществляет взаимодействие с другими страховыми агентами.

2.18. [Вписать нужное].

 

III. Права

 

Страховой агент имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. [Вписать нужное].

 

IV. Ответственность

 

Страховой агент несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

 

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

Согласовано:

 

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

 

 

Правовое регулирование и особенности осуществления страховой
посреднической деятельности

 

В статье дается системный анализ правовых норм, регулирующих деятельность страховых агентов и страховых брокеров. При том условии, что в Европейском сообществе статус и деятельность страховых посредников упорядочены специальной директивой, представляющей собой достаточно объемный документ, а кроме того, в каждом государстве, входящем в ЕС, - специальным законом, разработанным на основании этого документа, очень важно представлять всю совокупность норм закона и подзаконных актов Российской Федерации, касающихся страхового посредничества в нашей стране. В материале также рассматривается целый ряд вопросов, имеющих в настоящее время в правоприменительной практике очень острый характер.

 

Общие положения

 

Закон РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) проводит четкое различие между понятиями "страховой брокер" и "страховой агент". Он относит агентов к "участникам страховых правоотношений" (п. 1 ст. 4.1), но не относит страховых агентов к субъектам страхового дела (п. 2 ст. 4.1).

Вероятно, по этой причине при формировании положений Закона о страховании, закрепляющих квалификационные требования к отдельным категориям работников субъекта страхового дела и отдельным субъектам страхового дела, специальные квалификационные требования к агентам введены не были. В то же время специальные квалификационные требования предъявляются к руководителям, главным бухгалтерам страховых организаций и страховых брокеров, работникам страховых брокеров, а также к актуариям.

 

Правовой статус страхового брокера и правовое регулирование
деятельности страхового брокера

 

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о страховании страховые брокеры - это "постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика)...".

Иными словами:

физическое лицо вправе осуществлять страховую брокерскую деятельность, только если оно зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и занесено в Реестр страховых брокеров (для зарегистрированных до 10 декабря 2003 года) либо получило лицензию в установленном законом порядке;

юридическое лицо вправе осуществлять страховую брокерскую деятельность, только если оно создано в форме коммерческой организации и занесено в Реестр страховых брокеров (для зарегистрированных до 10 декабря 2003 года) либо получило лицензию в установленном законом порядке.

К вопросу о Реестре брокеров и лицензировании брокерской деятельности следует сделать несколько уточнений следующего содержания:

1. До 31 декабря 2003 года (до вступления в силу Закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ), чтобы получить разрешение на право осуществления брокерской страховой деятельности, организация должна была подать соответствующую заявку в орган страхового надзора с просьбой занести ее в Реестр страховых брокеров. Начать свою деятельность брокер был вправе с даты получения соответствующего уведомления от органа страхового надзора о занесении его в Реестр или с даты занесения в Реестр (держателем Реестра является орган страхового надзора). Занесение в Реестр и порядок подачи заявления о занесении в Реестр осуществлялись на основе Временного положения о брокерах, которое со вступлением в действие Закона N 172-ФЗ утратило силу.

"До 31 декабря 2003 года, чтобы получить разрешение на право осуществления брокерской страховой деятельности организация должна была подать соответствующую заявку в орган страхового надзора с просьбой занести ее в Реестр страховых брокеров. Начать свою деятельность брокер был вправе с даты получения соответствующего уведомления от органа страхового надзора о занесении его в Реестр или с даты занесения в Реестр (держателем Реестра является орган страхового надзора).

2. С принятием Закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ (вступил в силу с 17 января 2004 года) брокерам было предписано получить лицензию на брокерскую деятельности. С указанного времени орган страхового надзора прекратил принятие заявок о занесении организаций в Реестр брокеров, но стал принимать документы на лицензирование страховой брокерской деятельности.

3. Закон N 12-ФЗ, принятый 7 марта 2005 года, отсрочил предельную дату получения лицензии на право осуществления страховой деятельности до 1 июля 2007 года для брокеров, занесенных в Реестр страховых брокеров до 17 января 2004 года, которые могут пока осуществлять страховую брокерскую деятельность и без лицензии.

Таким образом, те страховые брокеры, которые созданы до конца 2003 года и занесены в Реестр брокеров, вправе осуществлять брокерскую деятельность без лицензии вплоть до 30 июня 2007 года. Те компании, которые созданы после 1 января 2004 года с целью осуществления брокерской деятельности, но не занесены в Реестр брокеров и не получили лицензию на осуществление брокерской деятельности, не имеют права вести страховую брокерскую деятельность до получения соответствующей лицензии.

Те страховые брокеры, которые созданы до конца 2003 года и которые занесены в Реестр брокеров, вправе осуществлять брокерскую деятельность без лицензии вплоть до 30 июня 2007 года. Те компании, которые созданы после 1 января 2004 года с целью осуществления брокерской деятельности, но не занесены в Реестр брокеров и не получили лицензию на осуществление брокерской деятельности, не имеют права вести страховую брокерскую деятельность до получения соответствующей лицензии.

В то же время из положений пункта 2 статьи 8 Закона о страховании следует, что страховой брокер при оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика. Кроме того, страховой брокер может осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика. Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием (абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона о страховании).

Из сказанного можно сделать вывод, что брокер вправе оказывать услуги, связанные с заключением, исполнением договоров страхования (перестрахования), а также иные услуги, связанные со страхованием, на основе договора оказания услуг страхового брокера, то есть оказывать различные виды услуг, связанные с осуществлением страховщиком (перестраховщиком) страховой деятельности (за исключением тех, которые не связаны со страхованием, относятся к понятию "страховой деятельности" как таковой или могут быть квалифицированы как деятельность страхового агента).

Одновременно с этим не до конца урегулированным с правовой точки зрения остается вопрос о том, какие именно услуги вправе оказывать брокер для исполнения страховщиками (перестраховщиками) заключенных договоров страхования (перестрахования), чтобы они не могли быть квалифицированы как страховая деятельность в смысле пункта 2 статьи 6 Закона о страховании, а значит, не признавались нарушением абзаца 2 пункта 2 статьи 8 Закона о страховании.

С внесением в пункт 2 статьи 8 Закона о страховании в марте 2005 года изменений было закреплено право страхового брокера оказывать услуги по заключению договоров страхования либо страхователю (перестрахователю), либо страховщику (перестраховщику). Так, согласно этой норме страховые брокеры "действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров".

Иными словами, характер деятельности, осуществляемой брокером, - это оказание услуг, связанных с заключением, а также исполнением договоров страхования, и оказывать услуги брокер вправе любой стороне договора страхования, однако не одновременно каждой из сторон по одному и тому же договору страхования.

С учетом положений пункта 2 статьи 8 Закона о страховании и выводов, сделанных выше, в качестве разновидности договора, который страховые организации или страхователи вправе заключать с брокером, может быть выбран любой тип договора об оказании услуг.

Особого внимания заслуживают специальные требования, закрепленные в Законе о страховании в отношении деятельности брокера, часть из которых формирует специальную правоспособность брокера.

Закон о страховании выделяет также ряд дополнительных требований, которым должен соответствовать страховой брокер, а именно:

соответствие фирменного наименования требованиям закона (п. 3 ст. 4.1),

соответствие руководителя страхового брокера квалификационным требованиям, установленным законом (п. 1 ст. 32.1.),

соответствие главного бухгалтера страхового брокера квалификационным требованиям, установленным законом (п. 3 ст. 32.1.),

наличие подтверждения квалификации работников страхового брокера и квалификации страхового брокера - индивидуального предпринимателя (подп. 5 п. 5 ст. 32).

Таким образом, страховой брокер не может выступать агентом в страховых посреднических операциях, а также не является страховой организацией и не может осуществлять страховые операции (осуществление страховой выплаты, формирование страховых резервов и т.д.).

Страховой брокер может участвовать в расчетах по страховой премии и страховой выплате между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем), однако только на основании документов, составленных в соответствии с действующим законодательством РФ, подписанных уполномоченными представителями сторон и в необходимых случаях утвержденных сторонами договора страхования.

5 августа 2005 года вступили в силу поправки к Закону о страховании, изменяющие требования к наименованиям субъектов страхового дела. Прежняя редакция закона запрещала субъектам страхового дела использовать частично или полностью совпадающие наименования (фирменные наименования) других субъектов страхового дела. В соответствии с внесенными в Закон поправками наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела должно содержать:

1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;

2) указание на основной вид деятельности субъекта страхового дела (с использованием слов "страхование" и (или) "перестрахование", "взаимное страхование", "страховой брокер", а также производных от таких слов или словосочетаний");

3) обозначение, индивидуализирующее субъекта страхового дела.

Согласно статье 4.1. Закона о страховании в действующей редакции субъект страхового дела - юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. При этом указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Еще раз подчеркнем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 названного законодательного акта страховые брокеры относятся к субъектам страхового дела наряду со страховыми организациями, обществами взаимного страхования и страховыми актуариями.

 

Правовой статус страхового агента и правовое регулирование
деятельности страхового агента

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о страховании страховыми агентами могут выступать "постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями".

Ныне действующая формулировка положений анализируемой нормы Закона о страховании, таким образом, распространяется:

на постоянно проживающих на территории Российской Федерации физических лиц или

российских юридических лиц (опять же - созданных в форме коммерческих организаций), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению и в рамках предоставленных полномочий.

До внесения в марте 2005 года поправок в статью 8 Закона о страховании в определении понятия "агента" использовалась формулировка "граждане Российской Федерации" вместо нынешней "постоянно проживающие на территории Российской Федерации". В этой связи довольно часто на практике возникает вопрос о том, могут ли иностранные граждане действовать в качестве агентов. Таким образом, законодатель несколько смягчил ограничение для иностранных физических лиц на осуществление страховой посреднической деятельности в качестве агента.

В настоящее время страховыми агентами могут быть и постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане. Постоянно проживающими в России иностранными гражданами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" считаются лица, получившие вид на жительство, то есть документ, подтверждающий их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее.

Важно отметить, что постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении) лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является согласно приведенной выше норме Закона о правовом положении одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Иностранные граждане, имеющие вид на жительство, могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без специальных разрешений на работу. Вид на жительство иностранному гражданину выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет. Вид на жительство может быть продлен по желанию иностранного гражданина еще на пять лет без ограничения количества продлений.

В целях соблюдения пункта 1 статьи 8 Закона о страховании в договоре агентирования, заключаемом с иностранным гражданином, следует указывать в качестве обязательного реквизита агента информацию о постоянном месте жительства в Российской Федерации, адреса постоянного места жительства, номера и даты вида на жительство с приложением копии этого документа к заключенному договору. Кроме того, не лишним будет также в качестве дополнительного условия для досрочного расторжения договора агентирования указать на то, что лишение иностранного гражданина вида на жительство либо истечение срока его действия и (или) отказ в его продлении служат основанием для досрочного расторжения (прекращения) договора агентирования с таким агентом.

Еще один немаловажный аспект связан с изменениями в пункте 1 статьи 8 Закона о страховании, а именно: вправе ли предприниматель без образования юридического лица выступать в качестве агента? Ведь ранее действовавшая формулировка указанной статьи закрепляла такую возможность.

По нашему мнению, однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако в обоснование утвердительного ответа можно воспользоваться следующими рассуждениями. Согласно статье 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Иными словами,правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, согласно статье 49 ГК РФ, определяющей правоспособность юридических лиц.

Таким образом, объем гражданской правоспособности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица законодательством не ограничен - они могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, то есть обладают общей правоспособностью (п. 18 постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Поскольку порядок осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями аналогичен порядку осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, то соответственно страховые агенты - предприниматели без образования юридического лица с точки зрения осуществляемой ими предпринимательской деятельности могут быть приравнены к юридическим лицам (коммерческим организациям).

В этой связи, однако, следует также учитывать правовое регулирование в части присвоения агенту - предпринимателю без образования юридического лица кода вида деятельности. Так, для предпринимателя без образования юридического лица в заявлении на регистрацию, а затем и в свидетельстве о регистрации указывается код вида деятельности.

Указанная кодировка осуществляется согласно постановлению Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п.

В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

В разделе J Классификатора содержатся виды экономической деятельности, объединенные под названием "Финансовая деятельность". В составе вида экономической деятельности выделяют класс 67 "Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования", который, в свою очередь, делится на подклассы, группы и подгруппы. Деятельность агента - предпринимателя без образования юридического лица по страховому посредничеству от имени и по поручению страховщика укладывается в содержание деятельности, указанной в строке 67.20.1 "Деятельность страховых агентов", которая и должна быть отражена в свидетельстве. Если в свидетельстве указан вид деятельности иной, нежели 67.20.1, из перечисленных выше, таким агентам необходимо будет внести дополнения в регистрационные документы, добавив соответствующий вид деятельности.

 

Отдельные особенности осуществления
страховой посреднической деятельности

 

В качестве основных, но не единственных примеров ненадлежащего ведения страховых посреднических операций в практике можно выделить следующие:

ненадлежащее оформление страховой документации,

отсутствие утвержденного страховым посредником - юридическим лицом и исполняемого надлежащим образом его сотрудниками порядка хранения страховой документации, в том числе порядка работы с бланками строгой отчетности,

ненадлежащее закрепление правоотношений между страховым посредником и страховой организацией,

несвоевременные расчеты со страховой организацией,

несвоевременное и (или) ненадлежащее информирование страховой организации о наступивших и заявленных страховых событиях - в случаях, когда посредник выступает представителем страховщика по сбору информации (документов) о страховых событиях,

недобросовестное информирование страхователей о содержании и стоимости страховой услуги,

не согласованное со страховщиком предоставление системы скидок и вмешательство, таким образом, в тарифную политику страховщика,

создание условий для недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг, нарушение принципа недопущения конфликта интересов в страховых правоотношениях и др.

Нередки случаи, когда страховой брокер фактически осуществляет деятельность, предусмотренную статьей 6 Закона о страховании, подменяя собой страховую организацию, что является не только противоречием положениям действующего законодательства, но и нарушением принципа недопущения конфликта интересов и фактически приводит потребителя страховой услуги в заблуждение.

Все перечисленные выше симптомы особо остро сказываются на результатах деятельности в области ОСАГО, при этом отдельные участники рынка не в полной мере учитывают то, что указанный вид страхования носит обязательный характер, в большей степени регламентирован, а потому установленные требования подлежат неукоснительному соблюдению.

В силу статьи 330 НК РФ и ряда других нормативных актов налогоплательщики - страховые организации обязаны:

вести налоговый учет доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по заключенным договорам, по видам страхования;

отражать доходы в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению, при этом такие доходы признаются на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, определенную в условиях таких договоров в порядке, установленном законодательством РФ;

формировать страховые резервы;

отражать изменение размеров страховых резервов по видам страхования;

включать в состав расходов признанные и подлежащие осуществлению страховые выплаты по договорам страхования, при этом отражение в составе расходов осуществляется на дату возникновения у налогоплательщика обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя либо застрахованных лиц (выгодоприобретателя).

Таким образом, после получения страховой премии от страхователя страховой брокер обязан в течение согласованного в договоре оказания брокерских услуг периода перечислить страховщику сумму страховой премии (за вычетом брокерского вознаграждения). В регламентах взаимоотношений страховщика и брокера может быть закреплена возможность документарного оформления удержания страховой премии у страхового брокера примерно в течение месяца, но неверно использовать модель составления счета "прибылей и убытков" по окончании отчетного периода с указанием произведенных страховых выплат в пределах "лимита", отведенного страховой компанией.

Страховой брокер без согласия страховщика не может производить урегулирование убытков, имея в виду принятие решения о выплате страхового возмещения или отказ в выплате страхового возмещения, поскольку не является страховой организацией, заключившей договор страхования. Однако страховой брокер, действуя по поручению страховщика, может производить расследование страхового случая, оценку ущерба, сбор необходимых страховщику документов для принятия решения об урегулировании претензии и т.д.

Страховой брокер может перечислить страхователю страховую выплату только в том случае, если средства на урегулирование претензии были получены им от страховщика, уполномочившего страхового брокера на перечисление страхового возмещения.

Принятие брокером на себя функций страховой организации создает угрозу для нее в виде предъявления налоговых и административных санкций. Из этого следует, что в соответствии с условиями договоров, заключаемых между страховщиками и брокерами, и доверенностями о представлении интересов клиента брокер может осуществлять любые действия, не затрагивающие технологии и бизнес-процессы собственно страховой компании (и прежде всего, формирование страховых резервов). Это ни в коей мере не противоречит практике и возможности инкассирования брокером страховых (перестраховочных) премий, проведения сумм выплат страхового возмещения через счет брокера (при условии отсутствия возражений со стороны клиентов). Однако данная операция не может проводиться в порядке зачета причитающихся по страхованию (перестрахованию) и урегулированию убытков платежей между брокером и страховщиком (перестраховщиком). Денежные расчеты (движение денежных средств) по урегулированию убытков должны четко идентифицироваться, оформляться и проводиться самим страховщиком на основе принятого им решения о признании случая страховым и соответственно решения о страховой выплате.

Если указанная практика выдерживается, то любые, даже очень широкие, полномочия брокера оправданы и не создают проблем в деятельности его контрагентов.

 

Л.Н. Клоченко,

генеральный директор ООО "Асабина, Клоченко и Партнеры"

("АКП Консалтинг")

 

"Юридическая и правовая работа в страховании", N 3, III квартал 2006 г

Действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" затрагивает в равной мере всех, кто использует в своей деятельности персональные данные граждан, в том числе страховщиков, страховых брокеров и агентов. В чем основные обязанности операторов, работающих с данными, какова их ответственность, а также некоторые иные положения закона анализируются в данном материале.

 

Поскольку страховые организации, брокеры и агенты заключают гражданско-правовые договоры с физическими лицами, а также трудовые договоры с работниками, правила Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон) распространяются и на них.

Физические лица (граждане), персональная информация о которых обрабатывается, названы в Законе субъектами персональных данных, а лица, которые обрабатывают персональные данные граждан, - операторами.

Обязанности и ответственность в соответствии с Законом возложены только на операторов. В страховании - это страховщики, страховые брокеры и страховые агенты.

 

Обязанности оператора

 

Рассмотрим основные обязанности оператора в соответствии с Законом.

1. При обработке персональных данных, которая включает в себя сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, оператор всегда обязан предварительно получить письменное согласие субъекта персональных данных на их обработку, за исключением случая, когда субъект персональных данных обязан предоставить их по закону (ч. 1 ст. 9 Закона).

Если субъект персональных данных отзывает согласие на их обработку, оператор обязан прекратить их обработку и уничтожить их в течение трех рабочих дней с даты поступления отзыва (если иное не предусмотрено договором между ними). Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных (ч. 5 ст. 21 Закона).

2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки. Они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении (ч. 2 ст. 5 Закона).

Согласно части 4 статьи 21 Закона оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, и уведомить об этом субъекта персональных данных (или его законного представителя) и надзорный орган (Федеральную службу по надзору в сфере связи или ее территориальный орган), если запрос поступил от него.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.