Сделай Сам Свою Работу на 5

Инструменту и меры безопасности при проведении практических занятий в учебных мастерских.





ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ, ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

 

Санитарные правила и нормы

 

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03

 

1. Разработаны: Российской медицинской академией последипломного образования (Г. Е. Бобкова); Научным центром здоровья детей РАМН (Л. М. Текшева); Научно-исследовательским институтом экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина (Ю. Д. Губернский, Н. В. Калинина); Центром госсанэпиднадзора в г. Москве (С. Г. Фокин, В. С. Черный); Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (И. А. Шмаров, В. А. Земцов).

 

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

 

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Г. Г. Онищенко 6 апреля 2003 г.

 

4. Введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34 с 15 июня 2003 г. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2003 г., регистрационный номер 4443.



 

5. Введены впервые.

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295).

 

1.2. Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.



 

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания.

 

1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

 

1.5. Гигиеническая оценка освещения жилых и общественных зданий проводится для установления соответствия настоящим санитарным правилам.

 

Расчеты освещения являются обязательным разделом в составе предпроектной и проектной документации.

 

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

 

 

2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

 

2.1. Общие требования

 

 

2.1.1. Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

 

2.1.2. Естественное освещение подразделяется на следующие типы: боковое, верхнее и комбинированное (верхнее и боковое).

 

2.1.3. При верхнем или комбинированном естественном освещении помещений любого назначения нормируется среднее значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности. Расчетная точка принимается в геометрическом центре помещения или на расстоянии 1 м от поверхности стены, противостоящей боковому светопроему.



 

2.1.4. При комбинированном естественном освещении допускается деление помещения на зоны с боковым освещением (зоны, примыкающие к наружным стенам с окнами) и зоны с верхним освещением. Нормирование и расчет естественного освещения в каждой зоне производятся независимо друг от друга.

 

2.1.5. При двухстороннем боковом освещении помещений любого назначения нормированное значение КЕО должно быть обеспечено в геометрическом центре помещения (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности).

 

2.1.6. В центральной части и исторических зонах города в помещениях жилых и общественных зданий с односторонним боковым освещением, кроме помещений, указанных в подпунктах 2.3.2 а), 2.3.3 а) и 2.3.4 а) настоящих норм, нормированное значение КЕО, равное 0,50%, должно быть обеспечено в центре помещения.

 

2.1.7. Расчет естественного освещения помещений производится без учета мебели, оборудования, озеленения и деревьев, а также при стопроцентном использовании светопрозрачных заполнений в светопроемах. Допускается снижение расчетного значения КЕО от нормируемого КЕО (ен) не более чем на 10%.

 

2.1.8. Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей помещения следует принимать равным 0,5.

 

2.1.9. Неравномерность естественного освещения помещений с верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1. Расчетное значение КЕО при верхнем и комбинированном естественном освещении в любой точке на линии пересечения условной рабочей поверхности и плоскости характерного вертикального разреза помещения должно быть не менее нормированного значения КЕО (ен) при боковом освещении в соответствии с таблицами 1, 2.

 

2.1.10. Без естественного освещения допускается проектировать помещения, приведенные в таблицах 1, 2 настоящих норм, требования к которым по естественному освещению не предъявляются.

 

 

2.2. Требования к естественному освещению помещений жилых зданий

 

 

2.2.1. Требования к естественному освещению жилых зданий в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 1.

 

2.2.2. При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов: в одной комнате для 1-, 2- и 3-комнатных квартир и в двух комнатах для 4- и более комнатных квартир.

 

В остальных комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормируемое значение КЕО при боковом освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре помещения на плоскости пола.

 

2.2.3. При одностороннем боковом освещении жилых комнат общежитий, гостиных и номеров гостиниц нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола в геометрическом центре помещения.

 

 

2.3. Требования к естественному освещению общественных зданий

 

 

2.3.1. Требования к естественному освещению общественных зданий в зависимости от назначения помещений изложены в таблице 2.

 

2.3.2. При одностороннем боковом освещении в помещениях детских дошкольных учреждений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

 

а) в групповых и игровых помещениях - в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

 

б) в остальных помещениях - в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

 

2.3.3. При одностороннем боковом освещении помещений школ, школ-интернатов, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

 

а) в учебных и учебно-производственных помещениях - в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

 

б) в остальных помещениях - в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

 

2.3.4. При одностороннем боковом освещении помещений учреждений здравоохранения нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено:

 

а) в палатах больниц, в палатах и спальных комнатах объектов социального обеспечения (интернатов, пансионатов для престарелых инвалидов и т.п.), санаториев и домов отдыха - в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

 

б) в кабинетах врачей, ведущих прием больных, в смотровых, в приемно-смотровых боксах, перевязочных - в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;

 

в) в остальных помещениях - в расчетной точке, расположенной в центре помещения на рабочей поверхности.

 

2.3.5. В помещениях общественных зданий [за исключением помещений, указанных в пунктах 2.3.2 а), 2.3.3 а) и 2.3.4 а)] допускается деление помещений на зоны с достаточным и недостаточным естественным освещением.

 

 

3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

 

3.1. Общие требования

 

 

3.1.1. Искусственное освещение подразделяется на рабочее и аварийное.

 

3.1.2. Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное.

 

3.1.3. Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

 

3.1.4. Нормируемые значения освещенности в настоящих нормах установлены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений для разрядных источников света.

 

3.1.5. Для общего освещения помещений следует использовать разрядные лампы и/или лампы накаливания.

 

Для местного освещения, кроме разрядных источников света, допускается использование ламп накаливания, преимущественно галогенных.

 

Применение ксеноновых ламп внутри помещений не допускается.

 

3.1.6. Нормированные значения освещенности в люксах, отличающиеся на одну ступень, следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30; 50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750; 1000; 1250; 1500; 2000; 2500; 3000; 3500; 4000; 4500; 5000.

 

3.1.7. Нормы освещенности, приведенные в таблицах 1 и 2, допускается снижать на одну ступень по шкале освещенности в следующих случаях:

 

а) при использовании люминесцентных ламп улучшенной цветопередачи* только при сохранении норм по коэффициенту пульсации;

 

________________

 

* Индекс цветопередачи - Ra ³ 90%.

 

 

б) для всех разрядов зрительных работ - при использовании ламп накаливания, в том числе галогенных.

 

3.1.8. Показатель дискомфорта не должен превышать нормативных значений, приведенных в таблицах 1 и 2, в расчетной точке, расположенной на центральной оси стены помещения, перпендикулярной линии светильников, на высоте 1,5 м от пола.

 

Показатель дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.

 

 

3.2. Требования к искусственному освещению помещений жилых зданий

 

 

3.2.1. Требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 1.

 

3.2.2. Общедомовые помещения должны быть обеспечены общим искусственным освещением.

 

 

3.3. Требования к искусственному освещению помещений общественных зданий

 

 

3.3.1. Требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 2.

 

3.3.2. В помещениях общественных зданий следует применять систему общего освещения. Рекомендуется применение системы комбинированного освещения в помещениях общественных зданий, где выполняется напряженная зрительная работа.

 

3.3.3. Общее освещение в помещениях общественных зданий должно быть равномерным. Общее локализованное освещение допускается предусматривать:

 

- в помещениях со стационарным крупным оборудованием (торговые залы магазинов, архиво- и книгохранилища);

 

- в выставочных помещениях с постоянно фиксированными плоскостями экспозиции;

 

- в помещениях, в которых рабочие места расположены группами, сосредоточенными на отдельных участках (пошивочные и ремонтные мастерские, гладильные, лаборатории);

 

- в помещениях, на разных участках которых выполняются работы различной точности, требующие разных уровней освещенности.

 

3.3.4. Уровни суммарной засветки окон жилых зданий, палат лечебных учреждений, палат и спальных комнат объектов социального обеспечения световыми приборами наружного освещения не должны превышать следующих значений средней вертикальной освещенности:

 

- 7 лк - при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м2;

 

- 10 лк - при норме средней яркости проезжей части 0,6 - 1,0 кд/м2;

 

- 20 лк - при норме средней яркости проезжей части 1,2 - 1,6 кд/м2.

 

3.3.5. Уровни суммарной засветки окон жилых зданий, палат лечебных учреждений, палат и спальных комнат объектов социального обеспечения от архитектурного, рекламного освещения, а также установок освещения строительных площадок не должны превышать более чем на 10% величин, указанных в п. 3.3.4.

 

3.3.6. Размещение пульсирующих рекламных установок допускается при отсутствии прямой видимости их воздействия в точке, расположенной на расстоянии 1 м от геометрического центра светопроема.

 

Требования к помещениям, оборудованию,

инструменту и меры безопасности при проведении практических занятий в учебных мастерских.

(Ю.К. Недоступов; Охрана труда в образовательных учреждениях; Часть IV; Обучение и проверка знаний работников по охране труда в вопросах и ответах; стр. 134; 2002 год)

 

В соответствии с Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР (письмо Минпроса РСФСР от 21.06.72 г. № 322-М), разрешение на проведение занятий в учебных и учебно-производственных мастерских выдается перед началом учебного года комиссией, назначенной постановлением (распоряжением) Главы местного органа самоуправления, по приему образовательных учреждений к новому учебному году с оформлением акта-разрешения. Запрещается размещение мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место в мастерской должна составлять: для обучения токарей - 6,0 м2, фрезеровщиков и шлифовщиков - 9-12 м2, электросварщиков - 7,5 м2, слесарей, столяров, сборщиков, ремонтников и других - 4,0 м2. Полы в помещениях мастерской должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, не пылящими и удобными для очистки. Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления. В мастерских должны быть установлены умывальники с горячим и холодным водоснабжением со смесителями, щетками, мылом и полотенцами (электрополотенцами). Мастерские обеспечиваются доброкачественной питьевой водой с температурой не ниже +8°С и не выше +20°С с установкой питьевых фонтанчиков. Мастерские должны быть обеспечены аптечкой, укомплектованной медицинскими и перевязочными материалами для оказания первой доврачебной помощи, а также санитарными носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения.

Окна в мастерской запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами, ухудшающими естественную освещенность. Светильники для общего и местного освещения должны быть снабжены электроосветительной арматурой. Применение открытых ламп запрещается. Высота светильников общего освещения должна быть не менее 3,0 м от пола. В помещениях мастерских, коридорах устанавливается аварийное освещение, которое присоединяется к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции или от ввода в здание.

Мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей воздухообмен не менее 20 м3/час на 1 человека. Производственное оборудование и станки, работа на которых сопровождается повышенным выделением пыли, снабжаются приспособлениями для её улавливания и удаления (местными отсосами), обеспечивающими воздухообмен 250 м3/час. Вентиляционные установки должны подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому, техническому и санитарно-гигиеническому испытанию, результаты которых заносятся в специальный журнал. Мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги и другие открывающиеся устройства для проветривания.

Вновь устанавливаемое в мастерской оборудование может быть пущено в эксплуатацию только с разрешения Госсанэпиднадзора, Энергонадзора, пожарного надзора с оформлением акта-разрешения. Все станочное оборудование, предназначенное для обработки хрупких металлов, должно иметь приспособления для защиты работающих от ранения стружкой и отлетающими частицами металла (защитные экраны). Передачи должны быть обеспечены надежными и удобными в эксплуатации предохранительными ограждениями. Оборудование надлежит окрашивать в светлые тона одного цвета (преимущественно зеленый). Места, подлежащие ограждению, окрашиваются в красный цвет, резко выделяющийся при снятом ограждении. Работа на неисправном оборудовании запрещается.

Вблизи рабочего места учителя (мастера) должен быть рубильник (кнопка "Стоп") отключения всего оборудования мастерской. Уборка стружки, обрезков, пыли и грязи с оборудования производится только с помощью крючков, щеток-сметок при выключенном оборудовании. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80,0 см, а между рядами - не менее 100 см. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90,0 см. Крайние тиски на слесарных верстаках должны отстоять от стены не менее чем на 70,0 см. Расстояние между столярными верстаками должно быть не менее 65,0 см, а между рядами - не менее 70,0 см. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии не менее 40-50 см от стены. Заточной станок устанавливается дальше от других станков. Циркулярную пилу и фуговальный станок следует устанавливать во вспомогательном помещении так, чтобы перед ними и вдоль них оставалось расстояние не менее чем по 2,0 м. для передвижения обрабатываемого материала. Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметь несработанную насечку. Для защиты работающих от отлетающих осколков на слесарных верстаках должны устанавливаться щиты из металлической сетки с ячейками не более 3,0 мм высотой не менее 1,0 м. Молотки, кувалды должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин и иметь прочные рукоятки, изготовленные из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.), которые должны быть расклинены деревянными или металлическими клиньями. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими их раскалывание. Пилы, ножовки должны быть правильно разведены и хорошо заточены.

Все рабочее места в мастерской должны быть обеспечены утвержденными в установленном порядке инструкциями по охране труда. Обучаемые должны проходить установленные виды инструктажа по охране труда с регистрацией в соответствующих журналах. Все станочное оборудование должно быть надежно заземлено голым медным сечением 4,0 мм2 или алюминиевым сечением 6,0 мм2 заземляющим проводником, доступным для осмотра.

На полу около станков должны быть деревянные решетки с диэлектрическими ковриками. Батареи и трубы отопления должны быть закрыты диэлектрическим ограждением (деревянными решетками), исключающим одновременное прикосновение к корпусу станка и отопительному прибору. В мастерской должен быть металлический ящик с крышкой для сбора и временного хранения промасленной ветоши. Мастерская должна быть укомплектована первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, один из которых должен быть углекислотным или порошковым, ящиком с песком. Учителю (мастеру) и обучающимся выдаются бесплатно: халат хлопчатобумажный, берет, рукавицы комбинированные и защитные очки.

31. I. ХИМИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ШКОЛЫ

1.1. Основные требования к школьному кабинету химии

Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил. С другой стороны, химический кабинет должен быть оснащен всем необходимым учебным оборудованием (дидактическая составляющая кабинета), позволяющим обеспечить возможность проведения всего комплекса учебно-воспитательных работ, обусловленных спецификой школьного предмета – химии.

 

Как правило, химкабинет состоит из двух комнат: собственно классной комнаты для проведения уроков и иных занятий по химии и лаборантской комнаты – рабочего места лаборанта, где хранятся химическая посуда, реактивы, другие средства обучения и дидактические материалы, и где лаборант или учитель готовит все необходимое для занятий.

 

Классная комната химического кабинета площадью около 70 м2 должна быть оснащена двухместными ученическими столами, позволяющими проводить лабораторные опыты и практические работы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. В классе устанавливаются демонстрационный стол, обычно совмещаемый с рабочим столом учителя, вытяжной шкаф, классная доска. Обязательными материальными атрибутами школьного кабинета химии являются водопровод и канализация, электроснабжение и отопление, шкафы для хранения учебно-методической литературы и таблиц, средства пожаротушения и оказания первой медицинской помощи. При наличии газоводоэлектроснабжения для демонстрационного и каждого ученического стола, коммуникации должны проходить под полом и иметь специальные распределительные щиты и краны для их общего включения и отключения. В настоящее время разработаны и реализуются комплекты специальной мебели, вытяжных устройств, лабораторных и препараторских столов, классных досок и т.п. для школьных кабинетов химии.

 

Лаборантская комната площадью около 18 м2 должна быть оснащена шкафами и сейфами для хранения реактивов, посуды и другого лабораторного оборудования, вытяжным шкафом, раковиной для мытья посуды, средствами пожаротушения, необходимой мебелью для работы лаборанта и учителя. Лаборантская комната должна примыкать к классной комнате и иметь два выхода: один – в коридор, второй в классную комнату.

 

Химический кабинет нельзя использовать для занятий групп продленного дня или в качестве классной комнаты для проведения уроков и внеклассной работы по другим предметам.

 

Дидактическая составляющая химического кабинета (непосредственно средства обучения химии) определяется постоянно обновляющимися "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утверждаемых приказами Министерства образования Российской Федерации.

 

Администрация школы и учитель химии несут ответственность за:

 

-укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения химии;

 

-соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета химии;

 

-наличие в кабинете комплекта материалов для диагностики качества обучения химии.

 

-обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по химии;

 

-наличие в кабинете дидактического стендового материала (критерии оценки ответов учащихся; рекомендации по выполнению домашних работ, решению задач, составлению рефератов, подготовке к экзаменам; краеведческая информация; стенные газеты; материалы по профессиональной ориентации и т.д.)

 

-соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете;

1.2. Система средств обучения химического кабинета

 

Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и учащимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

 

Средства обучения химии можно разделить условно на несколько групп:

 

- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;

 

- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;

 

- специальные дидактические средства обучения химии.

 

Специальными средствам обучения химии являются:

 

- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);

 

- приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;

 

- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;

 

- средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);

 

- аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);

 

- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

 

Приводим краткий перечень видов средств обучения, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении химии в школе и реализации требований Государственного образовательного стандарта по химии.

I. Книгопечатная продукция

 

1. Школьные авторские учебные программы по химии средней школы. 2. Учебники по химии для средней школы.

 

3. Рабочие тетради для учащихся.

 

4. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9,10, 11 классы).

 

5. Сборники задач по химии для средней школы.

 

6. Научно-методические работы и периодические издания ("Химия в школе"; "Химия" и др.) и т.д.

II. Наглядные пособия

 

1. Комплект портретов ученых-химиков.

 

2. Серия справочных таблиц по химии ("Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость солей, кислот и оснований в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов", и др.).

 

3. Серия различных учебных таблиц по неорганической химии, органической химии, по производству основных продуктов химической промышленности.

III. Информационно-коммуникативные средства

 

1.Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

 

2. Электронные библиотеки по курсу химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

 

3. Электронные базы данных по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

 

4. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии, Химическая лаборатория, Химикус и др.

IV. Экранно-звуковые пособия

 

1. Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса).

 

2. Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса).

V. Технические средства обучения

 

1. Видеокамера на штативе.

 

2. Видеомагнитофон (видеоплеер).

 

3. Графопроектор (кодоскоп или аналогичный прибор).

 

4. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернету; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой, магнитофоном и наушниками.

 

5. Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см).

 

6. Экран проекционный. Размер не менее 1200 см.

VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей

для химического эксперимента

 

В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

VII. Специализированная мебель

1.3. Техника безопасности при работах в кабинете химии

Перечень специфических работ по учебному эксперименту

 

Специфика обучения химии в школе предполагает проведение учителем и учениками следующих видов основных экспериментальных работ с натуральными объектами в качестве средств обучения.

 

1. Демонстрационный химический эксперимент, выполняемый учителем или учениками.

 

2. Лабораторные опыты, выполняемые учениками под руководством учителя во время объяснения новой темы.

 

3. Практические работы, выполняемые учениками по учебной программе в течение всего урока.

 

4. Опыты, выполняемые отдельными учениками в ходе индивидуального контроля усвоения знаний, умений и навыков.

 

5. Химический учебный и исследовательский эксперимент, выполняемый учащимися на занятиях химического кружка, при подготовке к научной конференции, к олимпиаде и т.д.

 

6. Химический эксперимент, проводимый учителем и учащимися во время тематических химических вечеров, классных часов и т.д.

 

7. Химический эксперимент, проводимый учителем, лаборантом и отдельным учениками для отработки методики и техники опытов при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям.

 

При выполнении в химическом кабинете указанных работ, сопровождающихся определенной опасностью для здоровья учителя и учащихся, так как многие химические вещества в той или иной степени токсичны, огнеопасны, взрывоопасны, необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Только в этом случае можно гарантированно исключить несчастные случаи в школе в виде химических и термических ожогов, порезов рук лабораторной посудой, отравления химическим соединениями, поражения электрическим током и т.д.

Общие положения техники безопасности.

 

Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.

 

Практические и лабораторные работы проводятся только в присутствии учителя. Вход посторонним во время практической или лаборантской работы в кабинет строго запрещен. На уроке разрешается проводить эксперимент, только предусмотренный учебной программой.

 

В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

 

Учащимся, которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

 

Требования техники безопасности должны соблюдаться в кабинете химии неукоснительно.

 

Ни один прибор нельзя использовать без предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

 

Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

 

Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или приборах - замкнутых системах с поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

 

Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.

"Согласовано"

 

Председатель профсоюзного

 

комитета_____________________

 

"___"_____________ 200__г.

 

 

"Утверждаю"

 

Руководитель учреждения

 

_____________________ "___"_____________ 200__г.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

 

по охране труда при проведении учащимися учебного химического

 

эксперимента по химии

 

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с___-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

 

1.2. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

 

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

 

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

 

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

 

- отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

 

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковос-пламеняющимися и горючими жидкостями.

 

1.3. Кабинет химии должен быть оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

 

1.4. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.