Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальное обслуживание. Понятие, принципы и формы.





Основным критерием социального развития общества выступает благополучие человека. Стратегическая цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В ряде зарубежных стран право на получение гарантированного минимального дохода в системах социальной защиты связывают еще с одним юридическим фактом - договором социальной службы и трудоспособного лица о его социальной и профессиональной реинтеграции. Так, во Франции с такими лицами подписываются муниципальными органами "интеграционные соглашения", где определяются персональные условия включения гражданина в общественно полезную деятельность, прохождения профессиональной подготовки и т.п. Финансируются интеграционные программы за счет специального фонда солидарности, т.е. специальных налогов, с 1994 г.



Содержание отношений по социальному обслуживанию раскрывается через права и обязанности сторон, а именно: право физического лица претендовать на определенный вид социального обслуживания и обязанность социальной службы ее предоставить на основании закона или договора.

Социальное обслуживание является самостоятельным правовым институтом, имеющим обособленный комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в предоставлении этих услуг.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, а именно: социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.



Гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации и обращающийся за предоставлением социальных услуг в социальные службы, в дальнейшем является их клиентом. Все социальные службы объединяются в единую систему, в которую помимо предприятий и учреждений также включаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Понятие «трудная жизненная ситуация» нашло законодательное закрепление как одно из основных понятий в ст.3 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации должно основываться на соблюдении определенных основополагающих принципов.

В соответствии со ст.5 закона от 10.12.1995г. № 195-ФЗ социальное обслуживание основывается на принципах:

1. адресности;

2. доступности;

3. добровольности;

4. гуманности;

5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;



6. конфиденциальности;

7. профилактической направленности.

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны. В данном законе перечисленные принципы декларируются, без пояснения их содержания. Кроме того, практическая деятельность по социальному обслуживанию населения может основываться и на иных принципах в зависимости от вида учреждения и предприятия, содержания услуг и т.д

Также выделяют еще ряд принципов социального обслуживания в целях социальной защиты граждан:

1. соблюдения прав человека и гражданина;

2. предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

3. обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

4. преемственности всех видов социального обслуживания;

5. ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

6. приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

7. ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

 

В статье Панова С.Л. «Принципы социального обслуживания» говорится о деятельности по социальному обслуживанию граждан, которая осуществляется в соответствии с принципом адресности, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;

- гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;

- детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

- гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип доступности социального обслуживания граждан выражается в следующем:

- в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

- в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

- в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

- в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

- в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

- самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

- согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами (например, "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" [4]).

Кроме того, решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Деятельность по социальной поддержке населения страны должна осуществляться в соответствии с принципом гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание социального обслуживания в Российской Федерации. А следовательно, граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.

Реализация принципа приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, напрямую связана с созданием условий для активного включения детей и подростков в социально-экономическую и культурную жизнь общества; необходимостью совершенствования деятельности по реализации мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование системы учреждений социального обслуживания, повышение качества и доступности социальных услуг для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности - сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (например, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ за нарушение неприкосновенности частной жизни). Деятельность по социальному обслуживанию должна осуществляться в соответствии с принципом профилактической направленности и ориентироваться на сохранение здоровья человека,

совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства и детства, с приоритетным проведением мероприятий и процедур профилактической, санитарно-гигиенической и оздоровительной направленности.

Характеристику иных оснований социального обслуживания граждан начнем с анализа принципа законности в деятельности социальных служб страны.

Принцип законности выражается в том, что деятельность по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации осуществляется (регулируется) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов страны [3, с. 12 - 20].

Реализация принципа научности связана с осуществлением регулярного мониторинга ситуации в сфере социального обслуживания граждан в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Такие исследования должны проводиться наиболее компетентными в данной области специалистами на нормативно-правовой основе и должны рассматриваться как основание для корректировки и совершенствования социально-профилактических программ и мероприятий по социальному обеспечению граждан.

Принцип социальной справедливости проявляется в том, что социальное обслуживание предоставляется и гарантируется государством всем имеющим на это право гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Принцип соблюдения прав и законных интересов при осуществлении социального обслуживания населения проявляется в следующем [7]:

во-первых, наделением обслуживаемых лиц широким спектром прав: обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; медико-санитарная и стоматологическая помощь; социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация; свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками; предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов и пр.;

во-вторых, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний: не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала указанных учреждений использование в отношении обслуживаемых лиц лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также их изоляция.

Кроме того, социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Принцип вариантности системы социального обслуживания населения выражается в том, что данная система основана на использовании поддержки и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания. Государственные учреждения социального обслуживания, являясь юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством страны. Указанные учреждения не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности»[1].

 

Формы социального обслуживания:

 

Перечень форм социального обслуживания, обязательных на всей территории России, устанавливается законодателем.

 

1. Социальное обслуживание граждан включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание). Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

 

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

 

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования). Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

 

4) срочное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

 

5) социально-консультативную помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты, направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

 

6) реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

7)Материальная помощь. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2.Учреждения и предприятия социального обслуживания:

 

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания без образования юридического лица. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан. (Задание: на странице ДТ и СР В.О. указаны виды учреждений социального обслуживания-подготовить по ним доклады)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.