Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы законодательной власти





Субъекты законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины и Кабинету Министров Украины (ст. 93 Конституции Украины).

Органы законодательной власти

Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины (ст. 75 Конституции Украины), и принятие законов отнесено к ее полномочиям (ст. 85 Конституции Украины).

Исключительно законами Украины устанавливаются:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина;

2) гражданство, правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства;

3) права коренных народов и национальных меньшинств;

4) порядок применения языков;

5) основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического простора, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи;

6) основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности;



7) правовой режим собственности;

8) правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования;

9) основы внешних отношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;

10) основы регулирования демографических и миграционных процессов;

11) основы создания и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств массовой информации;

12) организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики;

13) территориальное устройство Украины;

14) судоустройство, судопроизводство, статус судей, основы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений исполнения наказаний; основы организации и деятельности адвокатуры;

15) основы местного самоуправления;



16) статус столицы Украины; специальный статус других городов;

17) основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка;

18) правовой режим государственной границы;

19) правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации;

20) организация и порядок проведения выборов и референдумов;

21) организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины, статус народных депутатов Украины;

22) основы гражданско-правовой ответственности; действия, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.

Исключительно законами Украины устанавливаются:

1) Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы;

2) порядок направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства; порядок допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;

3) единицы веса, меры и времени; порядок установления государственных стандартов;

4) порядок использования и защиты государственных символов;

5) государственные награды;

6) воинские звания, дипломатические ранги и прочие специальные звания;



7) государственные праздники;

8) порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.

Законом Украины объявляется амнистия (ст. 92 Конституции Украины).

Небольшое отступление в историю. На протяжении 1992 - 1993 годов полномочия относительно законодательного регулирования вопросов, предусмотренных пунктом 13 статьи 97 Конституции Украины, действовавшей до принятия Конституции Украины 28.06.96 г., относительно отношений собственности, предпринимательской деятельности, социального и культурного развития, государственной таможенной, научно-технической политики, кредитно-финансовой системы, налогообложения, государственной политики оплаты труда и ценообразования были делегированы Кабинету Министров Украины Законом Украины 18.11.92 г. N 2796-XII. В этот период были приняты 82 декрета, имеющие силу закона, и часть из них являются действующими и на сегодняшний день.

Порядок работы с законопроектами и законодательными предложениями, которые вносятся в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду Украины

Каждый из субъектов законодательной инициативы устанавливает для себя определенный порядок работы с законопроектами и законодательными предложениями, которые вносятся им в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду Украины.

Президент Украины

Указом Президента Украины от 30.03.95 г. N 270/95 утверждено Положение о порядке работы с законопроектами и другими документами, которые вносятся Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины.

Законопроекты и другие документы законодательной инициативы Президента Украины готовят советники и научные консультанты Президента Украины, а также соответствующие структурные подразделения Секретариата Президента Украины по поручению Главы Секретариата Президента Украины или по их собственной инициативе.

Как законодательная инициатива Президента Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины могут быть представлены проекты важнейших законов, обработанных в Секретариате Кабинета Министров Украины, министерствах, других центральных органах исполнительной власти, научных учреждениях. Законопроекты, поступающие от Национального банка Украины, представляются с визами Председателя Национального банка Украины или лица, его замещающего.

Законопроекты, поступающие от Кабинета Министров Украины, подаются с визами Премьер-министра Украины, а в случае его отсутствия - соответствующего Вице-премьер-министра Украины, а также руководителей министерств и других центральных органов исполнительной власти, к сфере деятельности которых относятся эти проекты. К проекту должен прилагаться подписанный Государственным Секретарем Кабинета Министров Украины или его заместителем список должностных лиц, которые его завизировали.

Внесение законопроектов по вопросам разработки и реализации государственной политики в определенной сфере деятельности не допускается без согласования с соответствующим министром или руководителем другого центрального органа исполнительной власти.

Законопроекты, разработанные в Секретариате Президента Украины, должны быть завизированы руководителями структурных подразделений, работники которых принимали участие в их подготовке.

В случае внесения законопроекта, законодательного предложения, реализация которых требует финансовых и других затрат за счет государственного или местных бюджетов (или уменьшения поступлений в бюджет), прилагаются их финансово-экономическое обоснование и предложения относительно покрытия этих затрат. Относительно таких законопроектов необходимо прилагать также заключение Кабинета Министров Украины.

Конституционные законопроекты или конституционные положения законопроектов, то есть требующие изменений или дополнений в Конституцию Украины, должны быть указаны как таковые. К ним должны прилагаться проекты соответствующих изменений и дополнений вКонституцию Украины.

По поручению Главы Секретариата Президента Украины законопроекты передаются соответствующим структурным подразделениям Секретариата для изучения, подготовки заключений, предложений, замечаний.

После доработки законопроекты с сопроводительными документами, заключениями и предложениями передаются в Юридическое управление Секретариата Президента Украины для подготовки заключения о соответствии законопроекта Конституции Украины, правовой целесообразности его принятия, правовой обоснованности и актуальности.

Если во время обработки в Секретариате Президента Украины внесенного законопроекта возникли принципиальные расхождения относительно его положений с разработчиками проекта, Глава Секретариата Президента Украины докладывает о них Президенту Украины.

Законопроекты, в которые в процессе обработки были внесены важные изменения, Главой Секретариата Президента Украины возвращаются разработчикам для повторного визирования соответствующими должностными лицами.

Законопроекты, подготовленные для внесения на рассмотрение Верховной Рады Украины в порядке законодательной инициативы Президентом Украины, обязательно визируются Руководителем Главного государственно-правового управления, Руководителем Группы по связям с Верховной Радой Украины (на предмет соответствия требованиям относительно оформления законопроектов) и Главой Секретариата Президента Украины.

Подписанные Президентом Украины законопроекты регистрируются в Канцелярии Президента Украины и передаются в Верховную Раду Украины.

В предварительном рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом Украины, в заседаниях комитетов, депутатских групп и фракций, в случае необходимости, принимают участие работники соответствующих структурных подразделений Секретариата Президента Украины и Кабинета Министров Украины, которые являются разработчиками этих документов.

На пленарном заседании Верховной Рады Украины законопроект представляет должностное лицо, специально для этого определенное и уполномоченное Президентом Украины.

Лица, являющиеся разработчиками законопроекта или доработавшие его, по предложению Руководителя Управления по вопросам обеспечения связей с Верховной Радой Украины, Конституционным Судом Украины и Кабинетом Министров Украины и по поручению Главы Секретариата Президента Украины должны принимать участие в заседаниях комитетов, депутатских групп и фракций при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Президент Украины может уполномочить лицо для участия в постатейном рассмотрении законопроекта на заседании Верховной Рады Украины, которое в установленном порядке принимает участие в обсуждении конкретных статей, дает необходимые пояснения относительно положений законопроекта и альтернативных предложений или поправок.

О ходе обсуждения и принятых решениях должностные лица, которые принимали участие в работе комитетов, депутатских групп, фракций, пленарных заседаний Верховной Рады Украины, докладывают Главе Секретариата Президента Украины.

В случае необходимости законопроекты, представленные на рассмотрение Верховной Рады Украины другими субъектами законодательной инициативы, по поручению Главы Секретариата Президента Украины, изучаются соответствующими подразделениями Секретариата, которые могут готовить предложения, замечания, изменения и дополнения в эти проекты.

Кабинет Министров Украины

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.07.2007 г. N 950 утвержден Регламент Кабинета Министров Украины. Раздел VII этого Регламента посвящен законопроектной деятельности Кабинета Министров. В соответствии с положениями Регламента:

Кабинет Министров, реализуя предоставленное ему право законодательной инициативы, рассматривает и вносит в Верховную Раду проекты законов Украины, принимает в установленном порядке участие в законодательной деятельности Верховной Рады, а также в реализации Президентом Украины права законодательной инициативы.

Законопроекты, вносимые в порядке законодательной инициативы Кабинетом Министров на рассмотрение Верховной Рады, готовятся Минюстом, иными центральными органами исполнительной власти, а также Национальным банком (п. 6 § 163) с соблюдением требований, предусмотренных статьями 90 и 91 Регламента Верховной Рады, главами 2 - 5 раздела 5 иглавой 2 раздела 7 Регламента.

Проект закона, которым устанавливаются новые или изменяются действующие нормы, регулирующие общественные отношения, готовится на основе концепции, которая разрабатывается в порядке, установленном главой 8 раздела 5 Регламента.

Вместе с проектом закона, вносимым в Кабинет Министров, подаются документы и материалы, предусмотренные пунктом 1 § 61 Регламента для проектов актов Кабинета Министров, а также:

1) проект постановления Верховной Рады о принятии проекта закона за основу;

2) перечень новых законов и законов, нуждающихся в изложении в новой редакции, других нормативных актов, принятие или просмотр которых необходимо осуществить для реализации положений закона;

3) отдельный законопроект о внесении изменений в другие законы, если такие изменения необходимы для реализации закона и не изложены в его переходных положениях.

Подготовка и представление Президенту Украины Кабинетом Министров законопроектов осуществляются в соответствии с § 82 Регламента и с учетом требований, предусмотренных Положением о порядке работы с законопроектами и другими документами, вносимыми Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады, утвержденным Указом Президента Украины от 30 марта 1995 г. N 270/95.

Внесенные в Кабинет Министров проекты законов обрабатываются и рассматриваются в порядке, установленном главами 6 и 7 раздела 5 Регламента.

Одобренный Кабинетом Министров проект закона визируется Премьер-министром и подается в Верховную Раду вместе с:

1) сопроводительным письмом за подписью Премьер-министра, в котором определяется докладчик, который будет представлять проект в Верховной Раде;

2) объяснительной запиской за подписью руководителя органа - главного разработчика;

3) сравнительной таблицей (в случае представления законопроекта о внесении изменений в действующий закон);

4) проектом постановления Верховной Рады о принятии проекта закона за основу;

5) перечнем новых законов и законов, нуждающихся в изложении в новой редакции, других нормативных актов, принятие или пересмотр которых необходимо осуществить для реализации положений закона;

6) отдельным законопроектом о внесении изменений в другие законы, если такие изменения необходимы для реализации закона и не изложены в его переходных положениях;

7) проектом закона и материалами к нему в электронной форме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.