Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние информационных и коммуникативных технологий на качество принятия решений и управление в целом.





Важнейшим направлением развития человеческого общества на рубеже веков стал переход к экономике, основанной на знаниях, человеческом достоинстве и свободе личности. Происходит переориентация общества с производства материальных благ на производство интеллектуальных ценностей. Поэтому система управления компаниями переориентируется на учет роли творческого начала и организационной культуры, использование методов стратегического и инновационного управления. Знания объективно необходимы на всех уровнях управления, являются основой успешной деятельности компаний на международных рынках. Развитие технологий принятия решений и управления в целом, является важнейшим условием успешного функционирования международной фирмы, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса.

Современные тенденции в области экономики, научно-технический прогресс и новая парадигма информатизации резко ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества передовых достижений компьютерных технологий. Владение информационными технологиями становится столь же неотъемлемым навыком современного образованного человека.



Сфера применения информационных технологий в экономике на базе компьютерных технологий и развитых коммуникационных средств очень обширна, что позволяет учреждениям, предприятиям, фирмам, а даже отдельным специалистам получать всю необходимую, для принятия решений и управлению в целом, информацию в нужное время и в полном объеме. [196]

Информационные процессы, происходящие в объектах хозяйствования, строятся на использовании разнообразных технологических решений и дают возможность отнести информацию к разряду наиболее важных, ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые затраты, материальные и финансовые средства.

Особенно, это актуально в международном менеджменте, поскольку из-за различных факторов, от всевозрастающей сложности управления транснациональным и/или глобальным бизнесом и до разницы во временных поясах, значение оперативного управления неуклонно возрастает.

Определяя понятие информационной системы в управлении, необходимо отметить, что система – это конечное множество элементов и отношения между ними, выделенное из среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.



Под элементом будем понимать простейшую неделимую часть системы. Ответ на вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным и зависит от цели рассмотрения объекта как системы. Основными свойствами любой системы являются целостность – определяющее свойство системы, которое проявляется в связности (взаимосвязи) и эмерджентность (возникновении новых свойств в системе, которыми ее элементы не обладают).

Управление призвано обеспечить достижение экономической системой заданных целей. Такими целями могут быть обеспечение устойчивости функционирования, сохранение или приобретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д.

Как правило, формальным выражением цели является целевая функция системы, экстремальное значение (минимум, максимум и т.д.) которой соответствует наилучшему (оптимальному) способу управления. Очевидно, разнообразие объектов управления в экономике порождает разнообразие целей и средств управления.

Систему, обеспечивающую реализацию процессов управления, обычно называют системой управления.[197] Для ее функционирования характерно наличие управляющей подсистемы (субъекта управления). Под первой понимается совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное слежение за деятельностью объекта управления и осуществляющих его приведение к заданному режиму функционирования.



Функционирование систем управления осуществляется путем информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи. Общие закономерности и особенности процессов управления экономическими системами можно представить в виде последовательности отдельных этапов.

На первом этапе процесса управления осуществляется сбор и накопление информации о состоянии управляемого объекта.

На втором этапе происходит ее переработка с целью получения необходимых решений на основе анализа заданных критериев цели (эффективности) функционирования объекта управления. При этом совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воздействий на данном этапе, называют обычно алгоритмом управления.

Третий этап предусматривает выдачу и доведение до управляемого объекта управляющих предписаний, команд или командной информации.

Таким образом, для организации управления экономической системой характерны следующие закономерности.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и анализа информации – основных функций любой системы управления. Необходимые действия по восприятию, фиксации, передаче, преобразованию, обработке и хранению информации также относятся к процессу управления и реализуются системами обработки данных.

2. Управление реализуется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на основе информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия. Прямая связь задает цели и параметры функционирования объекта управления, обратная связь отражает параметры его фактического состояния в заданные моменты времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внешней средой, т.е. с многочисленными объектами экономики и системами управления ими.

3. Управление, рассматриваемое как совокупность целенаправленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для реальных экономических систем их поведение определяется, как правило, не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.

Экономические информационные системы (ЭИС) [198] – это совокупность различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации с целью оптимизации принятия решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

При этом под оптимизацией понимается выбор того или иного варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечивающего качество управления.

Задачи, решаемые в ЭИС, [199] обусловливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются такие сложные проблемы управления в экономике, как:

· непрерывность и динамичность принятия решений;

· многовариантность расчетов;

· обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

· организация сплошного комплексного учета и экономического анализа и др.

Создаваемые и функционирующие ЭИС могут значительно различаться по характеру и объему решаемых задач, типу объектов управления и ряду других признаков.

Их обычно классифицируют по следующим признакам:

1. сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые и т.д.);

2. степень интеграции (многоуровневые, корпоративные, технологическая цепочка и т.д.);

3. способ обработки информации (централизованный, децентрализованный и др.);

4. назначение или характер объектов управления (административное, производственное, социальное и др.);

5. уровень действия (государственный, региональный, муниципальный, объединений, предприятий или фирм);

6. характер получаемой информации (информационно-справочная, информационно-советующая, управляющая).

В таблице 8.1 показано развитие информационных систем подразделений корпорации, компании или фирмы в целом, а также в плане характера, состава решаемых задач и целей применения. Для нужд международного менеджмента, наибольшее значение имеют первые три классификации.

Первые информационные системы появились в начале 60-х годов с началом широкого применения первых серийных ЭВМ отечественного производства, которые были предназначены для решения отдельных частных задач.

Таблица 8.1

Этапы развития информационных систем

Период времени Состав решаемых задач Характер информационной системы Цель применения
1960 - 1970 гг. Трудоемкие частные задачи Информационные системы обработки данных Сокращении трудоемкости обработки данных
1970 - 1980 гг. Комплексы задач в различных сферах применения (учетных, статистических и др.) Информационные системы комплексной обработки данных Универсализация и стандартизация процедур обработки данных
1980 - 1990 гг. Задачи по управлению текущей и оперативной деятельностью Управленческие информационные системы Выработка наиболее рационального решения
1990 - 2000 гг. Решение задач, связанных с прогнозированием и принятием управленческих решений Стратегические информационные системы, системы поддержки принятия решений Разработка стратегии развития экономических объектов
2000 – по настоящее время Сложные аналитические, инженерные, экспертные задачи, специализированные экономические задачи, Интернет коммуникация, виртуальная реальность, мультимедиа Системы поддержки принятия исполнений, интеллектуальные системы, мультимедийность, web-ориентированность Реализация комплекса предметных технологий, Интернет- взаимодействие, реклама, развлечения

70-е годы характеризуются изменением характера применения информационных систем, так как уже начали решаться комплексы задач в различных областях экономики, а для этого потребовались более совершенные технические средства многофункционального назначения, программное обеспечение. Пакеты прикладных программ начали разрабатываться для определенного класса задач, что позволило унифицировать и стандартизовать процесс обработки данных. Работы в области автоматизации управления носили экспериментальный характер и проводились разрозненно.

В 80-х годах концепция использования информационных систем сместилась в сторону комплексного решения задач управления текущей и оперативной деятельностью предприятий или фирм, позволяющих выработать наиболее рациональное решение. Этот период характеризуется массовым внедрением управленческих информационных систем для различных звеньев органов управления экономикой страны, чему предшествовала разработка типовых проектных решений.

К началу 90-х годов в связи с переходом на рыночную экономику характер использования информационных систем вновь изменяется в связи с автоматизацией функций прогнозирования и комплексной поддержки принятия решений, а также с появлением новых методов управления на основе реинжениринга и экспертных систем.

Последнее поколение информационных систем позволяет программно реализовать целые комплексы предметных технологий (полностью или частично). Характерной особенностью ЭИС пятого поколения является: общая интеллектуализация, мультимедийность, Интернет-ориентированность.

Развитие информационных систем в настоящее время связано с разработкой интегрированных систем различными экономическими объектами. ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности.

Функциональность современных информационных систем исчисляется уже не единицами, а десятками направлений и задач, среди которых и интегрированная обработка и хранение данных, представительская и коммуникация функция, поддержка принятия решений и исполнений и др. Таким образом, современные информационные системы обеспечивают конкурентное преимущество предприятий и организаций в рыночной конкурентной среде. [200]

Появление новых (социально-экономических, глобально-информационных компаний – «Фейс-бук» и подобные социальные сети) самоуправляемых и т.д. корпораций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.