Сделай Сам Свою Работу на 5

Международный менеджмент как механизм конкурентного управления.





 

Особенности выхода на международные рынки и интернационализации стратегии фирмы требует применение различных механизмов конкурентного управления.

В целом управление на международном уровне (международный менеджмент) можно представить как определенный набор функций или выполняемых работ. В тоже время, если эти работы расставить в определенной логической последовательности, то речь уже идет о процессе. В силу этого, если установлена логическая последовательность основных функций управления: планирование – организация – мотивация – координация и контроль, то имеет место процесс управления или управленческий цикл.

Цикл управления еще представляют в такой последовательности стадий или этапов: планирование – определение условий и организация – исполнение – руководство.

На каждой стадии решаются определенные задачи.

1. Планирование – составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз менеджмента, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

3. Исполнение – осуществление производственно-хозяйственной деятельности, реализация плана.



4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности управленческих решений.

В общем виде, механизмы международного менеджмента укладываются в общую канву управления, что можно представить следующим образом, как приведено на схеме 3.5.

 

Планирование
Глобальный (международный)

Уровень

 

Исполнение Планирование
Руководство
Определение условий и организация

 

 


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Национальный

Уровень

Руководство
Определение условий и организация
Исполнение

 


Рисунок 3.5. Циклы управления на международном и национальном уровнях международного менеджмента.

Основополагающим механизмом такого управления является анализ, где применяются методы, хорошо зарекомендовавшие себя в ситуационном и стратегическом подходах к управлению.

Выход фирмы на рынки других стран требует серьезного изучения международной среды бизнеса, в частности, с помощью SLEPT- и PEST-анализа. [74] Содержание и последовательность SLEPT-анализа таковы:



S — Social/cultural — анализ социально-культурной среды;

L — Legal — исследования элементов правовой среды;

Е — Economic — анализ экономических условий деятельности;

Р — Political — изучение политического климата и его влияния на развитие бизнеса;

Т — Technological — изучение технологических факторов бизнеса.

Следующая методика анализа известна под названием ПЭСТ, или СТЭП, что соответствует английской аббревиатуре PEST, или STEP (political, economic, social, technological environment). STEP может быть также истолкован, как пошаговый анализ. [75]

Содержание и последовательность PEST-анализа несколько иные, чем приведенные выше: [76]

Р — Political — изучение политического климата и его влияния на развитие бизнеса;

Е — Economic — анализ экономических условий деятельности;

S — Social/cultural — анализ социально-культурной среды;

Т — Technological — исследование технологических факторов бизнеса.

В последнее время, в качестве дополнительного фактора, добавляется E— Ecological— анализ экологических факторов и проблем, а название метода трансформируется в PEST(E) -анализ.

Разрабатывая стратегию международной деятельности, а также разрабатывая инструментарий конкурентной борьбы и соответствующего ей управления, фирма должна особо учитывать: [77]

1) Основные экономические (рыночные) показатели страны-партнера по бизнесу:

ü состояние спроса и предложения на наиболее важных рынках;

ü уровень и динамику цен;

ü реальную и потенциальную емкость рынков и их доступность;



ü состояние и структуру конкуренции;

ü реальных и потенциальных конкурентов на рынках этой страны;

ü характер бизнес-сетей;

ü требования к качеству и безопасности товара,

ü организации маркетинга и др.;

2) Политическую обстановку в стране-партнере, степень стабильности и предсказуемости ее внешней политики.

Это связано с тем, что предпринимательская деятельность за рубежом сопряжена со многими рисками, связанными именно с политическими факторами. Среди них выделяются:

ü риск потери собственности в случае национализации;

ü риск неполного возмещения инвестиций иностранным инвесторам при введении ограничений на внешнеэкономическую деятельность и экономические связи с иностранными партнерами;

ü риск ограничения доступа на рынок;

ü риск введения обязательных преференций, то есть создания предприятий с установленной долей национального и иностранного капитала;

ü риск невыполнения обязательств со стороны партнера по не зависящим от него причинам.

Кроме того, существуют риски несоответствия (невозможности быстро и без потерь перестроиться при изменениях в социально-политической системе или в условиях государственного регулирования экономики), валютный, финансовый и банковский риск;

3) внешнеэкономическую конкурентную политику государства. Последнее может и обычно поддерживает национального товаропроизводителя в его стремлениях выйти на международные рынки. Для этого, как правило, используются кредитные и финансовые инструменты. К кредитным механизмам форсирования экспорта относятся:

ü предоставление долго- и среднесрочных экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с теми, которые действуют на внутреннем или международном рынке;

ü государственное страхование экспортных операций, прежде всего экспортных кредитов, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров.

Финансовыми механизмами поддержки экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Основные формы налоговых льгот — установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров с льготным режимом налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Субсидирование экспорта используется для активизации сбыта определенных товаров, требующих для своего изготовления крупных финансовых средств (авиатехника, суда и др.).

В то же время государство защищает внутренний рынок от иностранной конкуренции, проводя политику (применяя механизм) протекционизма.

Протекционизм [78]– экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

Протекционизм может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. [79]

Односторонний протекционизм имеет место, когда ограничительные меры (введение квот на импорт, повышенные пошлины на товары и т. п.) устанавливаются без согласования и консультаций с другой стороной.

При двустороннем протекционизме ограничительные меры вводятся двумя сторонами, при многостороннем — несколько стран-импортеров вводят одинаковые ограничительные меры.

Протекционизм обычно используется менее развитыми странами против более развитых с целью защиты и обеспечения условий для развития национальных предприятий.

Свободная торговля[80] – это движение товаров через границу без всяких ограничений. Главный аргумент в пользу свободы торговли – сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в том, что она:

а) способствует международной специализации страны;

б) облегчает развитие конкуренции;

в) расширяет товарные рынки;

г) удешевляет товары для потребителей внутри страны.

Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли.

Характерной чертой протекционизма являются высокие таможенные тарифы и пошлины, а также ограничения импорта. [81]

Таможенный тариф — это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенная пошлина — это налог, взимаемый государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

В зависимости от объекта обложения таможенные пошлины бывают: экспортные, импортные и транзитные (на товары, перевозимые через территорию страны транзитом).

Для защиты внутреннего рынка используются импортные пошлины. Они увеличивают цену импортируемого товара и снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда он поставляется. Отечественные товары при этом получают относительное ценовое преимущество, а бюджет страны — дополнительные поступления в доходную часть.

По мнению ряда специалистов, защита различных отраслей отечественной экономики должна осуществляться в зависимости от уровня их конкурентоспособности. Особенно это актуально при вступлении государства в ВТО.

Наиболее конкурентоспособные отрасли должны иметь «высокий» уровень защиты: ввозные пошлины на товары этих отраслей на территорию страны составляют 20% и более процентов. Отрасли, только формирующие свою конкурентоспособность, — «умеренный» (10—15%). Те группы товаров, производство которых либо нуждается в притоке инвестиций и импортных технологий, либо отсутствует вообще, защищаются ставками на уровне 5—10 процентов. [82]

Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с этим иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть вывезены. Количественные ограничения, таким образом, снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, иногда они применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран.

Существует несколько видов количественных ограничений:

· контингентирование — ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени;

· квотирование — ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования. Специфическим типом квотирования является эмбарго — запрет на ввоз или вывоз определенного вида товара или всех товаров (независимо от страны или в отдельные страны);

· лицензирование — запрет свободного ввоза или вывоза без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение указанного в ней периода.

Кроме количественных ограничений уменьшить присутствие иностранного конкурента в стране можно, используя механизмы и инструменты нетарифного ограничения: таможенные и консульские формальности, внутреннее налогообложение, требования придерживаться определенных стандартов качества, норм упаковки, маркировки товара и пр.; взаимные требования.

Относительно новой формой не таможенных барьеров является добровольное ограничение экспорта, когда поставщики под воздействием государства ограничивают ввоз определенного товара. Такую политику проводят США и ЕС по отношению к Японии и к другим странам.

Степень ориентации фирмы на международные рынки и преобладания в ее деятельности международных операций позволяет понять эволюцию самой фирмы и ее конкурентной стратегии.

Так, В. Дж. Кигэн[83] выделяет четыре различные организации:

1) национальная организация: фирма действует в основном на внутреннем рынке, а экспорт рассматривается лишь как дополнительная возможность ее развития;

2) международная организация: процесс интернационализации идет более активно, но главным для фирмы остается внутренний рынок. Фирма имеет этноцентрическую ориентацию и исходит из того, что методы, ценности, подходы и кадры, используемые в стране происхождения, можно перенести во все страны. Национальный рынок «расширяется» до интернационального без какой-либо модификации товаров. Это — стратегия «расширения».

3) множественно-национальная организация: фирма считает, что каждый зарубежный рынок уникален, а условием успеха является максимальная адаптация к национальным особенностям (стратегия адаптации).

Множественно-национальные организации (фирмы) на зарубежных рынках являются субъектами множественно-национальной конкуренции. Они конкурируют с другими множественно-национальными компаниями и местными фирмами в индивидуальном порядке на каждом отдельном рынке, независимо от конкуренции на других национальных рынках:

4) глобальная, или транснациональная, организация: такая фирма больше не ориентируется на свою собственную страну, ее интересует глобальный рынок, потребности которого можно удовлетворить одним базовым товаром, поддерживаемым аналогичными инструментами продаж и коммуникации. Фирма полагает, что рынки по всему миру одновременно схожи и различны. Поэтому можно разрабатывать глобальную стратегию, основанную на сходстве, преодолевающую локальные особенности, и в то же время адаптированную к ним там, где это необходимо.

Глобальные организации выступают субъектами глобальной конкуренции и соперничают на мировом рынке с небольшим числом других транснациональных компаний (ТНК). Глобальная конкуренция связывает между собой конкурентные условия разных рынков, причем эффективность конкуренции в одной стране определяет позиции фирмы в других странах. Следовательно, конкурентных преимуществ глобальная компания достигает только деятельностью на всех рынках. Это конкуренция на мировом рынке и за мировой рынок.

Источниками глобальных конкурентных преимуществ фирмы, как правило, являются:

· условные сравнительные преимущества страны (стран), связанные с минимальными издержками производства или наивысшим качеством товаров, позволяющие специализироваться на производстве таких товаров и экспортировать их в другие страны;

· экономия на масштабах производства (или предоставления услуг), материально-техническое обеспечение производства, маркетинга и закупок, дополнительно достигающиеся при выходе за пределы национального рынка;

· преимущества от товарной дифференциации;

· возможность использования запатентованных технологий производства товара одновременно на нескольких национальных рынках с получением экономии в глобальном масштабе;

· мобильность производства (особенно на транспорте и в строительстве).

Майкл Портер[84] выделяет следующие стратегии международной конкуренции:

1) глобальная конкуренция в широком ассортименте товаров, направленная на конкуренцию в мировом масштабе между производителями определенного ассортимента товаров отрасли. Преимущество достигается путем проведения дифференциации или лидерства в снижении издержек;

2) глобальное сосредоточение на конкретном сегменте отрасли, на котором фирма ведет конкурентную борьбу в мировом масштабе. Выбирается сегмент, где преграды глобальной конкуренции незначительны и где положение фирмы в сегменте можно защитить от вторжения глобальных конкурентов, вырабатывающих тот же широкий ассортимент;

3) сосредоточение в национальном масштабе путем использования преимуществ отличий национальных рынков для создания сосредоточенного подхода к конкретному национальному рынку. В результате достигается или дифференциация или минимизация затрат в обслуживании потребителей национального рынка или его сегментов;

4) защищенная ниша используется в тех странах, где ограничения правительства исключают возможность глобальных конкурентов. В этом случае фирма строит свою стратегию на конкретных национальных рынках, учитывая эти ограничения.

Влияние глобализации на конкурентную среду определенной страны связывается, прежде всего, с приходом на внутренние рынки транснациональных компаний (ТНК) и является двояким. [85]

К положительным сторонам прихода ТНК следует отнести: усиление конкуренции на внутреннем рынке, заставляющей национальных производителей улучшать качество и ассортимент собственной продукции, а также создание дополнительных рабочих мест.

Отрицательной стороной деятельности ТНК является общая тенденция выносить в другие страны «грязные» производства (первичную переработку), за исключением телекоммуникаций. Кроме того, ТНК стремятся захватить рыночную власть на наиболее прибыльных и быстрорастущих рынках путем их олигополизации.

Многие ТНК вообще не стремятся создавать свои производства в стране пребывания, ограничиваясь организацией только сбытовых сетей. То есть национальный потребитель, фактически финансирует производство в других странах, где размещаются материнские предприятия ТНК.

Важен и такой момент. ТНК — это компании с достаточно сложной структурой управления. Отсюда вытекает система трансфертных цен, когда на рыночную основу ставятся отношения между различными национальными филиалами одной ТНК. Трансфертные цены определяются на основе рыночных аналогов или, если это невозможно, на основе условных оценок, ориентированных на реальные рыночные условия. Система трансфертных цен позволяет ТНК обходить разницу в налоговом и хозяйственном законодательстве различных стран, тарифной политике, что отвечает государственным протекционистским мерам. Получается, что рядом с мировым рынком, состоящим из национальных рынков отдельных стран, формируется специфический тип контролируемого ТНК рынка — внутрифирменный, который действует на основе системы трансфертных цен и влияет на конкурентные отношения национального рынка страны.

Практика международной конкуренции изобилует примерами недобросовестной конкуренции. [86]

Основными ее проявлениями (механизмами недобросовестной конкуренции) со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке являются:

демпинг;

нелегитимное субсидирование;

массированный импорт;

контрабанда («черный» импорт) и «серые» поставки товара.

Государство и предприниматели используют разные меры для защиты экономической безопасности национального товаропроизводителя.

Демпинг — ввоз на таможенную территорию государства товара по ценам ниже, чем сравнимая цена на подобный товар в стране экспорта, что наносит ущерб национальному производителю подобного товара.

Экономическими целями демпинга выступают захват большей доли рынка другого государства, вытеснение с него своих конкурентов, получение дополнительных прибылей. Следовательно, демпинг — проявление недобросовестной конкуренции со стороны производителей других стран, ведущейся ценовыми методами. Очень часто зарубежный производитель (экспортер), завоевав внутренний рынок другого государства низкой ценой, просто выжидает, когда местный товаропроизводитель прекратит свою деятельность, а затем поднимает цену.

Субсидированный импорт — это ввоз на таможенную территории страны импорта товара (товаров), который пользуется льготами от субсидии, предоставляемой для производства, переработки, транспортировки или экспорта такого товара.

Субсидия — это финансовая или иная поддержка государственными органами производства, переработки, продажи, транспортировки, экспорта, потребления подобного товара, в результате которой субъект хозяйственно-правовых отношений страны экспорта получает льготы (прибыли). Субсидии подразделяются на: легитимные и нелегитимные.

· Легитимной (законной) является субсидия, не дающая оснований для применения компенсационных мер.

· Нелегитимная (незаконная) субсидия, наоборот, дает основания для применения компенсационных мер.

Серьезным конкурентом фирмам-производителям на внутреннем рынке являются контрабандные поставки («черный» импорт) и «серый» импорт.

Контрабанда товаров — это перемещение их через национальную таможенную границу, минуя таможенный контроль или с припрятыванием от таможенного контроля, без уплаты соответствующих налогов и пошлин.

«Серый» импорт — это реализация товаров, снабженных фирменной маркой, которая осуществляется минуя авторизованные каналы дистрибуции, или импорт без разрешения производителя.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.