Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное разделение труда в условиях глобальной экономики.





 

Международное разделение труда[63] – это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке.

Развитие экономических связей между странами началось с международной торговли. Международная торговля – наиболее древняя и традиционная форма международных экономических связей. Большинство исследователей единодушны в том, что условием возникновения рынка является общественное разделение труда.

Главной причиной возникновения и развития товарообмена и развитие разделения труда между отдельными регионами и странами являются различия в обеспеченности стран ресурсами и факторами производства.

Используются различные классификации стран в мировой экономике. Различия классификаций обусловлены различиями критериев, которые применяются. Исторически сложилась следующая стандартная классификация система международного разделения труда: .

• Сраны с развитой экономикой (промышленно развитые (индустриальные);

• Развивающиеся страны (страны третьего мира);



• Страны с переходной экономикой (страны Восточной Европы и СНГ).

Экономически развитые страны условно подразделяютс на три мировых центра. Первой и ведущей мировой державой являются США, а главным фактором экономического лидерства США - лидерство в сфере научно-технического прогресса, внедрения его результатов в производство.

На долю США сегодня приходится 40% мировых затрат на НИОКР (научно-исследовательский и опытно-конструкторские работы). Удельный вес США в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет 20%. Наиболее заметно США лидируют в сфере информационных технологий. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков всех промышленно развитых стран. Кроме того, США лидируют в мировом производстве продовольствия, обеспечения, в частности, на их долю приходится более 50% мирового экспорта зерна.

В Западной Европе, втором центре экономической силы, преобладают две модели рыночной экономики: «демократический корпоративизм» и «социально-рыночная модель». Обе модели имеют много общего, поэтому между ними нет жесткой границы.



1. Демократический корпоративизм характерен для таких стран, как Швеция, Австрия. Для этой модели присуща высокая доля государственного предпринимательства в производстве товаров и услуг, в инвестициях.

2. Социально-рыночная модель в большей мере характерна для Германии. Доля государственного предпринимательства в производстве товаров и услуг, в инвестициях незначительна. Эта модель предусматривает поддержку как отдельных групп населения (молодежь, малообеспеченные), так и предпринимателей, которые не могут противостоять крупным корпорациям (малый бизнес, фермеры). Социально-рыночная модель опирается на негласный консенсус общественных и политических сил.

Экономическое развитие Западной Европы после Второй мировой войны неотделимо от процесса интеграции, охватившего всю Европу, создав современные конкурентоспособные отрасли хозяйства, повысив свой удельный вес в мировом производстве и экспорте по сравнению с США.

Третий центр международной конкуренции – Япония, где для характеристики экономической модели Японии в настоящее время используют понятие «иерархический корпоративизм».

При описании экономического развития Японии часто используют понятие «японское экономическое чудо», что подчеркивает феноменальный успех страны, которая превратилась в мировую державу с динамичной и конкурентоспособной рыночной экономикой открытого типа.

Развивающиеся страны, представляющие сегодня самую многочисленную группу (более 130 стран), существенно различающиеся по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества и т.д. Иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу.



Общими для третьих стран является:

1. Масштаб распространения бедности.

Большинство развивающихся стран характеризуется очень низким уровнем жизни населения. При этом следует учесть, что основная масса населения этих стран имеет низкий уровень жизни не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с немногочисленными богатыми группами населения в своих странах. Иначе говоря, в бедных странах есть богатые, но нет среднего класса.

2. Низкий уровень производительности труда.

3. Высокие темпы роста населения.

Наиболее явный показатель, характеризующий различия между промышленно развитыми странами и развивающимися, – это высокий коэффициент рождаемости в последних.

4. Высокий и растущий уровень безработицы. Сам по себе рост населения не является негативным фактором. Но в условиях отсутствия экономического роста и развития не создаются дополнительные рабочие места, поэтому высокий естественный прирост населения порождает избыток низкоквалифицированной рабочей силы и огромную безработицу.

5. Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.

6. Подчиненное положение, уязвимость в системе экономических отношений и международного разделения труда.

Такое положение объясняется, в том числе рядом исторических и природно-климатических факторов. Большинство развивающихся стран были в прошлом колониями в основном западноевропейских стран. Экономические структуры, социальные институты колоний создавались по образцу и подобию метрополий. Часть развивающихся стран очень богаты минеральными ресурсами (страны Персидского залива, Бразилия, Замбия), другие – очень бедные (Бангладеш, Гаити, Чад и др.).

Натуральное и товарное сельскохозяйственное производство обеспечивает занятость большей части населения. Но в 70–90-е гг. Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Малайзия, по образцу «японского экономического чуда», резко ускорили развитие обрабатывающей промышленности и фактически превратились в промышленные страны.

Страны переходной экономики. В данную группу стран включают 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Основанием для выделения данной группы стран является сходство отраслевой и, прежде всего, институциональной структуры экономики.

Абсолютное доминирование государственной собственности во всех странах определило структуру ВВП, темпы экономического роста, структура отраслей, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, которые формировались на основе государственного централизованного планирования.

Существует и ряд других классификаций, в частности по уровню обеспеченности природными ресурсами, особенно энергоносителями – «сырьевые придатки», обеспеченности трудовыми ресурсами – «всемирные сборочные цеха» и/или поставщики «дешевой рабочей силы» и т.д.

Относительно проблемы иммиграции трудоспособного населения следует особо оговориться, поскольку, по мнению Питера Ф. Друкера, снижение численности населения в развитых и богатых странах сопровождается ростом населения в соседних бедных странах третьего мира.[64]

Для США в роли стран третьего мира выступают страны Центральной Америки и Карибского бассейна, для Южной Европы "третий мир" - это Северная Африка, для Германии – Польша, Турция, Украина, для России – Казахстан, Узбекистан, Киргизия и другие страны СНГ - бывшие республики СССР, для Японии - Филиппины, Индонезия и материковые государства Юго-Восточной Азии. Пытаться преодолеть иммиграцию оттуда - все равно, что пытаться преодолеть земное притяжение.

Наибольшей остроты проблема иммиграции достигнет, пожалуй, в Японии, частью по причине самого низкого пенсионного возраста, частью из-за негибкости рынка труда, частью из-за того, что Япония никогда прежде - по крайней мере, на протяжении исторического периода, оставившего после себя письменные свидетельства, - не допускала иммиграции, ни в каком виде. И наоборот, наименее острой проблема иммиграции будет в США, потому что, во-первых, США - это страна иммигрантов, а во-вторых, рынок труда в США отличается очень высокой гибкостью.

Одной из существенных проблем является иммиграция наиболее квалифицированных трудовых кадров, подготовленных и получившим квалификацию на Родине, из третьих стран в более развитые. Это явление, получившее название «отток и/или кража мозгов», наносит серьезный ущерб национальным экономикам развивающихся стран и странам с переходной экономикой.

Выделяют три функциональных вида общественное разделение труда: общее, частное и единичное. По территориальному признаку можно выделить межрегиональное и международное разделение труда.

Международное разделение труда, как уже отмечалось, – это специализация отдельных стран на производстве товаров и услуг, создающая условия для обмена между ними.

Хронологически, можно выделить три периода, существенно различающиеся по основам конкурентоспособности (конкурентным преимуществам).

До великого промышленного переворота, международное разделение труда базировалось на различиях в обеспеченности стран природными ресурсами. После великого промышленного переворота и примерно до 70-х г.г. прошлого века – на различиях в обеспеченности капиталом. Начиная с середины 70-х годов и по настоящее время – на различиях в обеспеченности человеческим капиталом, интеллектуальном потенциале и инновациях.

Вместе с тем, существуют, и исключения из правил, которые лишь подтверждают общие закономерности. Одним из таких исключений, являются китайские компании, чей успех, в большей степени, опирается на низкие издержки, в том числе на рабочую силу. Китайские компания применяют так называемые «стоимостные инновации».

Стоимостные инновации[65] - стратегия использования китайского преимущества в процессе формирования стоимости, что позволяет совершенно иным способом предложить потребителю всего мира гораздо больше продукции по гораздо более низким ценам.

Стратегия китайских компаний, («компании – драконы» [66], по меткому замечанию Мин Цзена и Вильямсона), имеет три грани:

1) Китайские компании начинают предлагать потребителям высокие технологии по низкой цене, лишая тем самым традиционных крупных игроков возможности реализовать стратегию «снятия сливок» с высоких технологий.

Например, это рефрижераторные контейнеры (не выдержав конкуренции, японские компания прекратили их производство) – 44 процента мирового рынка, 54 процентов рынка - портовые подъемные краны, 51 процент рынка - микроволновых печей, 50 процентов рынка воздушных кондиционеров и т.д.

2) Драконы предлагают покупателям невероятный выбор стандартных товаров на массовом рынке (разнообразие по массовым ценам), подрывая способность традиционного бизнеса извлекать ценовую надбавку за разнообразие товаров и кастомизацию (изделий на заказ).

Например, компания «Goodbaby» предлагает 1600 наименований детских колясок, автомобильных сидений для детей, манежей, колыбелей и т.д., что в четыре раза превышает ассортимент ближайших конкурентов.

3) Драконы предлагают высокоспециализированные товары по небывало низким ценам, ставя их изготовление на поток и делая доступными массовому покупателю. Тем самым опровергнута идея о том, что таких изделий должно быть мало и они должны быть дорогими.

Например, это холодильники для вина – 60 процентов рынка, дешевые серверы, литиевые батареи для мобильных телефонов – 28 процентов мирового рынка, батареи для игрушек – 38 процентов и т.д.

Иными словами, суть стратегии стоимостных инноваций заключается в предложении высоких технологий, разнообразия (дифференциации) и специализированных товаров по низким ценам.

В основе этой стратегии лежат:

· Процесс бенчмаркинга (изучение лучших образцов и практик бизнеса);

· Ставка на дешевые разрушительные технологии и дешевую рабочую силу;

· Внимание к периферийным рынкам и проблемным покупателям, которые были исключены из сферы внимания традиционных игроков бизнеса;

· Повторное изобретение и использование кривой опыта;

· Использование модульности товаров и кодификации товаров;

· Поддержка государства, доступ к государственной и интеллектуальной собственности по низкой цене.

Большинство драконов начинало с создания прочных позиций на национальном китайском рынке, который фрагментарен из-за протекционистских действий провинциальных властей. Победа во внутренней конкуренции, в том числе с глобальными компаниями, создает основу для выхода на международный рынок.

В результате анализа выявляются слабые места зарубежных конкурентов, хотя бы на одном сегменте рынка, и разрабатывается стратегия устранения (разрыва цепи) конкурента.

Как правило, это тотальное снижение расходов на всех этапах при наращивании объемов производства, что позволяет закрепить стоимостное преимущества и набрать необходимый опыт. В качестве исходного сегмента для мировой экспансии китайские компании могут выбрать не приоритетные, периферийные рынки, которые во многом сходны с внутренним рынком Китая. Это – низкая покупательная способность, неразвитая инфраструктура, наличие существенной гуманитарной составляющей в бизнесе и т.д.

Кроме того, китайские компании рационализировали кривую опыта, научившись применять ее не только к производству, но и распространив ее на все стадии – к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, дизайнерским и инженерным работам, индивидуализации продукции и обслуживании покупателей. За счет такого механизма, они как бы «взламывают» глобальные рынки.

Также, открыв свою экономику, китайцы получили доступ к прямым иностранным инвестициям, к международной интеллектуальной собственности: знаниям и опыту в части как технологий, так и менеджмента. Однако, при этом они не только осваивают новые технологии, приобретая лицензии, но и используют, «реанимируя» списанные или забытые западными компаниями технологии. Не гнушаются и прямым копированием, заимствованием технологий и инноваций.

Важную роль сыграла система аутсорсинга, в рамках которой в Китае были размещены производства комплектующих для многих глобальных компаний. Осваивая производство модуль за модулем, китайские фирмы добрались до основ производства. Одновременно, такая система поставок открывает китайским драконом дорогу на мировой рынок. Как результат, типичная последовательность развития китайских компаний-драконов: докучливый выскочка – разрушитель рынка (мервик) – ведущий глобальный игрок отрасли.

Питер Друкер, в своей книге «Задачи менеджмента в 21 веке», так интерпретирует данную ситуацию.[67]

Сколько в истории бизнеса существует примеров, когда неизвестно откуда взявшаяся и никому не ведомая компания всего за несколько лет обгоняла признанных лидеров, не прилагая особых усилий. Такие случаи принято объяснять более удачной стратегией, новыми технологиями, продуманным маркетингом или экономичностью производства. Но если рассмотреть каждый случай в отдельности, то становится ясно, что новичок всегда имел еще и огромное ценовое преимущество, примерно в 30%. Причина всегда одна и та же: новая компания лучше знает свои издержки по всей экономической цепочке и больше внимания уделяет управлению именно этими издержками, а не издержками на отдельных операциях.

Снижение издержек возможно только в случае правильного разделения труда, а в основе любого разделения труда лежат специализация и кооперация.

Специализация[68] — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.

Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции.

Углубление специализации обусловлено дальнейшим разделением труда. Однородность производственной продукции обеспечивается:

· технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем;

· изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;

· выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса;

· оказанием услуг вспомогательных производств.

Преимущества специализации:

· повышает производительность труда;

· сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их качество;

· ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;

· повышает рентабельность производства.

Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит наибольшее применение в массовом производстве.

В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию. Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках мирового разделения труда. Развитие и углубление специализации стало особенно актуальным для России в рамках глобальной экономики после вступления в ВТО.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.