Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты международных экономических отношений.





 

Международный менеджмент реализуется в рамках мировой экономической системы. Для современного уровня развития всемирного хозяйства характерна глобализация и интернационализация экономики, причем в значительной мере на микроуровне. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В рубеже веков в мире действовало более 42 тыс. многонациональных предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений в большинстве стран мира.

Мировая экономика[40] – это совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товарами, услугами и международным движением факторов производства (капиталов и рабочей силы).

Непосредственные субъекты мировой экономики подразделяются на три уровня в зависимости от тех функций и задач, которые они выполняют.

1. Уровень субъектов хозяйственной деятельности, т.е. различных фирм и организаций – микроуровень.

2. Государственный уровень (макроуровень), т.е. уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне путем принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности, т.е. определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере и т.п. На этом уровне формируется внешнеэкономическая политика государства.



3. Межгосударственный уровень – т.е. уровень действия различных межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами членами этих организаций. Например, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) – межгосударственные организации; комиссия Европейского Союза, Суд ЕС – надгосударственные органы.

Следует оговориться, что к субъектам международного менеджмента относятся в основном те участники мировой и межнациональной экономики, которые относятся к микроуровню по предложенной выше классификации. Это объясняется, прежде всего, тем, что сам менеджмент относят к управлению бизнес организациями и, тем самым, управление на макроуровне учитывается только при тех аспектах, которые относятся к формированию национальной внешнеэкономической политике.



К субъектам относятся: транснациональные корпорации и многонациональные предприятия, а также другие международные фирмы, где основной вес принадлежит именно многонациональным компаниям.

Давид Е. Лилиенталь[41] определяет многонациональные корпорации (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».

Несколько другое определение, основывающееся на характеристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».

Наконец, согласно Петеру Друкеру[42] , базирующаяся в США компания может быть названа многонациональной, если «ее штаб-квартира расположена в США, но ее организация, производственная деятельность, устремления не ограничиваются пределами США, высшее руководство корпорации не замыкается на каком-то одном регионе. управленческий персонал мыслит и действует исходя из требований международного бизнеса, не ограничивая свою деятельность национальными рамками, в том числе патриотическим чувством».

Справедливым будет следующее обобщающее определение: многонациональные компании – это компании, которые осуществляют международный бизнес, размещая свои подразделения в различных странах мира с целью наилучшего обслуживания рынков, повышения эффективности и конкурентоспособности и эффективного доступа к ресурсам и факторам производства, снижения рисков.



МНК через свои зарубежные предприятия получает возможность доступа к дополнительным (возможно, более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам зарубежных стран.

Итак, термин «МНК» можно считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.

Основные принципы организации МНК следующие:

• корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

• ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

• наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;

• бессрочный характер существования МНК.

Во всемирном хозяйстве МНК оказывают влияние на экономический рост национальных хозяйств и в целом мирового хозяйства, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогресса, на рост эффективности производства.

Интернационализация бизнеса осуществляется для повышения его конкурентоспособности и есть своего рода переменные, которые рассматриваются МНК при выборе рынков, ресурсов, форм вхождения в международный бизнес:

• уровень экономического развития отдельных стран;

• природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);

• характеристики страновой демографии и культурных особенностей (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).

Велика роль МНК с точки зрения совершенствования форм менеджмента и организационных структур, систем контроля и управления маркетинговым, производственно-технологическим и кадровым потенциалом предприятия. [43]

Наряду с термином «многонациональный» в научной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий, например, «транснациональные», «глобальные», «международные».

Такая пестрота терминов отчасти объясняется тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного, так и качественного порядка. Каждый автор выделяет отдельный признак или признаки, которые он считает наиболее характерными и важными. [44]

Международные корпорации – форма структурной организации крупной корпорации (интегрированной корпоративной структуры), осуществляющей инвестирование в различные страны мира.

Существует два вида международных корпораций:

ü транснациональные корпорации (ТНК) – международные корпорации, чья головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам;

ü многонациональные корпорации (МНК) – международные корпорации, чья головная компания принадлежит капиталу двух или более стран, а филиалы находятся в разных странах.

Существуют три концепции, определяющие пути создания и развития ТНК:

· стадийного развития;

· прямых инвестиций;

· глобального развития.

Главными формами объединения (интеграции) компаний являются:

· горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и усиление рыночной власти;

· вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей безопасности снабжения сырьем и необходимыми компонентами и рынков сбыта;

· диверсификация деятельности компаний с целью более эффективного распределения рисков, приводящая к формированию конгломератов.

Рост международных прямых инвестиций отражает тот факт, что ТНК приобретают все более важную многостороннюю роль в мировой экономике. К началу века они превратились в главный двигатель мирового экономического роста. ТНК обеспечивали в последние годы 80% частных расходов всего мира на исследования и разработки. При этом они контролировали такую же долю международной торговли. Стоимость продукции, производимой зарубежными отделениями ТНК, превысила объем международной торговли.

Основные черты ТНК:

1. ТНК – активный участник международного разделения труда и способствует его развитию, т.е. формируется структура международного производства.

2. ТНК требует огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала, т.к. они проникают в наукоемкие отрасли, где ТНК стремится к монополии.

3. ТНК способствует мировому прогрессу, т.к. вкладывает огромные деньги в научно-исследовательские разработки.

ТНК наиболее активны в ведущих отраслях индустрии, формирующих базу для дальнейшего технического прогресса (общее машиностроение, электроника и электротехника, приборостроение и химическая промышленность). Именно в этих отраслях в настоящее время прежде всего развертывается новый этап НТР, связанный с быстрым развитием микроэлектронной и лазерной техники, биотехнологий, промышленных роботов и т.д. Особенно больших размеров «иностранные секторы» достигли в нефте- и газо- переработке, традиционно контролируемых крупнейшими энергетическими ТНК.

По степени участия иностранного капитала немаловажное место занимают и такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, прежде всего финансовых (банки и страхование), валютный обмен. В других крупных секторах экономики – сельское хозяйство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство – удельный вес иностранных компаний весьма незначителен.

Приток капитала из-за границы может быть использован для расширения производственного потенциала принимающей страны, т.к. ТНК организуют производство новой продукции, используют прогрессивные технологии, а также управленческий и сбытовой опыт, которые недоступны местным конкурентам. Социальное значение транснационализации, прежде всего, состоит в том, что этот процесс обеспечивает рабочими местами незанятое население, способствует росту квалификации работников в целом, способствует нормализации жизненного уровня.

К причинам возникновения ТНК относятся:

· активизация вывоза капитала;

· стремление к сверхприбыли;

· жесткая конкуренция, которая ведет к концентрации производства и капитала.

Основная роль в глобализации предпринимательской деятельности принадлежит ТНК в Северной Америке, Западной Европе и Японии. Эти три центра экономики дают 75% мирового производства, а ТНК в странах этих регионов обеспечивают выпуск 80% общего объема продукции всех ТНК во всем мире.

Транснациональные компании, появившиеся в России в после реформенное время, были ориентированы, прежде всего, на интеграцию различных предприятий и компаний стран СНГ в соответствии с «Соглашением о создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений», подписанным 15 апреля 1994 г. главами правительств всех государств СНГ.

Этот документ имел большое практическое значение поскольку, «Соглашение» содержит ряд существенных положений, среди которых можно выделить следующие:

а) условие, согласно которому деятельность транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному национальному законодательству;

б) участие в создании таких объединений в качестве учредителей государственных органов;

в) возможность предоставления этим объединениям квот, лицензий, в том числе для реализации межправительственных обязательств по поставкам товаров для государственных нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран;

г) сотрудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий различных форм собственности;

д) выпуск и размещение ими акций и других ценных бумаг, участие в совместных инвестиционных проектах.

Термин «транснациональная корпорация» (ТНК) в течение дореформенных десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим бизнес более чем в одной стране. Причем, понятия многонациональная и транснациональная корпорация рассматривались как идентичные.

В последнее время ряд ученых стали использовать его в отношении компаний, реализующих соответствующие стратегии, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокочувствительных к многонациональной внешней среде.

Следует также отметить,[45] что ранее термин «транснациональная компания» иногда использовался в отношении фирмы, образовавшейся в результате слияния двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны. Примером таких фирм являются англо-голландская компания Royal Dutch/Shell, шведско-швейцарская компания ABB.

Корпоративная интернационализация имеет много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких как машины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут производиться за пределами страны окончательной сборки этих товаров.

Другим примером корпоративной интернационализации является приобретение контрольного пакета акций или полное поглощение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной интернационализации является продажа акций и других ценных бумаг на зарубежных рынках капиталов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.