Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы внутрегрупповых факторов коммуниуации.





Групповая и массовая коммуникации (типы и характеристики групп; роли индивида; стадии групп; лидер, типы и характеристики лидера; специфика массовой коммуникации, ее отличие от групповой).

Свойство индивидов — объединяться в группы или массы.

Основные признаки групп: 1) общие интересы членов группы; 2) коммуникация между членами.

Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами, группа не может сформироваться.

Основные типы групп — семейные, неформальные, формальные.

1) Семейная группа — это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть).

2) Неформальная группа — дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная.

3) Формальная группа — это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений).



Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа.

Характеристики группы:

1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными);

2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не создают группы, например, толпа на автобусной остановке);

3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной и гарнизонной службы, Устав КПСС, Моральный кодекс строителя коммунизма);

4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум). Эти роли могут меняться со временем и развитием члена группы как личности (напр., продвижение по службе).



В рамках группы каждый из членов обладает определенным статусом (начальник — подчиненный, лидер — ведомый, и т.п.). Роль каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.).

Основными целями объединения в группы могут являться: 1) Достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против; 2) Получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности.

Одним из главных дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными.

Три основные характеристики внутригрупповой коммуникации — роли, нормы и лидерство.

Роли — это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций); сценарий поведения (написанный родителями, учителями, друзьями, товарищами по партии и т.п.).

Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии. (Термин роль заимствован из сферы драмы и означает ‘отрезок текста’.)

Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей.

Согласно Димблби и Бертону можно выделить следующие виды ролей:

1) Возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик).

2) Половые (ярко проявляются при нарушении обычных характеристик роли, например, — объятия и поцелуи у мужчин и женщин, и традиционный троекратный поцелуй у бывших коммунистических лидеров).



3) Классовые роли. Общепризнано, что существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса).

По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),

4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).

Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или — личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член.

Основа формирования группы — взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков (по Матуране).

Лидером называется член группы, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним.

Лидер обладает неформальной властью в группе, в отличие от официального руководителя. В одной группе могут быть несколько лидеров. Кроме того, они могут меняться. Управление группой осуществляется через лидеров. Один и тот же лидер может себя вести в группе по-разному.

Различают следующие типы лидеров:

1) авторитарный — лидер, для которого характерны следующие особенности поведения по отношению к подчиненным: властность, стремление единолично принимать все решения, навязывать другим свое мнение, оказывая при этом на них психологическое воздействие; игнорирование их как личностей, избегание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, использование приказов и подчинений как основных методов работы.

2) демократический — преобладание уважение к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим — с просьбами и советами, а не с приказами и распоряжениями.

3) либеральный — тип лидерства, когда руководитель предоставляет подчиненным полную свободу действий, когда наблюдается отсутствие любого контроля, когда подчиненные наделяются полномочиями и принятиями любых решений (вплоть до снятия лидерства лидера).

4) бюрократический — предпочтение отдается формально-бюрократическим методам руководства, т.е. власть и авторитет поддерживается бюрократическими методами.

5) лидер мнений — человек, к мнению которого больше всего прислушиваются остальные.

6) номинальный лидер — человек, который возглавляет группу лишь формально, но к его мнению не прислушиваются. Вместо него группой или руководит другой, или не руководит никто.

7) лидер, ориентированный на людей — лидер, для которого главным в деятельности является благополучие составляющих группу людей.

8) ориентированный на работу — лидер, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед группой задачи.

9) харизматический лидер — лидер, наделенный от природы лидерскими качествами.

10) ситуационный лидер — лидер, становящийся таковым на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Типология лидеров определяется по предпочитаемому ими стилю лидерства. Кроме того, стилю лидерства дают характеристику в соответствии с личностными особенностями, которые он демонстрирует в общении с людьми. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. В последнее время стали различать еще такие стили лидерства, как комбинированный и гибкий.

Комбинированный лидер — лидер, использующий в руководстве группой элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).

Гибкий лидер — лидер, использующий комбинацию трех основных стилей руководства, но все время — в зависимости от обстоятельств — преобладает какой-то один.

Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы).

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

1) Взаимное признание статусов участников группы;

2) Публичная оценка достижения других;

3) Умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

4) Умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями.

5) Умение предложить нужную информацию и идеи группе;

6) Умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть другого).

7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;

8) Умение интегрировать различные идеи и информацию;

9) Умение предложить план совместных действий.

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.