Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная регистрация в сфере предпринимательской деятельности.





Тема 4. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.

План.

Понятие и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Отдельные формы государственного регулирования предпринимательства:

- государственная регистрация в сфере предпринимательства;

- лицензирование в сфере предпринимательства;

- государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности:

- налогообложение в сфере предпринимательской деятельности;

- государственное регулирование ценообразования;

- осуществление государственного надзора (контроля) за предпринимательской деятельностью.

Понятие и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Рыночная экономика представляет собой саморегулирующуюся систему, развивающуюся по своим собственным законам. Государство, как особая форма публичной власти, формирует экономическую политику и проводит, воздействуя на поведение субъектов экономической жизни, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.



Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики.

В наиболее общем виде цель воздействия государства на хозяйственную деятельность можно определить как достижение баланса публичных и частных интересов в экономике.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;



3) решение макроэкономических проблем:

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

На разных этапах развития государства и экономики, в зависимости от целей, которые предполагается достичь в процессе государственного регулирования, степень государственного вмешательства в саморегулируемые экономические процессы может быть различна.

Конкретные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности можно подразделить на группы в зависимости от различных оснований.

1. Так, по степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях хозяйства или сегментах рынка возможно выделение максимального, среднего и минимального уровней (режимов) государственного регулирования экономики.

Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий.

Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

2. В зависимости от территории, на которой реализуется государственное воздействие, выделяют государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта федерации, автономной области и автономных округов.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется различными методами, которые в зависимости от характера и степени регулирующего воздействия можно подразделить на прямые и косвенные.



Прямые методы государственного регулирования имеют место тогда, когда воздействие на поведение субъекта предпринимательской деятельности производится «напрямую», непосредственно административными мерами уполномоченным государственным органом.

Прямыми методами государственного регулирования хозяйственной деятельности являются, в частности, государственная регистрация, лицензирование, императивные предписания совершения каких-либо действий или запрещение совершения каких-либо действий, установление определенных ограничений, например, квот на ввоз-вывоз товара, осуществление государственного надзора и контроля, применение мер государственного принуждения и пр.

Косвенные методы государственного регулирования представляют собой не административные, а экономические меры и способы воздействия на поведение субъектов хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день в развитом правовом государстве косвенные, экономические, методы должны, несомненно, превалировать в регулировании экономических процессов и хозяйственной деятельности. Они направлены, как правило, на формирование предпосылок и условий, которые повлекут за собой определенное поведение субъектов предпринимательской деятельности, сделают такое поведение «выгодным» для них.

Основные формы государственного воздействия на современную российскую экономику:

- государственная регистрация в сфере предпринимательства;

- лицензирование в сфере предпринимательства;

- государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности:

- налогообложение в сфере предпринимательской деятельности;

- государственное регулирование ценообразования;

- осуществление государственного надзора (контроля) за предпринимательской деятельностью и другие.

Большое значение с 80-х гг. XX в. приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

 

 

Отдельные формы государственного регулирования предпринимательства.

Государственная регистрация в сфере предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных

предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Федеральным законом.(подробно см. Тему 3 субъекты ПП)

2. Лицензирование в сфере предпринимательства.

В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ.

Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность и в юридической литературе в основном трактуется с учетом этого. С одной стороны, лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой — осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 2 следующим образом определяет лицензию:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа. Сроки действия и порядок предоставления лицензии см. ст. 6,7,8 ФЗ.

Лицензионное производство складывается из ряда следующих друг за другом процессуальных действий, связанных с получением лицензии на определенный вид деятельности. Порядок получения лицензии См.: Ст. 9, 10 ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Основные принципы осуществления лицензирования ст. 3 ФЗ.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

 

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности (МВД, ФМС, МЧС и другие); См.: Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 10.12.2010) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Конкретные лицензионные требования и условия см. ст. 17.1 ФЗ.

Контроль пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде выявления лицензирующими органами допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий. Осуществлением надзора в соответствии с действующим лицензионным законодательством занимаются лицензирующие органы в пределах их компетенции. Особенности проведения лицензионного контроля см. Ст. 12 ФЗ.

 

3. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.

Государственное прогнозирование и планирование развития экономики вообще, и предпринимательской деятельности в частности, является одним из важнейших косвенных средств государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Исследователи выделяют государственное директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей.

Индикативное планирование — это установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

Правовой основой осуществления государственного планирования и прогнозирования является Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.09.1999 г.), определяющий цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Система государственных прогнозов состоит из прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Он подлежит опубликованию. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.