Государственная регистрация в сфере предпринимательской деятельности.
Тема 4. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности.
План.
Понятие и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
2. Отдельные формы государственного регулирования предпринимательства:
- государственная регистрация в сфере предпринимательства;
- лицензирование в сфере предпринимательства;
- государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности:
- налогообложение в сфере предпринимательской деятельности;
- государственное регулирование ценообразования;
- осуществление государственного надзора (контроля) за предпринимательской деятельностью.
Понятие и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Рыночная экономика представляет собой саморегулирующуюся систему, развивающуюся по своим собственным законам. Государство, как особая форма публичной власти, формирует экономическую политику и проводит, воздействуя на поведение субъектов экономической жизни, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики.
В наиболее общем виде цель воздействия государства на хозяйственную деятельность можно определить как достижение баланса публичных и частных интересов в экономике.
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
- установление денежной системы;
- установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
- объем национального производства;
- пропорциональность развития экономики;
- темпы экономического роста;
- внешнеэкономический баланс страны;
- уровень занятости трудоспособного населения страны;
- социальная защита.
На разных этапах развития государства и экономики, в зависимости от целей, которые предполагается достичь в процессе государственного регулирования, степень государственного вмешательства в саморегулируемые экономические процессы может быть различна.
Конкретные виды государственного регулирования предпринимательской деятельности можно подразделить на группы в зависимости от различных оснований.
1. Так, по степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях хозяйства или сегментах рынка возможно выделение максимального, среднего и минимального уровней (режимов) государственного регулирования экономики.
Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий.
Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
2. В зависимости от территории, на которой реализуется государственное воздействие, выделяют государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта федерации, автономной области и автономных округов.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется различными методами, которые в зависимости от характера и степени регулирующего воздействия можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования имеют место тогда, когда воздействие на поведение субъекта предпринимательской деятельности производится «напрямую», непосредственно административными мерами уполномоченным государственным органом.
Прямыми методами государственного регулирования хозяйственной деятельности являются, в частности, государственная регистрация, лицензирование, императивные предписания совершения каких-либо действий или запрещение совершения каких-либо действий, установление определенных ограничений, например, квот на ввоз-вывоз товара, осуществление государственного надзора и контроля, применение мер государственного принуждения и пр.
Косвенные методы государственного регулирования представляют собой не административные, а экономические меры и способы воздействия на поведение субъектов хозяйственной деятельности.
На сегодняшний день в развитом правовом государстве косвенные, экономические, методы должны, несомненно, превалировать в регулировании экономических процессов и хозяйственной деятельности. Они направлены, как правило, на формирование предпосылок и условий, которые повлекут за собой определенное поведение субъектов предпринимательской деятельности, сделают такое поведение «выгодным» для них.
Основные формы государственного воздействия на современную российскую экономику:
- государственная регистрация в сфере предпринимательства;
- лицензирование в сфере предпринимательства;
- государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности:
- налогообложение в сфере предпринимательской деятельности;
- государственное регулирование ценообразования;
- осуществление государственного надзора (контроля) за предпринимательской деятельностью и другие.
Большое значение с 80-х гг. XX в. приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Отдельные формы государственного регулирования предпринимательства.
Государственная регистрация в сфере предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Федеральным законом.(подробно см. Тему 3 субъекты ПП)
2. Лицензирование в сфере предпринимательства.
В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ.
Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность и в юридической литературе в основном трактуется с учетом этого. С одной стороны, лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой — осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (ред. 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 2 следующим образом определяет лицензию:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа. Сроки действия и порядок предоставления лицензии см. ст. 6,7,8 ФЗ.
Лицензионное производство складывается из ряда следующих друг за другом процессуальных действий, связанных с получением лицензии на определенный вид деятельности. Порядок получения лицензии См.: Ст. 9, 10 ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Основные принципы осуществления лицензирования ст. 3 ФЗ.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:
утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;
определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности (МВД, ФМС, МЧС и другие); См.: Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 10.12.2010) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";
устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Конкретные лицензионные требования и условия см. ст. 17.1 ФЗ.
Контроль пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде выявления лицензирующими органами допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий. Осуществлением надзора в соответствии с действующим лицензионным законодательством занимаются лицензирующие органы в пределах их компетенции. Особенности проведения лицензионного контроля см. Ст. 12 ФЗ.
3. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.
Государственное прогнозирование и планирование развития экономики вообще, и предпринимательской деятельности в частности, является одним из важнейших косвенных средств государственного регулирования хозяйственной деятельности.
Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Исследователи выделяют государственное директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей.
Индикативное планирование — это установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.
Правовой основой осуществления государственного планирования и прогнозирования является Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изм. от 09.09.1999 г.), определяющий цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Система государственных прогнозов состоит из прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Он подлежит опубликованию. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|