Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль государственной политики в привлечении иностранных инвесторов





 

Инвестиционная политика - это совокупность методов и приемов, направленных на решение задач, связанных с накоплением и использованием капитальных вложений, обеспечивающих экономический рост и повышение на этой основе благосостояния населения[5]. В самом общем виде инвестиционная политика государства призвана стимулировать сбережения предприятий и населения и превращать их в инвестиции.

В России инвестиционная политика государства должна основываться на использовании исторически сложившегося мощного государственного сектора, традиционной склонности населения к сбережениям, и приоритетном развитии социальных процессов. В России накоплен огромный творческий потенциал, его использование может явиться главной движущей силой социально-экономического развития.

Основные цели инвестиционной политики России заключаются в следующем:

- перевод структурного кризиса в управляемый процесс модернизации производства на основе массового внедрения перспективных нововведений и обновления научно-технического потенциала;

- оптимизация соотношений между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли;



- перераспределение капитальных вложений в пользу отраслей, обеспечивающих повышение благосостояния народа, ускорение научно-технического прогресса;

- развитие социальной инфраструктуры.

В целом инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы перенести центр тяжести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, осуществить их оснащение новейшими технологиями и преобразовать управление, основанное на рыночных принципах хозяйствования.

Обычно при реализации государственной инвестиционной политики выделяется три главных направления:

- увеличение накоплений на основе развития отечественного производства, сокращение издержек, увеличение емкости внутреннего рынка, ликвидация убыточных предприятий;

- превращение имеющихся сбережений населения в инвестиции путем использования налоговой системы, формирования эффективного и контролируемого рынка капиталов; снижения инвестиционных рисков; улучшения климата для зарубежных инвесторов;



- создание нового механизма использования инвестиций, включая инвестиционные фонды, лизинговые фирмы, проектно-строительные корпорации.

Инвестиционная политика должна строиться таким образом, чтобы стимулировать сбережения предприятий и населения, и превращать их в инвестиции.

При этом в сфере инвестиционного сотрудничества Правительство РФ разрабатывает и реализует следующую государственную политику:

- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ;

- разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

- определяет меры по контролю деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

- утверждает перечень приоритетных ИП;

- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; привлекает ивестиционные кредиты на финансирование ИП федерального значения;

- контролирует подготовку и заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

- контролирует подготовку и заключение международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства можно выделить следующие[6]:

1. Предоставление государственных гарантий. Они могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами, принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованных в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным инвесторам гарантии возврата всей суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты и других непредвиденных обстоятельств). Важная разновидность гарантий - гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репатриации капитала.



2. Страхование зарубежных инвестиций. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентствами. Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков (она составляет, как правило, до 1% суммы инвестирования). Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.

3. Урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирование может быть осуществлено как на основе национального законодательства принимающей капитал страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора, так и на основе международного арбитража.

4. Исключение двойного налогообложения. Суть этой формы поддержки инвестиций состоит в следующем. Если данная корпорация оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее прибыль своим национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

5. Административная и дипломатическая поддержка. Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов. Правительства этих стран ведут переговоры с правительствами зарубежных государств о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных (отечественных) инвесторов. Торговым представительствам стран за рубежом, аппаратам экономических советников посольств вменяется в обязанности поддерживать «своих» инвесторов и создавать им необходимые благоприятные условия для инвестиционной деятельности.

Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом страны. Инвестиционная привлекательность конкретной страны определяется целым комплексом параметров. Обычно их структурируют в двумерную матрицу «риски - возможности (доходность)» и называют инвестиционным климатом.

Инвестиционная привлекательность страны определяется состоянием сложившегося инвестиционного климата, позитивно или негативно влияющего на инвесторов. Благоприятный инвестиционный климат внутри страны устанавливается при доверительном отношении юридических и физических лиц к государству, а за рубежом оценивается рейтингом, определяемым международными агентствами с помощью специальных методик расчёта, учитывающих существующий потенциал развития и возможные риски для инвесторов.

На инвестиционный климат страны оказывают влияние:

1. политическая стабильность;

2. развитость рыночных отношений;

3. законодательная база;

4. природные ресурсы;

5. квалификация персонала;

6. цена рабочей силы;

7. ёмкость внутреннего рынка.

Инвестиционный климат страны включает объективные возможности страны (инвестиционный потенциал), условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск) и законодательную базу, которая аккумулирует две предыдущие составляющие.

Многие рейтинговые исследования выделяют два слагаемых инвестиционного климата: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Как правило, в международной практике комплекс показателей общего инвестиционного климата страны оценивается в баллах, сумма которых дает представление о его состоянии на определенный момент.

 

Таблица 1.2 Анализ общего инвестиционного климата страны, принимающей иностранные инвестиции (обобщенные методики Запада)[7]

Оцениваемые факторы Оценка факторов, в баллах
1. Оценка политической стабильности: 2-18
- очень стабильна в долгосрочной перспективе
- стабильна в долгосрочной перспективе
- сильные политические трения
- непрекращающиеся беспорядки
- высокая вероятность смены режима
2. Оценка экономической стабильности: 0-16
- стабильный и быстрый рост
- стабильный и умеренный рост
- низкие темпы роста экономики и инфляции
- экономическая стагнация и высокий уровень инфляции
- экономический крах
3. Оценка валютной стабильности: 2-14
- свободно конвертируемая стабильная валюта
- свободно конвертируемая и сравнительно стабильная валюта
- слабеющая валюта
- ожидаемое неизбежное обесценение валюты
- гиперинфляция и последующая девальвация
4. Условия перевода капиталов и прибылей: 2-12
- свободный перевод, не требующий предварительного разрешения
- свободный перевод с предварительным разрешением
- ограничения и задержки в переводе
- жесткий валютный контроль
- активное блокирование переводов
5. Защита технологии: 2-10
- сильная защита патентов и товарных знаков
- сильное, но противоречивое патентное законодательство
- защита при условии регистрации патента или товарного знака в данной стране  
- слабая защита
- отсутствие защиты
6. Отношение к иностранным инвестициям: 0-10
- очень положительное в условиях ориентации на развитие рыночной экономики  
- положительное отношение плюс льготы
- незначительное поощрение иностранных инвестиций
- допущение лишь отдельных типов иностранных инвестиций
- полное неприятие иностранных инвестиций
7. Ограничения и льготы для иностранных инвестиций: 2-12
- очень либеральное и положительное отношение
- отношение избирательно положительное
- отношение избирательно ограничительное
- существенные ограничения на иностранную собственность, перевод капиталов и прибылей
8. Факторы социально-культурного взаимодействия: 0-8
- открытая социокультурная среда
- умеренно открытая социокультурная среда
- избирательно открытая социокультурная среда
- «эгоцентричная» культура, требующая налаживания комплексного социокультурного взаимодействия  
- открыто враждебное отношение ко всему иностранному
Итого возможная сумма баллов каждой страны 2-100

 

В соответствии с данной методикой страна, набирающая максимальную сумму баллов по используемым показателям, имеет наиболее благоприятный инвестиционный климат.

По существующим критериям в настоящее время Россия стратегически относится к государствам со средним уровнем достигнутого экономического развития и умеренными инвестиционными рисками.

Инвестиционный климат в России является сложным. Своеобразный парадокс инвестиционного процесса в нашей стране состоит в том, что если во многих странах мира приток иностранных инвестиций обычно следует за притоком отечественных, то в России наоборот. Кроме того, отмечается некоторое снижение отечественных инвестиций при увеличении иностранных. Основной причиной этого являются различия в налоговой политике по отношению к национальным и зарубежным инвесторам. Именно поэтому национальным инвесторам нередко экономически выгодно через офшорные юрисдикции инвестировать капитал в Россию из-за рубежа уже в качестве иностранной компании.

Правовая, экономическая, политическая нестабильность, не всегда эффективная налоговая система, которая объясняется непредсказуемостью и жесткостью, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвесторов - все это вынуждает иностранных партнеров зачастую ограничиваться простыми поставками товаров вместо развития их производства в России.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.