Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые психологические школы изучения личности





Психологические теории личности

Понятие о личности в психологии.Рассмотрим сначала ряд понятий — «чело­век», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуаль­ного бытия человека.

Человек — это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени разви­тия живой природы — к человеческому роду.

В понятии «индивид» выражена родовая принад­лежность человека, то есть любой человек (и новорож­денный, и взрослый на стадии дикости, и высокооб­разованный житель цивилизованной страны) — это индивид. Но, появившись на свет как индивид, чело­век постепенно приобретает особое социальное ка­чество, он становится личностью.

Личность — это важнейший социальный признак человека. Если человек — носитель самых разных свойств, то лич­ность — это основное его свойство, в котором про­является его общественная сущность. Личность выра­жает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, куль­туре, науке и т.д.

В понимании С. Л. Рубинштейна личность — это основная психологическая категория, определяемая через три­единство: чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (его способности, дарования) и, наконец, что есть он сам (какие из тенденций, установок и способов поведения закрепились в его характере).



Личность — это всегда индивид, но индивид не всегда является личностью. Для того что­бы стать личностью, индивид должен развить в себе тот природ­ный потенциал, который заложен в нас генетически. Это проис­ходит только в условиях социальной общности, в процессе обще­ния и деятельности, на основе реализации психологического принципа единства сознания и деятельности.

Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, особенностях эмоционально-волевой сферы, в способностях и ин­дивидуальном стиле деятельности, в качестве и интенсивности по­знавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание).



Некоторые психологические школы изучения личности

Управленческая психология осмысливает раз­личные подходы к пониманию человеческой личности: психоана­лиз, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология, когнитивная психология.

Психоанализ (Фрейдизм) основывается на теорииавстрийского учёного Зигмунда Фрейда (1856—1939), сформулировавшего психологи­ческую концепцию о том, что личность человека состоит из трех структур или уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

«ОНО» — бессознательная часть психики, био­логически врожденные инстинктивные влечения: агрессивные и сексуальные. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье - главные цели в жизни человека.

Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего рав­новесия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии по­стоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения.

Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

«СВЕРХ-Я» служит носителем реальных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль крити­ка, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит дей­ствие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытыва­ет наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.



Таким образом, опираясь на научные данные и анализ соб­ственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рацио­нальное мышление, но и иррациональные проявления его психи­ки. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влече­ниях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, преж­де всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937). В соответствии со взглядами А.Адлера, формирование характера лица происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период человек переживает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают комплекс неполноценности, служащий основой внутренних конфликтов личности.

Адлер, раскрывает два пути преодоления (то есть компенсации комплекса неполноценности) таких конфликтов. Во-первых, это развитие "социального чувства", социального интереса. Развитое "социальное чувство" в конце концов обнаруживается в интересной работе, нормальных отношениях и т.п. Неразвитое социальное чувство имеет разные отрицательные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение преимущества над другими. Компенсация комплекса неполноценности с помощью стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления:

а) адекватная компенсация, если его содержание отвечает социальным интересам (спорт, музыка, творчество и т.п.);

б) надкомпенсация, если происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеет ярко выраженный эгоистический характер (жадность, равнодушие и т.п. );

в) мысленная компенсация, если комплекс неполноценности компенсируется болезнью, обстоятельствами или другими факторами, не зависимыми от субъекта.

Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961). К.Юнг в объяснении внутренних конфликтов исходит из признания конфликтной природы установки личности. Он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из наиболее убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Главным в типологии Юнга является направленность - экстраверсия или интраверсия. Именно она определяет установку личности, которая в конце концов и обнаруживается во внутреннем конфликте.

Так, экстраверт, прежде всего, ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир соответственно внешнему, интраверт же погружён в себя. Для него самое главное - мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Экстраверт более склонен к внутреннему конфликту, чем интраверт.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), или психология поведения, появился в США в начале прошлого века. Его основа­тель Джон Уотсон (1873—1958) сформулировал кредо бихевиориз­ма: «Предметом психологии является поведение». Бихевиоризм предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. он предлагает изучать поведение других людей, т.е. как человек реагиру­ет на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S-R (стимул-реакция).

Формула «сти­мул-реакция», S-R, являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффек­та Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.), поведение человека вытекает чаще всего из положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать прежде всего отрицательного подкрепления (наказания, боли и т.п.).

Если бихевиористы огра­ничиваются изучением реакции организма на внешние раздражи­тели — стимулы и, по сути, игнорируют сами психические про­цессы, то представители гештальтпсихологии(от нем. Gestalt — форма, организация, вид, образ), прежде всего немецкие психо­логи Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келлер (1887-1967), К. Левин (1890—1947), главное внимание обращают на внутрен­нюю психическую деятельность человека. В психологии понятие «гештальт» употребляется в смысле «организационного целого», целостной структуры, свойства которой не сводятся к сумме свойств её частей.

Характерными идеями гештальтпсихологии являются:

· идея образа как целостного представления;

· идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов;

· идея ассимиляции и контраста, используемая при характе­ристике восприятия человека человеком.

Экспериментально гештальтпсихология исследовала процессы психических образований при восприятии и мышлении. Разрабо­танная К. Левиным динамическая теория личности исследовала по­требности, аффекты (эмоции), волю человека.

Когнитивный(лат. cognitio — знание, познание) подход к лич­ности выступает против бихевиористских представлений о человеке. Когнитивная психология как научная школа оформилась в США в середине 60-х годов. Видными представителями её являются У. Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллекту­альных или мыслительных процессов на поведение человека. Со­гласно основным идеям когнитивной психологии любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпре­тировать, предвидеть и контролировать мир своих личных пережи­ваний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и стро­ящий предположения о будущем.

Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпрети­руют его по-разному. Разница состоит в том, что люди интерпре­тируют события под разным углом зрения.

Предмет исследования когнитивной психологии составляют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, речь, мышление, интеллект.

В обобщенном виде основные направления изучения личности человека представлены следующим образом:

Направление психологии Предмет исследования
Бихевиоризм Поведение
Фрейдизм Бессознательное
Гештальтпсихология Целостные структуры психики
Гуманистическая психология Личность Индивидуальность
Когнитивная психология Познавательные процессы

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.