Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Анализ судебной речи «Дело об убийстве иеромонаха Иллариона.





Судебная речь по делу об убийстве иеромонаха Иллариона.

«Дело об убийстве иеромонаха Иллариона» является обвинительной речью и состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении обвинитель стремится вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием; установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие; психологически подготовить слушателей к восприятию содержания главной части речи.

Для этого обвинитель во вступлении дает краткое описание картины преступления, что облегчит переход к главной части речи: «Господа судьи, господа присяжные заседатели! 10-го января нынешнего года отец Илларион, иеромонах Александро-Невской ливры, был найден в своей келье окончившим жизнь насильственным образом от чужой руки ... В самом деле, вглядевшись в дело, вы увидите, что сознание подсудимого далеко не чисто, что в нем есть некоторые примеси и что, во всяком случае, он говорит не полную правду, заявляя па суде, что показывает одну истину как перед богом и перед начальством, так и перед вами».

Основная задача главной части обвинительной речи - изложение и обоснование позиции государственного обвинителя, который доказывает, что деяние имело место, в совершении которого обвиняется подсудимый «...смотрят в щелку, видят ноги, думают, что с ним дурно, посылают за доктором, отворяют дверь и находят, что он мертв, убит...»; доказывает, что это деяние совершил подсудимый: «Когда агент сыскной полиции явился на станцию, то нашел подсудимого «гулящим», нетрезвым и прячущимся; на нем оказались панталоны и жилет покойного отца Иллариона, а в кармане панталон золотые монеты, в том числе двадцатифранковые; у брата его найдены часы покойного, а у него самого другие, также принадлежащие отцу Иллариону. Он путается, он испуган, у него ранена рука. Его берут. Что он может сказать, какое дать объяснение? Ему остается только одно - сознание»



Обоснованию правильности своей позиции обвинитель использует в обвинительной речи такие элементы:

1. Изложение фактических обстоятельств дела: «Выбрано именно то время, когда по монастырским обычаям, в коридоре никого не было. В коридоре было всего шесть келий: одну занимал монах Григории: а в двух других жили два приезжих архимандрита, две были в тот день пустые, а в одной жил отец Илларион...»



2. Анализ и оценка доказательств, исследованных в ходе судебного следствия: «Затем посмотрите с нравственной стороны па последующие действия подсудимого. Он убил внезапно, убил, сам не зная, как и для чего, его «грех попутал», но, тем не менее, он пролил потоки крови по всей квартире, истерзал старика, вырвал у него по клочьям в долгой и озлобленной борьбе всю бороду, и, наконец, порешил с ним...»

3. Обоснование юридической квалификации преступления: «Я думаю, однако, что это не так, что мысль об убийстве явилась вовсе не внезапно, что он имел возможность в течение некоторого времени оценить и взвесить ее, или изгнить ее из своей головы, или удержать - и избрал последнее»

4. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего: «Для того необходимо рассмотреть вкратце обстановку дела и прежде всего взглянуть на личность потерпевшего от преступления...

Подсудимый служил стрелочником в Окуловке, службу свою он там оставил, остался без работы и затем приехал в Петербург, сказав, домашним, что едет искать места...»

В заключение своей речи обвинитель стремимся окончательно убедить судей в правильности и справедливости своей позиции; напоминает им наиболее важные результаты судебного следствия; подводит итоги процесса: «Я обвиняю подсудимого Михайлова в том, что он совершил преступление с обдуманным заранее намерением. Подсудимый хочет доказать, что оно совершено внезапно, без предумышления. Кто из нас прав - решит ваш приговор...»



В «Деле об убийстве иеромонаха Иллариона» используются языковые средства различных стилей: официально-делового, разговорно-бытового.

Ясность речи обвинителя достигается использованием общеупотребительных слов и выражений,

В «Деле...» используется деловая терминология (с обдуманным заранее намерением, без предумышления, вступить в сделку, неотразимых фактов, акт осмотра...), также отглагольные существительные (наказание, убийство, представители, показания, проверка...).

Здесь используются причастные и деепричастные обороты, способствующие краткости изложения (В самом деле, вглядевшись в дело, вы увидите, что сознание подсудимого далеко не чисто, что в нем есть некоторые примеси и что, во всяком случае, он говорит не полную правду, заявляя на суде, что показывает одну истину как перед богом и перед начальством, так и перед нами.). Используются страдательные конструкции:

«Затем обстановка убийства также довольно ясна: убийство совершено колющим оружием, нанесен ряд очень сильных ран, вызывающих обильное истечение крови, повлекшее смерть, и как удостоверяет осмотр ран, нанесены они человеком, подошедшим сзади» Также используются конструкции с так называемым расщепленным сказуемым: «10-го января нынешнего года отец Илларион, иеромонах Александро-Невской лавры, был найден в своей келье окончившим жизнь 'насильственным образом от чужой

руки».

Текст «Дела...» непринужденный, экспрессивный с выражением субъективного отношения к излагаемому. В тексте используется разговорно-бытовая лексика «во всем своем безобразии», «должен овладеть ужас», «поднимется беспокойство», «балясина» и т.д. Встречаются слова с эмоционально-экспрессивной окраской: «ножичек», «страшное место», «капельки крови...»,встречается устойчивое словосочетание «грех попутал».

В «Деле..» встречаются предложения с междометиями, частицами, вводными словами и предложениями, обращениями: «Вы, представители суди в настоящем деле, не можете быть орудием ни в чьих руках; не можете, поэтому быть им и в руках подсудимого и решить дело согласно одним только его показаниям, идя по тому пути, по которому он вас желает вести...»

Для обеспечения эффективного решения всех задач, связанных с процессом убеждения, образные средства в «Деле...» сочетаются с риторическими фигурами.

К риторическим фигурам относятся речевые повторы, антитеза, предупреждение, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, неожиданный перерыв мысли и умолчание.

В речи обвинителя часто встречается речевой повтор: «Когда отец Илларион лежит рядом - умирающий, истекающий кровью, подсудимый снимает с себя всю одежду, сжигает ее в печке, надевает одежду своей жертвы, - затем уносит свечку и ставит ее в спальню..,», «...затем совершающего там убийство и спокойно переменяющего белье, вытирающего руки и выбирающего имущество отца Иллариона, а то время, когда рядом с ним. тот умирает израненный и истерзанный..»

Вопросно-ответный ход: «Какое отношение может иметь к нему отец Илларион, этот замкнутый человек, не интересующийся даже тем, что делают более близкие ему, окружающие его лица? Никакого»

Встречаются риторические вопросы: «Не указывает ли это на то, что подсудимый был на этом чердаке, что было удобно сделать, тем более что чердак никем не посещался и о нем даже не все знали, как заявил об этом свидетель Яков Петров».

Антитеза: «Он говорит, что сам защищался против того ножа, что он вырывал его. Это не так, потому, что раны, которые образовались от вырывания ножа на руках, находились у отца Иллариона, а не у подсудимого»

Итак, выразительность (экспрессивность) речи досчитается при помощи структурных элементов речи: речевых фигур, образных средств речи (сравнения, эпитета, иронии и других тропов) и эстетически совершенного стиля речи.

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность.

П. Сергеич. Искусство речи на суде

…нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.

А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры

…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов. Хорошая новость

Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума.

K.П. Луцкий. Судебное красноречие

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка.

Г.А. Золотова. Слово и штамп

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.