Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава II. Эмпирические исследования отношений детей и родителей.





2.1Исследование родителей:

Анкета для родителей

Анкета для родителей была разработана для того, чтобы выявить возраст родителей, длительность заключения брака, так как в моем исследовании могут участвовать родители, не достигшие тридцати лет и стаж семейной жизни не должен превышать восемнадцати лет. Далее при помощи анкеты мы выявили состав семьи, а так же совместное проживание семьи с бабушками и дедушками, так как это, в свою очередь, играет большую роль в воспитании детей.

 

Тест Варга — Столина

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) — это психодиагностический инструмент для выявления отношения родителя к ребенку, авторы этой методики А. Я. Варга, В. В. Столин.[44] Эта методика состоит из 5-ти шкал.

1. «Принятие - отвержение» Эта шкала представляет собой эмоциональное отношение к ребенку. И содержит в себе два полюса:

ü Родительское уважение к ребенку, то есть принятие его таким, каков он есть.

ü Родительское неуважение к ребенку, то есть родители, как правило, отвергают ребенка

2. Эмпатия со стороны родителей по отношению к ребенку: Эта шкала представляет собой заинтересованность родителей в планах ребенка.



3. Гиперопека: Эта шкала представляет собой тревогу за ребенка, восприятие его малышом, который еще только начинает ходить.

4. «авторитарная гиперсоциализация» Эта шкала представляет собой требования от ребенка дисциплинированности и послушности. Тип авторитарного родительского отношения.

5. «маленький неудачник» Эта шкала представляет собой постоянный контроль над действием ребенка.

 

Исследование детей

· Анкета для детей.

При помощи анкетирования с детьми устанавливаем контакт, а также выясняем эмоциональное отношение к членам их семей, реальный состав семьи.

 

1. С кем ты живешь? 8. Если ты захочешь новую игрушку, шоколадку, родители их сразу купят?
2. Тебе нравиться проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой? 9. Если тебя кто-нибудь обидит или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?
3. Твои родители часто разговаривают с тобой? 10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресение?
4. Как они разговаривают: ласково или ругаются? 11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или играете в выходные дни?
5. Тебе спокойно дома не страшно? 12. Какой последний подарок тебе сделан родителями?
6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет, читает книжки? 13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?
7. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа? 14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

· Тест «моя семья»



Опросник кинетический рисунок семьи (КРС) — это рисуночная методика, которая помогает выявить определенную ситуацию в семье, между детьми и родителями. Это проективная методика помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Данную методику разработали Р. Бернс и С. Кауфман в 1972 году.

Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик. И требуется нарисовать свою семью так, чтобы каждый был занят своим делом.

В консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более подробным психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

 

 



Обработка данных

Итак, для изучения статуса семей, которые участвовали в нашем исследовании, была разработана анкета[45]. По результатам обработки анкеты получились следующие результаты.

В исследовании участвовало 20 семей.

Пункт №1 – Фамилия

 

Пункт № 2 - Состав семьи:

Количество людей в семье Количество семей
3 человека ( 2 родителя + 1 ребенок) 9 семей
4 человека (2 родителя +2 ребенка) 6 семей
Многодетные, живущие отдельно 1 семья
Семьи, живущие с дедушками и бабушками 4 семьи

 

Пункт №3 - Возраст членов семьи в моем исследовании не достигает 35 лет.

В среднем у мужчин получилось 30 лет, а у женщин 26 лет.

 

Пункт №4 - Дата заключения брака

Количество семей Стаж семейной жизни
2 семьи Брак не зарегистрирован, но живут совместно.
7 семей 6 лет
3 семьи 7 лет
3 семьи 5 лет
1 семья 8 лет
1 семья 18 лет
1 семья 11 лет
1 семья 2 года

 

Пункт №5 - Отношение к заключенному браку:

М + + + + + + + + + - - + + + + + + + + +
Ж + + + + + + + + + + - + + + + + + + + +
В результате обработки этого пункта выявилась одна семья, в которой у обоих супругов отрицательное отношение к браку, и они находятся в стадии развода. И еще 1 семья, в которой, только у мужа отрицательное отношение к браку, жена старается сохранить семью. В остальных 18 семьях преобладает положительное отношение к браку, как у мужчин, так и у женщин.

 

Пункт №6 - Атмосфера в доме

+ + + + + + + + + - - + + + + + + + + +
В 2-х семьях в доме атмосфера отрицательная, а в 18 семьях атмосфера в доме положительная.

 

Пункт №7 - Отношение родителей к детям

    +         + + +   + + +     + + + +
В 11-ти семьях присутствует, безусловно, положительное отношение к детям.

 

Пункт №8 - Отношение детей к родителям

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Абсолютно во всех семьях дети относятся к своим родителям положительно.

 

По результатам обработки анкеты для родителей у нас получились следующие данные: все семьи соответствуют критерию – «молодая семья», во всех семьях есть дети. Выявилось 2 семьи, которые сами понимают, что у них существуют семейные трудности, и стараются их разрешить, ради сохранения семьи.

 

Обработка опросника Варга – Столина.

1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала Фамилии
1) Любивые
2) Густокашины
3) Коростовы
4) Быковы
5) Тыщенко
6) Сибогатовы
7) Пятковы
8) Бобровы
9) Петряевы
10) Тикины
11) Полуэктовы
12) Парьевы
13) Гарифулины
14) Дауткины
15) Массон
16) Прочухан
17) Кочневы
18) Стратилатовы
19) Кузнецовы
20) Савины
             

 

В результате обработки теста-опросника для родителей получились следующие результаты:

По шкале «Принятие - отвержение» выявилось что, большинство молодых родителей (19 семей), считают своего ребенка неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей; часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; не доверяют ему и не уважают его.

По шкале «Кооперация» родители (16 семей) не заинтересованы в делах и планах ребенка, не стараются помочь ребенку, не сочувствуют ему. Родители не оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, не испытывают чувство гордости за него. Они не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, не стараются быть с ним на равных. Родители не доверяют ребенку, не стараются понять его точку зрения в спорных вопросах.

По шкале «Симбиоз» большинство родителей (18 семей) ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни; постоянно ощущают тревогу за ребенка. Ребенок кажется родителям маленьким и беззащитным, поэтому проявлять самостоятельность ребенку не позволяется.

По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» в отношении родителей (16 семей) к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере.

По шкале «Маленький неудачник» в родительском отношении (17 семей) преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость, в связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Таким образом, получается, что в молодых семьях родители считают своего ребенка не приспособленным, неудачливым, не видят в нем индивидуальность, стараются оградить от реалий жизни, самостоятельность не приветствуется, стараются во всем навязать ему свою волю, требуют послушания и дисциплины. С другой стороны, родители ощущают себя единым целым с ребенком, поэтому стараются удовлетворить все его потребности, тем самым дают понять ребенку, что он главный и все его желания должны безоговорочно выполняться. Отсюда вытекают противоречия в воспитании – ребенок чувствует вседозволенность и быстро начинает «давить на рычаги» родительского самолюбия, тем самым выводя большинство родителей из себя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.