Сделай Сам Свою Работу на 5

Детские возрастные кризисы.





Детские возрастные кризисы — это переломный этап в жизни ребенка. Серьезный и скачкообразный путь. Переход от одного возраста к другому. Как отмечается, внутри детско-родительских отношений лежат детские возрастные кризисы. Эти кризисы происходят неравномерно и бывают разные. К каждому определенному кризису существуют свои определенные подходы его разрешения. Советский психолог Л. С. Выготский (1896 — 1934) выделяет следующие возрастные кризисы детей. Рассмотрим их:

- Кризис новорожденности: Отделяется эмбриональный период развития от младенческого возраста. Малыш появляется на свет. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Кризис содержит в себе во-первых, физиологические причины, а во-вторых, психологические.

Физиологические условия: Итак, рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Младенец имеет только одни рефлексы. К примеру, с первых дней жизни малыш лежит в кроватки, сося пальцы рук.



Психологические условия: Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни. Развитие ребенка на этом уровне. Движения и действия у грудничка развиваются постепенно.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3).

- Кризис 1 года — отделение младенчества от раннего детства. Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. Малыш становится самостоятельным. Он начинает ползать, ходить и активно познавать мир. Кризис связан к стремлению быть самостоятельным. Главным открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше, чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер. Годовалый малыш чувствует, что родители его просто не любят. Потому как они запрещают ребенку брать то, чего ему нельзя. По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений.[38] Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.



- Кризис 3-х лет: Кризис связан со становлением самосознания ребенка. Однако ребенок в силу своих возрастных возможностей не может обойтись без помощи, именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребенок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, все бремя кризиса направлено именно на самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребенку пережить этот период становления личности. По мнению Л. С. Выготского существует некое «семизвездие симптомов». Он выделяет семь симптомов этого переломного кризиса:[39]

1. Негативизм: Ребенок стремится сделать из себя взрослого

2. Упрямство: Ребенок настаивает против чего-то. Например, чтобы ему купили в магазине игрушку.

3. Строптивость:

4. Своеволие: ребенок стремится делать все сам.

5. Протест-бунт: ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; Например, если ребенок попросил у взрослого конфету, а ему не дают, говоря, что он должен поесть, то он тут же падает на пол, начиная долбить ногами и орать.

6. Обесценивание: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;



7. Деспотизм: ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Для того, чтобы помочь малышу, родителям нужно соблюдать те правила, которые дают правильное воспитание для ребенка 3-х лет, чтобы смягчить кризис этого возраста. Рассмотрим эти правила:

ü Взрослые должны быть наделены некоей мудростью и терпением, чтобы не позволять себе срываться на малыша.

ü Родительская похвала.

ü Родительская поддержка для малыша.

ü Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.

ü Позволять ребенку кое-что делать самому. То есть давать ему самостоятельность. Например, убраться в своей комнате или помощь маме.

ü Придумывайте ролевые игры.

ü Не нужно потакать ребенка.

ü Разговаривайте с малышом.

- Кризис 6-7-ми лет: По мнению Л. С. Выготского это кризис дошкольного возраста. Он указывал на очевидные изменения в поведении ребенка. Семилетка стремится быть взрослым. Кризис связан с поступлением ребенка в начальную школу. Ребенок приобретает новые позиции в обществе. Этот кризис определяет следующие симптомы:

¾ потеря детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

¾ манерничание: ребенок что-то скрывает, строя из себя чего-то.

¾ симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым. Для того, чтобы ребенку помочь выйти из данного кризиса, психологами даны пару полезных советов.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

- Кризис 10 - 15 лет (подростковый возраст) плюс минус два года — период завершения детства. Подростковый возраст ставит перед воспитателями усложняющиеся задачи. Так как подростки начинают сравнивать себя со взрослыми. А если родители ребенка отгораживают его, говоря ему, что он еще не достаточно зрелый, то подростки начинают комплексовать. Многие это называют пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых. Этот возраст описывало множество ученых такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, Л. И. Божович, Д. И. Фельндштейн, Г. А. Цукерман. Именно ученый исследователь Ж. Ж. Руссо первым рассмотрел подростковый возраст. А также, основные идеи про подростковый возраст описывал С. Холл. По мнению, советского психолога Д. Б. Эльконина ведущей деятельностью этих детишек, является общение со сверстниками. В отрочестве возникает, так называемое, чувство взрослости. Подросток стремиться быть взрослым. Подростковый возраст, как правило, имеет свои собственно психологические реакции:

ü Реакция эмансипации.

ü Реакция отрицательной имитации.

ü Реакция группирования.

ü Реакция увлечения.

ü Реакции, обусловленные формирующими сексуальными увлечениями.

Таким образом, были проанализированы кризисные возраста в детском развитии и выяснено, что ребенок — уникальное создание. Для того, чтобы помочь ребенку выйти из какого-то кризисного возраста, нужно уметь общаться с детьми и адекватно реагировать на них. Нужно соблюдать все вышеперечисленные правила.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.