Сделай Сам Свою Работу на 5

Номенклатура потребительских свойств и показателей





Свойства и показатели качества

Качество — степень соответствия присущих товару характеристик требованиям.

Качество товаров - совокупность потребительских свойств товаров.

Требования могут устанавливаться в нормативных документах (законах, технических регламентах, стандартах, технических условиях) или в договорах.

Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации).

Свойства продукции могут быть простыми и сложными

Простое свойство характеризуется одной особенностью (например, жирность молока).

Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности (например, пищевая ценность продуктов питания).

Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами.

Каждый показатель имеет наименование и значение.

Наименование показателя служит качественной характеристикой товара (например, массовая доля сахара в соке).

Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности), например, 12% сахара в соке.



Классификация показателей качества и их значений:

 

 

Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от назначения (базовые и определяющие).

§ Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров (например, цвет, форма, кислотность).

§ Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров (состояние мякиша хлеба - включающий несколько единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др).

§ Интегральные показатели — показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.

§ Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества.



§ Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров.

Всем перечисленным показателям присущи определенные значения, которые делятся на оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.

§ Оптимальное значение показателя — значение, позволяющее достичь наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обусловливает данный показатель.

§ Действительное значение показателя — абсолютное значение, определяемое однократным или многократным его измерением.

§ Регламентированное значение показателя — значение, установленное действующими нормативными документами.

§ Предельное значение — значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующему нормативному документу. Предельное значение может быть или минимальным, или максимальным, или диапазонным. При минимальном предельном значении в нормативных документах устанавливается регламентированное значение «не менее...», при максимальном — «не более...», а при диапазонном — «не менее... и не более...». К предельным значениям показателей можно отнести и допускаемые отклонения - значения показателей качества, устанавливающие нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального значения того же показателя.

§ Относительное значение показателя — значение, определяемое как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению того же показателя.

Уровень качества товаров— относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей.



Технический уровень качества —относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области.

 

Свойства, характеризующие качество, подразделяют на два класса:

1) Потребительские свойства — совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.

2) Технологические свойства — совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов.

 

Номенклатура потребительских свойств и показателей

Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (рис.).

 

функцио-нального
безотказ-ность
ремонтопригодность
социального
физиологи-ческие
органолептические
Совершенство производственного исполнения
внешний вид
радиацион-ная
механичес-кая
термическая
стиль
мода
пожарная
электрическая, магнитная
биологичес-кая
химические
целостность
дизайн
психологи-ческие
антропометрические
классификационного
сохраняе-мость
d [3204]" strokeweight="2pt">
долговеч-ность

 


Классификация:

1. Назначение— способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации. Подразделяют:

§ Свойства функционального назначенияотражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности (физиологические, эргономические). Показателями являются ценность товара

§ Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями являются внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов, а также показателями престижности, социальной адресности и морального старения.

§ Свойства классификационного назначения— способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Показателями являются химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства.

2. Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков. Различают следующие подгруппы свойств:

§ Долговечность— способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта. Показателями являются срок службы изделий, ресурс.

§ Безотказность— способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Показателями являются средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов.

§ Ремонтопригодность— способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов. Ремонт возможен лишь при наличии запасных деталей или комплектующих изделий.

§ Сохраняемость — способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Показателями являются потери, сроки хранения.

3. Эргономические свойства— способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

§ Антропометрические свойства — способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Показателями являются размеры товаров.

§ Физиологические свойства — способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании. Показателями являются масса, форма, объем, конструкция товаров, консистенция.

§ Психологические свойства — способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара. Показатель – восприятие товара.

§ Органолептические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Показателями являются восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств.

4. Эстетические свойства — способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека (стремление к красоте, гармонии). Показателями являются:

§ Внешний вид— комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности.

§ Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделий.

§ Совершенство производственного исполнения изделия определяется тщательностью покрытия и отделки поверхности, чистотой выполнения сочленений, информационных знаков, упаковки и т. п.

§ Дизайн — способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования.

§ Стиль — способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением. Стиль формируется в течение достаточно продолжительного времени под воздействием исторических, демографических, географических, национальных, корпоративных и иных факторов.

§ Мода — способность внешнего вида товаров удовлетворять эстетические потребности, сформированные или сложившиеся в определенной социально-культурной среде на определенный, ограниченный период.

5. Экологические свойства (экологичность) - способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации). Показателями являются различные виды загрязнений, которые ухудшают безопасность окружающей среды.

6. Безопасность- состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Безопасность товаров относится к обязательным требованиям и регламентируется техническими регламентами. Различают следующие виды безопасности:

§ Химическая безопасность— отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей. Вещества, влияющие на химическую безопасность товаров, подразделяются на следующие группы: токсичные элементы (соли тяжелых металлов); микотоксины; нитраты и нитриты; пестициды; антибиотики; гормональные препараты; высшие спирты и альдегиды; сложные эфиры; фурфурол и оксиметил- фурфурол; мономеры; запрещенные пищевые добавки, красители для упаковки, полимерные материалы (для конкретных товаров).

§ Радиационная безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов.

§ Биологическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров. К биоповреждениям относятся микробиологические (вызывают разнообразные микроорганизмы - бактерии и грибки) и зоологические (вызывают насекомые, грызуны, паразитологические черви), повреждения.

§ Механическая безопасность — отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т. п.).

§ Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрического тока, а также электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров.

§ Термическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.

§ Пожарная безопасность — отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания. Требования к пожарной безопасности регламентируются Законом РФ «О пожарной безопасности», СНиП и Правилами пожарной безопасности.

Для продовольственных и непродовольственных товаров в нормативных документах (технических регламентах, СанПиНах и т. п.) устанавливаются комплексные требования к безопасности, которые называются санитарно-эпидемиологическими.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.