Инвестирование в международном туризме
Следует исходить из того, что инвестиции - это процесс использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направляемых на расширение, модернизацию и техническое перевооружение любой сферы деятельности. Несомненно, это относится и к туристской отрасли.
Инвестиции являются важнейшим фактором развития туристской отрасли, так как от их объемов и структуры зависят:
- развитие отрасли на долгосрочную перспективу;
- финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем;
- качественные и количественные характеристики предприятий в туристской сфере;
- производственные мощности и вместимость туристских объектов;
- качественная и количественная структура развития отрасли (пропорциональность в развитии гостиниц, транспорта, предприятий питания, связи и т.д.);
- наличие или отсутствие спроса и предложения на услуги туристской отрасли на конкретной территории;
- способность выживать и развиваться в конкурентной среде.
Инвестиции – необходимое условие управления туристской сферой как в стране в целом, так и на местах. Объемы инвестиций следует учитывать при выработке мероприятий по формированию материально-технологической базы туризма, планировании мест размещения туристских объектов, учету налоговой составляющей, при формировании банков данных туристских инвестиционных проектов, проведении стандартизации, сертификации турпродукта, лицензированию, при распределении трудовых ресурсов по регионам, изменению доходов населения, по территориям и странам, развитии инфраструктуры на уровне государства и региона, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. По данным ЮНВТО, в мире инвестиции в туристский бизнес в среднем составляют ежегодно около 700 млрд долл., или 7% совокупных инвестиций в экономику. С учетом мультипликативного эффекта объем инвестиций в экономику в 2012г. составил 764,7 млрд. $ США инвестиций (4,7% от общего объема инвестиций).
Вложение инвестиций в сферу туризма – это размещение капитала инвесторов с целью получения прибыли. Так как наличие достаточного объема капитала является одним из основных элементов в туристском производстве, то возможность экономики сферы туризма воспроизводить старые и создавать новые туристские продукты в значительной степени зависит от размера капитала, который инвестируется сейчас или будет инвестирован в ближайшем будущем в экономику туризма. При увеличении инвестиционных вложений в сферу туризма увеличивается производительность туристской экономики, а при уменьшении объемов инвестиций в туристскую экономику, соответственно, уменьшаются и возможности развития данной сферы экономики страны.
Основные причины, обусловливающие необходимость инвестиционных вложений в сферу туризма, можно классифицировать по трем основным группам:
Во-первых, требования к постоянному обновлению существующей материально-технической базе. Это и современные системы интернет- бронирования, и покупка нового современного оборудования для ресторанов, спа-центров, мест отдыха и развлечений с целью повышения класса обслуживания в гостиницах и ресторанах.
Во-вторых, поддержание на прежнем уровне и возможное увеличение объемов продаж туристических продуктов как в рамках отдельного региона, так и в стране в целом.
В третьих, освоение ранее не используемых туристских продуктов и услуг и, для повышения конкурентноспособности на мировом рынке, создание новых видов туристских продуктом и услуг.
Как и в любой сфере экономики, инвестиции в туристскую экономику возрастают тогда, когда отдача на вложенные средства превышает объем инвестированного капитала, то есть приносит прибыль. Если же капиталовложения возвращаются без прибыли, то эффективность туристских инвестиций равна нулю. В этом случае капитал и производство в туристской экономике остаются неизменными. Если же инвестиции в сферу туризма не приносят прибыли или приносят убыток, то сфера туризма теряет инвесторов, а ,следовательно, и источники для воспроизводства капитала и возможности расширения и совершенствования деятельности сокращаются.
Активность инвестиционной деятельности в сфере туризма зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от инвестиционных вложений. Факторы, которые инвесторы принимают во внимание, являются:
Во-первых, существующий уровень развития производственно-технической базы оказания услуг и имеющийся потенциал производства новых продуктов в туризме. Использование современной материальной базы и перспективных технологий в туристском бизнесе позволяет уменьшать затраты на производство, а, следовательно, и увеличивать прибыль. Помимо этого, создание новых туристских продуктов не только ведет к увеличению прибыли, но и способствует продвижению этих продуктов на туристском рынке. Развитие новых методов и технологий для производства туристского продукта вызывает потребность в новых инвестициях.
Во-вторых, государственная политика по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе инвестиций в сферу туризма. Эта политика включается в себя как меры направленные на создание общего благоприятного климате в стране, так и конкретных мер, поощряющих расширение инвестиционной деятельности непосредственно в туристской сфере (например, предоставление различного вида налоговых льгот и стимулов.
В-третьих, стоимость денежного ресурсов, требуемых для приобретения материально-технических средств для сферы туризма. Это непосредственным образом влияет на инвестиционную активность в туристском бизнесе. Издержки на приобретение основных и оборотных средств являются составной частью инвестированного капитала.
В четвертых, эффективность использования уже осуществленных инвестиционных вложений. У инвесторов всегда имеется альтернатива по использованию имеющихся у них финансовых ресурсов. И если отдача и доходность от инвестиции в других отраслях и сферах экономики будет существенно выше чем в сфере туризма, то и инвестиции будут направляться именно туда.
На привлечение инвесторов, в том числе и иностранных, в туристскую отрасль оказывают влияние:
- активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (проведение конференций и выставок, посвященных представлению туристско-рекреационного потенциала территориально-административного образования, других подобных мероприятий);
- экономически рациональная политика властей всех уровней, стимулирующая инвестиционную активность;
- действенная антимонопольная политика властей, направленная на создание конкурентной среды среди туристских предприятий.
Если мы будем рассматривать инвестиционную деятельность на уровне отдельно взятого туристского предприятия, то инвестиции представляют собой денежные вложения физических и/или юридических лиц в дальнейшее развитие данного предприятия. Они могут быть как собственными средствами, так и привлеченными и заемными. Основными анализируемыми показателями инвестиционной деятельности на уровне конкретных предприятий являются:
- размер ожидаемой прибыли;
- доходность инвестируемых средств;
- сроки окупаемости инвестиций;
- права инвестора на участие в управлении предприятием;
- уровень инвестиционных рисков по данным вложениям.
При достижении приемлемых, с точки зрения конкретного инвестора, этих условий инвестирования напрямую связаны возможности развития конкретного туристского предприятия.
Различают прямые, портфельные и венчурные инвестиции.
Под прямыми инвестициями подразумевают вложения в уставный капитал фирмы с целью долгосрочного получения дохода и прав на управление последним.
Согласно классификации ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) – Конференция ООН по торговле и развитию – это постоянный действующий орган Генеральной Ассамблеи ООН, создан в 1964г., основная функция - поощрение международной торговли) к прямым инвестициям относят вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с их контролем за хозяйственной организацией. Соответственно к ним рекомендуется относить:
- приобретение инвестором акций в размере не менее чем 10—20% суммарной стоимости уставного капитала;
- реинвестирование части прибыли в деятельность указанного предприятия.
Венчурные инвестиции – операции вложения денежных средств, связанные с появлением новых сфер деятельности, созданием капиталоемких и наукоемких фирм, реализацией рисковых проектов. Венчурные инвесторы (физические лица и специализированные инвестиционные компании) вкладывают свои средства в расчете на получение значительной прибыли. Главное внимание венчурные инвесторы обращают на степень инновационности проекта, от которой зависит скорость роста компании. Венчурные инвестиции осуществляются в форме приобретения акций венчурных предприятий, предоставления ссуды и других формах. К венчурным обычно относят небольшие фирмы, занимающиеся разработкой новых продуктов или услуг, но имеющих спрос со стороны потребителей, как физических, так и юридических лиц.
Портфельные инвестиции это вложения инвесторов, осуществляемые с целью получения стабильного дохода, а не возможностью контроля и управления за деятельности предприятия. В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции это вложения в акции, не дающие право инвесторам влиять на деятельность предприятия и составляющие менее 10% уставного капитала. Сюда же относят вложения инвесторов в долговые ценные бумаги (облигации, векселя и, другие).
При формировании портфеля ценных бумаг инвестору необходимо руководствоваться принципами безопасности, ликвидности и доходности.
Под безопасностью вложений понимается возможность возврата инвестиций в запланированные сроки и расчетной доходностью.
Под ликвидностью вложений понимается способность финансовых инструментов быстро и без убытков превратиться в наличные деньги.
Под доходностью понимается способность финансовых активов принести инвестору прибыль на вложенный капитал.
Для того чтобы туристское предприятие развивалось собственники и менеджеры фирмы должны осуществлять инвестиционную деятельность руководствуясь основными принципами инвестирования. К ним относят:
- нахождение предельной эффективности капиталовложений, то есть расчет оптимального объема инвестируемых;
- возможное снижение риска инвестиций (существуют различны способы сокращения инвестиционных рисков);
- сочетание финансовых, экономических и социальных оценок эффективности капиталовложений;
- учет сопутствующих издержек (например, подготовка и переподготовка кадров, транспорт, связь и т. д.);
- учет соотношения между ценой на предполагаемый к производству продукт и его);
- учет изменения стоимости денег во времени при расчете эффективности инвестиции;
- определение сроков окупаемости вложений.
Развитие туристской отрасли напрямую зависит от создания современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах. Развитие туркомплекса обеспечивает также значительный вклад в развитие экономики страны за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Одной из важнейших задач по достижению этой цели является создание и развитие адекватной материально-технической базы и, прежде всего, - средств размещения туристов (гостиниц, кемпингов и т. д.). В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
В противовес практике прошлых периодов все последние федеральные и региональные программы развития туризма предусматривают организацию, реконструкцию и строительство различных видов малых гостиничных предприятий. Финансирование развития материальной базы туризма предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий сферы туризма, кредиты банков, фондов и общественных организаций, ресурсов отечественных и иностранных инвесторов.
Для строительства и реконструкции объектов, включенных в федеральную программу развития туризма, возможно привлечение капитальных вложений и льготных кредитов на конкурсной основе. При этом строительство или реконструкция каждого конкретного объекта будет осуществляться по специально разработанной организационно-финансовой схеме. Привлечение инвесторов и получение кредитов во многом зависят от подготовки соответствующих документов: инвестиционного проекта, технико-экономического обоснования, бизнес-плана.
В основе разработки и реализации конкретного проекта размещения инвестиций лежат методические рекомендации о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов. На конец 2013 года опубликованы сведения о 268 проектах.
Как правило, более высокая инвестиционная активность в туристскую сферу отмечается в тех регионах, где туризм объявлен приоритетным и социально-значимым видом предпринимательской деятельности. Однако, в настоящее время на федеральном уровне практически не осуществляется четкая координация инвестиционной деятельности в туризме. Привлечение инвестиций ведут в основном сами туристские предприятия, правда им, как правило, оказывается поддержка со стороны органов власти субъектов федерации.
Кроме того, активность привлечения инвестиций в туристский бизнес, в том числе и иностранных, специалистами связывается с необходимость составления Единого туристского кадастра, в котором нашли бы отражение схемы размещения туристских объектов, их мощности, стоимостная оценка туристских ресурсов, наличие региональных программ развития туризма и которые позволили бы оценить инвестиционную привлекательность тех или иных туристских объектов.
Отсутствие этих сведений не в последней степени явилось причиной того, что удельный вес иностранных инвестиций в инфраструктуру и индустрию отечественного туризма в общем объеме инвестиций в настоящее время невысок и, по оценкам экспертов, составляет 3-4%.
Россия по прогнозам ЮНВТО к 2020 году должна войти в десятку самых посещаемых стран мира. Если темпы прироста инвестиций и, прежде всего, отечественных в туристский бизнес не изменятся, то эти прогнозы могут не состояться.
Существуют следующие причины, вызывающие необходимость интенсификации инвестиционного процесса в сферу туризма:
1). Высокий износ основных фондов предприятий туристской индустрии.
2). Подготовка инфраструктуры и индустрии туризма к предстоящему туристскому «буму».
3). Стабилизация платежного баланса по строке «туризм-услуги» в структуре внешнеэкономической деятельности.
4). Возрождение внутреннего туризма социальной направленности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|