Сделай Сам Свою Работу на 5

Инвестирование в международном туризме





 

Следует исходить из того, что инвестиции - это процесс использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направля­емых на расширение, модернизацию и техническое перевооружение любой сферы деятельности. Несомненно, это относится и к туристской отрасли.

Инвестиции являются важнейшим фактором развития туристской отрасли, так как от их объемов и струк­туры зависят:

- развитие отрасли на долгосрочную перс­пективу;

- финансово-экономические показатели работы отрасли в будущем;

- качественные и количественные характеристики предприятий в туристской сфере;

- производственные мощности и вместимость туристских объектов;

- качественная и количественная структура развития отрасли (пропорциональность в развитии гостиниц, транспорта, предприятий питания, связи и т.д.);

- наличие или отсутствие спроса и предложения на услуги туристской отрасли на конкретной территории;

- способность выживать и развиваться в конкурентной среде.

Инвестиции – необходимое условие управления туристской сферой как в стране в целом, так и на местах. Объемы инвестиций следует учитывать при выработке мероприятий по формированию материально-техно­логической базы туризма, планировании мест размещения туристских объектов, учету налоговой составляющей, при формировании банков данных туристских инвес­тиционных проектов, проведении стандар­тизации, сертификации турпродукта, лицензированию, при распределении трудовых ресурсов по регионам, изменению до­ходов населения, по территориям и странам, развитии инфраструктуры на уровне государства и региона, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. По данным ЮНВТО, в мире инвестиции в туристский бизнес в среднем сос­тавляют ежегодно около 700 млрд долл., или 7% совокупных инвестиций в экономику. С учетом мультипликативного эффекта объем инвестиций в экономику в 2012г. составил 764,7 млрд. $ США инвестиций (4,7% от общего объема инвестиций).



Вложение инвестиций в сферу туризма – это размещение капитала инвесторов с целью получения прибыли. Так как наличие достаточного объема капитала является одним из основных элементов в туристском производстве, то возможность экономики сферы туризма воспроизводить старые и создавать новые туристские продукты в значительной степени зависит от размера капитала, который инвестируется сейчас или будет инвестирован в ближайшем будущем в экономику туризма. При увеличении инвестиционных вложений в сферу туризма увеличивается производительность туристской экономики, а при уменьшении объемов инвестиций в туристскую экономику, соответственно, уменьшаются и возможности развития данной сферы экономики страны.



Основные причины, обусловливающие необходимость инвестиционных вложений в сферу туризма, можно классифицировать по трем основным группам:

Во-первых, требования к постоянному обновлению существующей материально-технической базе. Это и современные системы интернет- бронирования, и покупка нового современного оборудования для ресторанов, спа-центров, мест отдыха и развлечений с целью повышения класса обслуживания в гостиницах и ресторанах.

Во-вторых, поддержание на прежнем уровне и возможное увеличение объемов продаж туристических продуктов как в рамках отдельного региона, так и в стране в целом.

В третьих, освоение ранее не используемых туристских продуктов и услуг и, для повышения конкурентноспособности на мировом рынке, создание новых видов туристских продуктом и услуг.

Как и в любой сфере экономики, инвестиции в туристскую экономику возрастают тогда, когда отдача на вложенные средства превышает объем инвестированного капитала, то есть приносит прибыль. Если же капиталовложения возвращаются без прибыли, то эффективность туристских инвестиций равна нулю. В этом случае капитал и производство в туристской экономике остаются неизменными. Если же инвестиции в сферу туризма не приносят прибыли или приносят убыток, то сфера туризма теряет инвесторов, а ,следовательно, и источники для воспроизводства капитала и возможности расширения и совершенствования деятельности сокращаются.



Активность инвестиционной деятельности в сфере туризма зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от инвестиционных вложений. Факторы, которые инвесторы принимают во внимание, являются:

Во-первых, существующий уровень развития производственно-технической базы оказания услуг и имеющийся потенциал производства новых продуктов в туризме. Использование современной материальной базы и перспективных технологий в туристском бизнесе позволяет уменьшать затраты на производство, а, следовательно, и увеличивать прибыль. Помимо этого, создание новых туристских продуктов не только ведет к увеличению прибыли, но и способствует продвижению этих продуктов на туристском рынке. Развитие новых методов и технологий для производства туристского продукта вызывает потребность в новых инвестициях.

Во-вторых, государственная политика по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе инвестиций в сферу туризма. Эта политика включается в себя как меры направленные на создание общего благоприятного климате в стране, так и конкретных мер, поощряющих расширение инвестиционной деятельности непосредственно в туристской сфере (например, предоставление различного вида налоговых льгот и стимулов.

В-третьих, стоимость денежного ресурсов, требуемых для приобретения материально-технических средств для сферы туризма. Это непосредственным образом влияет на инвестиционную активность в туристском бизнесе. Издержки на приобретение основных и оборотных средств являются составной частью инвестированного капитала.

В четвертых, эффективность использования уже осуществленных инвестиционных вложений. У инвесторов всегда имеется альтернатива по использованию имеющихся у них финансовых ресурсов. И если отдача и доходность от инвестиции в других отраслях и сферах экономики будет существенно выше чем в сфере туризма, то и инвестиции будут направляться именно туда.

На привлечение инвесторов, в том числе и иностранных, в туристскую отрасль оказывают влияние:

- активность местных властей в области рекламно-ин­формационной деятельности (проведение конференций и выставок, посвященных представлению туристско-рекреа­ционного потенциала территориально-административного образования, других подобных мероприятий);

- экономически рациональная политика властей всех уровней, стимулирующая инвестиционную активность;

- действенная антимонопольная по­литика властей, направленная на создание конкурентной среды среди туристских предприятий.

Если мы будем рассматривать инвестиционную деятельность на уровне отдельно взятого туристского предприятия, то инвестиции представляют собой денежные вложения физических и/или юридических лиц в дальнейшее развитие данного предприятия. Они могут быть как собственными средствами, так и привлеченными и заемными. Основными анализиру­емыми показателями инвестиционной де­ятельности на уровне конкретных предприятий являются:

- размер ожидаемой прибыли;

- доходность инвестируемых средств;

- сроки окупаемости инвестиций;

- права инвестора на участие в управлении предприятием;

- уровень инвестиционных рисков по данным вложениям.

При достижении приемлемых, с точки зрения конкретного инвестора, этих условий инвестирования напрямую связаны возможности развития конкретного туристско­го предприятия.

Различают прямые, портфельные и венчурные инвестиции.

Под прямыми инвестициями подразумевают вложения в уставный капитал фирмы с целью долгосрочного получения дохода и прав на управление последним.

Согласно классификации ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) – Конференция ООН по торговле и развитию – это постоянный действующий орган Генеральной Ассамблеи ООН, создан в 1964г., основная функция - поощрение международной торговли) к прямым инвестициям относят вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с их контролем за хозяйственной организацией. Соответственно к ним рекомендуется относить:

- приобретение инвестором акций в размере не менее чем 10—20% суммарной стоимости уставного капитала;

- реинвестирование части прибыли в деятельность указанного предприятия.

Венчурные инвестиции – операции вложения денежных средств, связанные с появлением новых сфер деятельности, созданием капиталоемких и наукоемких фирм, реализацией риско­вых проектов. Венчурные инвесторы (физические лица и специализированные инвестиционные компании) вкладывают свои средства в расчете на получение значительной прибыли. Главное внимание венчурные инвесторы обращают на степень инновационности проекта, от которой зависит скорость роста компании. Венчурные инвестиции осуществляются в форме приобретения акций венчурных предприятий, предоставления ссуды и других формах. К венчурным обычно относят небольшие фирмы, занимающиеся разработкой новых продуктов или услуг, но имеющих спрос со стороны потребителей, как физических, так и юридических лиц.

Портфельные инвестиции это вложения инвесторов, осуществляемые с целью получения стабильного дохода, а не возможностью контроля и управления за деятельности предприятия. В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции это вложения в акции, не дающие право инвесторам влиять на деятельность предприятия и составляющие менее 10% уставного капитала. Сюда же относят вложения инвесторов в долговые ценные бумаги (облигации, векселя и, другие).

При формировании портфеля ценных бумаг инвестору необходимо руководствоваться принципами безопасности, ликвидности и доход­ности.

Под безопасностью вложений понимается возможность возврата инвестиций в запланированные сроки и расчетной доходностью.

Под ликвидностью вложений понимается способность финансовых инструментов быстро и без убытков превратиться в наличные деньги.

Под доходностью понимается способность финансовых активов принести инвестору прибыль на вложенный капитал.

Для того чтобы туристское предприятие развивалось собственники и менеджеры фирмы должны осуществлять инвестиционную деятельность руководствуясь основными принципами инвестирования. К ним относят:

- нахождение предельной эффективности капиталовло­жений, то есть расчет оптимального объема инвес­тируемых;

- возможное снижение риска инвестиций (существуют различны способы сокращения инвестиционных рисков);

- сочетание финансовых, экономических и социальных оценок эффективности капиталовложений;

- учет сопутствующих издержек (например, подготовка и перепод­готовка кадров, транспорт, связь и т. д.);

- учет соотношения между ценой на предполагаемый к производству продукт и его);

- учет изменения стоимости денег во времени при расчете эффективности инвестиции;

- определение сроков окупаемости вложений.

Развитие туристской отрасли напрямую зависит от соз­дания современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах. Развитие туркомплекса обес­печивает также значительный вклад в развитие экономики страны за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, со­хранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Одной из важнейших задач по достижению этой цели яв­ляется создание и развитие адекватной материально-техни­ческой базы и, прежде всего, - средств размещения туристов (гостиниц, кемпингов и т. д.). В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

В противовес практике про­шлых периодов все последние федеральные и региональные программы развития туризма предусматривают организа­цию, реконструкцию и строительство различных видов ма­лых гостиничных предприятий. Финансирование развития материальной базы туризма предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий сферы туризма, кредиты банков, фон­дов и общественных организаций, ресурсов отечественных и иностранных инвесторов.

Для строительства и реконструкции объектов, включен­ных в федеральную программу развития туризма, возможно привлечение капитальных вложений и льготных кредитов на конкурсной основе. При этом строительство или реконст­рукция каждого конкретного объекта будет осуществляться по специально разработанной организационно-финансовой схеме. Привлечение инвесторов и получение кредитов во многом зависят от подготовки соответствующих докумен­тов: инвестиционного проекта, технико-экономического обоснования, бизнес-плана.

В основе разработки и реализации конкретного проекта размещения инвестиций лежат методические рекомендации о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов. На конец 2013 года опубликованы сведения о 268 проектах.

Как правило, более высокая инвестиционная активность в туристскую сферу отмечается в тех регионах, где туризм объявлен приоритетным и социально-значимым видом предпринимательской деятельности. Однако, в настоящее время на федеральном уровне практически не осуществляется четкая координация инвестиционной деятельности в туризме. Привлечение инвестиций ведут в основном сами туристские предприятия, правда им, как правило, оказывается поддержка со стороны органов власти субъектов федерации.

Кроме того, активность привлечения инвестиций в туристский бизнес, в том числе и иностранных, специалистами связывается с необходимость составления Единого туристского кадастра, в котором нашли бы отражение схемы размещения туристских объектов, их мощности, стоимостная оценка туристских ресурсов, наличие региональных программ развития туризма и которые позволили бы оценить инвестиционную привлекательность тех или иных туристских объектов.

Отсутствие этих сведений не в последней степени явилось причиной того, что удельный вес иностранных инвестиций в инфраструктуру и индустрию отечественного туризма в общем объеме инвестиций в настоящее время невысок и, по оценкам экспертов, составляет 3-4%.

Россия по прогнозам ЮНВТО к 2020 году должна войти в десятку самых посещаемых стран мира. Если темпы прироста инвестиций и, прежде всего, отечественных в туристский бизнес не изменятся, то эти прогнозы могут не состояться.

Существуют следующие причины, вызывающие необходимость интенсификации инвестиционного процесса в сферу туризма:

1). Высокий износ основных фондов предприятий туристской индустрии.

2). Подготовка инфраструктуры и индустрии туризма к предстоящему туристскому «буму».

3). Стабилизация платежного баланса по строке «туризм-услуги» в структуре внешнеэкономической деятельности.

4). Возрождение внутреннего туризма социальной направленности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.