Успешность как интегративный показатель профессионального развития педагога
Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности
Часть1.
Критерии профессиональной деятельности педагога
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить детей нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современно политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Определим критерии профессиональной компетентности педагога.
1. Компетентность в педагогической деятельности:
Педагогическая деятельность требует оперирования профессиональными знаниями, на основе которых учитель вырабатывает собственное практическое решение; в связи с этим педагогу необходимо владеть следующими группами умений:
- постановка и решение педагогических задач;
- организация учебной деятельности учащихся;
- осуществление педагогической рефлексии.
Постановка и решение педагогических задачпредполагает умение педагога
· ориентироваться на ученика, как на активного участника образовательного процесса;
· изучать педагогическую ситуацию и принимать решения;
· объединять обучающие, воспитательные и развивающие задачи;
· осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование;
· владеть педагогическими технологиями, т.е. подчинять выбор средств целям развития учащихся;
· строить содержание урока как систему познавательных задач.
Организация учебной деятельности учащихся отвечает на вопросы: чему учить, кого учить и как учить.
Что предполагает умение
Чему учить:
· выделять ключевые идеи учебного предмета;
· формировать общеучебные и специальные умения и навыки;
· осуществлять межпредметные связи;
Кого учить:
· знать возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся, выявлять зону ближайшего развития школьников, условия перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;
· учитывать мотивацию детей при планировании и организации образовательного процесса;
· строить программу своего педагогического труда с учётом возможных изменений.
Как учить:
· применять наиболее оптимальные в данной педагогической ситуации сочетания приёмов и форм обучения и воспитания;
· сравнивать и обобщать педагогические ситуации, комбинировать приёмы;
· применять дифференциированный и индивидуальный подход, организовывать самостоятельную учебную деятельность, находить разные способы решения образовательных и воспитательных задач.
Осуществление педагогической рефлексии:
Педагогическая рефлексия предполагает педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учётом вышеперечисленного.
Компетентность в сфере педагогического общения.
Компетентность педагога в сфере педагогического общения включает этапы общения, умение ориентироваться в ситуации общения, проявление инициативы (коммуникативная атака), осуществление общения, анализ его результатов.
Для этого педагогу потребуются следующие умения:
- Постановка задач общения:взаимообмен информацией учителя и учащихся, взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения, мобилизация резервов участников общения, разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога.
- Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками,чтовключаетпреимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими идисциплинирующими) воздействий; преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарногои либерального); способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации; умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.
Компетентность в общении не сводится к набору средств общения, а предполагает также опору на субъективный опыт общения.
Профессиональная зрелость личности педагога.
Профессиональная зрелость личности учителя выражается в умении:
- занимать четкую и действенную гражданскую позицию;
- проявлять следующие педагогические способности: перцептивные (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения); управленческие (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.);
- управлять своим эмоциональным состоянием, придавая конструктивный разрушающий характер;
- определять особенности своего стиля и использовать природные данные;
- воспринимать позитивные возможности учащихся;
- осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.
Определим структуру профессиональной компетентности педагога. Она включает три компонента: мотивационный, когнитивный, действеено-операционный.
Структура профессиональной компетентности учителя
Профессиональная компетентность
| Мотивационный
компонент
| Когнитивный
компонент
| Действенно-операционный
компонент
| · Осознание необходимости развития исследовательской компетентности, профессиональных знаний и умений, медиа-образованности как компонентов мастерства учителя;
· потребность в самосовершенствовании;
· избирательное отношение к медиа-информации, к имеющимся педагогическим теориям и опыту.
| · Знание сути и назначения педагогического мониторинга; педагогической рефлексии;
· знание сущности медиа-образования;
· знание механизмов организации педагогического процесса, распространение прогрессивных идей и педагогического опыта посредством массовой коммуникации, а также в результате собственной исследовательской деятельности.
| · Умение изучать, анализировать, прогнозировать педагогические явления и факты; быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике;
· умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять, передавать информацию с помощью различных средств;
· умение планировать и организовывать педагогический процесс на основе передового педагогического опыта и собственных исследований.
|
Успешность как интегративный показатель профессионального развития педагога
Об успешности профессионального развития педагога можно судить, если проанализировать организуемый им образовательный процесс.
Прежде всего - определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.
Педагог должен включать в содержании урока значимые для обучающихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, учитывать увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения.
Следующее проявление педагогического мастерства учителя – усвоение обучающимися основных элементов содержания образования:
– качество знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий и др.);
– эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированностьи прочее);
– уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);
– проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции – избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность и др.).
Формирование у учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|