Сделай Сам Свою Работу на 5

Успешность как интегративный показатель профессионального развития педагога





Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности

Часть1.

Критерии профессиональной деятельности педагога

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить детей нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современно политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лице его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

 

Определим критерии профессиональной компетентности педагога.

 

1. Компетентность в педагогической деятельности:

Педагогическая деятельность требует оперирования профессиональными знаниями, на основе которых учитель вырабатывает собственное практическое решение; в связи с этим педагогу необходимо владеть следующими группами умений:



- постановка и решение педагогических задач;

- организация учебной деятельности учащихся;

- осуществление педагогической рефлексии.

Постановка и решение педагогических задачпредполагает умение педагога

· ориентироваться на ученика, как на активного участника образовательного процесса;

· изучать педагогическую ситуацию и принимать решения;

· объединять обучающие, воспитательные и развивающие задачи;

· осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование;

· владеть педагогическими технологиями, т.е. подчинять выбор средств целям развития учащихся;

· строить содержание урока как систему познавательных задач.

Организация учебной деятельности учащихся отвечает на вопросы: чему учить, кого учить и как учить.

Что предполагает умение

Чему учить:

· выделять ключевые идеи учебного предмета;

· формировать общеучебные и специальные умения и навыки;



· осуществлять межпредметные связи;

Кого учить:

· знать возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся, выявлять зону ближайшего развития школьников, условия перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения;

· учитывать мотивацию детей при планировании и организации образовательного процесса;

· строить программу своего педагогического труда с учётом возможных изменений.

Как учить:

· применять наиболее оптимальные в данной педагогической ситуации сочетания приёмов и форм обучения и воспитания;

· сравнивать и обобщать педагогические ситуации, комбинировать приёмы;

· применять дифференциированный и индивидуальный подход, организовывать самостоятельную учебную деятельность, находить разные способы решения образовательных и воспитательных задач.

Осуществление педагогической рефлексии:

Педагогическая рефлексия предполагает педагогический самоанализ, предвидение себя в педагогической ситуации и обоснование решения с учётом вышеперечисленного.

 

Компетентность в сфере педагогического общения.

Компетентность педагога в сфере педагогического общения включает этапы общения, умение ориентироваться в ситуации общения, проявление инициативы (коммуникативная атака), осуществление общения, анализ его результатов.

Для этого педагогу потребуются следующие умения:

- Постановка задач общения:взаимообмен информацией учителя и учащихся, взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения, мобилизация резервов участников общения, разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога.



- Владение приёмами организации взаимодействия, общения с учениками,чтовключаетпреимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими идисциплинирующими) воздействий; преобладание демократического стиля общения (в отличие от авторитарногои либерального); способность занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации; умение слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества.

Компетентность в общении не сводится к набору средств общения, а предполагает также опору на субъективный опыт общения.

 

Профессиональная зрелость личности педагога.

Профессиональная зрелость личности учителя выражается в умении:

- занимать четкую и действенную гражданскую позицию;

- проявлять следующие педагогические способности: перцептивные (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения); управленческие (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.);

- управлять своим эмоциональным состоянием, придавая конструктивный разрушающий характер;

- определять особенности своего стиля и использовать природные данные;

- воспринимать позитивные возможности учащихся;

- осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.

Определим структуру профессиональной компетентности педагога. Она включает три компонента: мотивационный, когнитивный, действеено-операционный.

 

Структура профессиональной компетентности учителя

Профессиональная компетентность
Мотивационный компонент Когнитивный компонент Действенно-операционный компонент
· Осознание необходимости развития исследовательской компетентности, профессиональных знаний и умений, медиа-образованности как компонентов мастерства учителя; · потребность в самосовершенствовании; · избирательное отношение к медиа-информации, к имеющимся педагогическим теориям и опыту. · Знание сути и назначения педагогического мониторинга; педагогической рефлексии; · знание сущности медиа-образования; · знание механизмов организации педагогического процесса, распространение прогрессивных идей и педагогического опыта посредством массовой коммуникации, а также в результате собственной исследовательской деятельности. · Умение изучать, анализировать, прогнозировать педагогические явления и факты; быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике; · умение воспринимать, понимать, создавать, сохранять, передавать информацию с помощью различных средств; · умение планировать и организовывать педагогический процесс на основе передового педагогического опыта и собственных исследований.

Успешность как интегративный показатель профессионального развития педагога

Об успешности профессионального развития педагога можно судить, если проанализировать организуемый им образовательный процесс.

Прежде всего - определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.

Педагог должен включать в содержании урока значимые для обучающихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, учитывать увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения.

Следующее проявление педагогического мастерства учителя – усвоение обучающимися основных элементов содержания образования:

– качество знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий и др.);

– эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированностьи прочее);

– уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);

– проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции – избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность и др.).

Формирование у учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности, ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.