Сделай Сам Свою Работу на 5

Проектирование складских зон грузопереработки





ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Понятие, сущность, функции и виды складов

Склады помещения, предназначены для хранения материальных ценностей и оказания складских услуг [34, с.103].

Склады – один из основных элементов логистической системы, ее интегрированная составная часть. Они играют важную роль в процессе движения товаров от изготовителя к потребителю и оказывают существенное влияние на общий характер товародвижения. Они определяют его звенность, способствуют устранению нерациональных перевозок, повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта, сокращению товарных запасов в розничной торговой сети.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям [30, с.27].

Основное назначение складов – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей.

Современный склад – это сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток. Склады создаются для временного накопления запасов с целью своевременного снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими или потребителя – готовой товарной продукцией. При этом следует различать следующие функции, осуществляемые системой складского хозяйства (рисунок 1.1).



1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей. В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.



 

Примечание – [43, с.79]

Рисунок 1.1 – Функции складского хозяйства

 

2. Складирование и хранение. Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Утилизация партий отгрузки и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сохранения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (утилизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовку товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверку функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д. [37, с.59-60].

Задачи склада можно рассматривать как в традиционном, так и в логистическом аспекте (рисунок А.1, Приложение А).

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образуют складское хозяйство.



Условия ведения бизнеса сегодня требуют для эффективного выполнения функций по обработке материальных потоков использования современной складской инфраструктуры, активного применения прогрессивных технологий, прикладных компьютерных программ и систем автоматизации технологических процессов, внедрения системы контроля качества оказываемых услуг, поскольку это значительным образом влияет на стратегию принимаемых решений и организацию движения материальных потоков.

Необходимость в складах существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, что объясняет большое разнообразие видов складов. В современной научной литературе достаточно глубоко проработан вопрос, связанный с классификацией складов по различным признакам.

Объективная необходимость в накоплении и содержании запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 – Классификация видов складов

Признак Классификация
По отношению к базисным функциональным областям логистики Логистики снабжения Логистики производства Логистики распределения
По виду продукции Сырья, материалов, комплектующих изделий Незавершенного производства (полуфабрикатов) Готовой продукции Тары Остатков и отходов Инструментов
По форме принадлежности Индивидуального пользования Кооперативные Арендуемые Собственные склады фирмы Склады государственных предприятий

 

продолжение таблицы 1.1

По содержанию выполняемых операций Подсортировочные Распределительные Сезонного или длительного хранения Транзитно-перевалочные (грузовые терминалы) Заготовительные Таможенные Склады сохранения
По товарной специализации Универсальные Специализированные Узкоспециализированные Смешанные
По степени механизации складских операций Немеханизированные Механизированные Частично механизированные Комплексно-механизированные Автоматизированные Автоматические
По этажности здания Одноэтажные с высотой до 6 м Высотностеллажные более 10м Многоэтажные С перепадом высот
По конструкции Открытые площадки Полузакрытые площадки Закрытые сооружения
По размещению Прирельсовые Пристанционные . Портовые Глубинные С автодорожным подъездом
По размеру, м2 600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10 000; 25 000

Примечание –[40, с.326]

 

 

Как видно из таблицы 1.1, по отношению к базисным функциональным областям логистики различают: склады логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения.

По виду продукции различают склады: сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий; промежуточные производственные, т.е. склады незавершенного производства; готовой продукции; тары; остатков и отходов; инструментов.

По форме принадлежности различают склады: индивидуального пользования, принадлежащие одному предприятию; кооперативные, построенные несколькими предприятиями, совместно использующими свое складское хозяйство; арендуемые склады, собственные склады фирмы, склады государственных предприятий.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку содержания выполняемых операций. По этому признаку все склады можно разделить на следующие группы:

– подсортировочные;

– распределительные склады оптовой и розничной торговли;

– сезонного или длительного хранения;

– транзитно-перевалочные (оборотные) – для перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другое;

– заготовительные – для хранения продуктов сельского хозяйства;

– таможенные – для временного хранения грузов, подлежащих таможенному оформлению;

– склады сохранения – для выдачи хранимых товаров со склада на определенный срок и их последующего возврата на склад. Это могут быть, например, станки, оборудование, имеющие высокую стоимость и предназначенные для аренды и повторного многократного использования [40, с.327].

Исходя из товарной специализации склады делят на универсальные – для хранения различных продовольственных или непродовольственных товаров в широком ассортименте и специализированные – для хранения отдельных товарных групп. Кроме того, существуют склады узкоспециализированные – для хранения одного вида товара, а также смешанные – для хранения продовольственных и непродовольственных товаров.

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, частично механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Склады различаются и по этажности здания, т.е. по высоте укладки грузов. Они могут быть: одноэтажные (до 6 м), высотностеллажные (более 10м), многоэтажные и с перепадом высот.

В зависимости от конструкции различают следующие типы складов:

– открытые, представляющие собой отгороженную асфальтированную площадку, приспособленную для хранения продукции. На таких площадках обычно хранятся грузы, на которые не влияют атмосферные условия (бензин, керосин, смазочные материалы);

– полузакрытые склады (навесы), имеющие только крышу или крышу и одну или две стены. Они предназначены для хранения грузов, выдерживающих внешнюю температуру воздуха (вело- и мототовары, металлическая посуда, некоторые строительные материалы, сырье, уголь и т.д.);

– закрытые, используемые для хранения готовой продукции, комплектующих изделий, инструментов, продукции незавершенного производства. Это наиболее удобные и самые распространенные склады, поскольку товар, хранящийся в них, не подвергается влиянию атмосферных воздействий и порче. Кроме того, обеспечивается его материальная сохранность [35, с. 58].

В зависимости от размещения склады подразделяются на прирельсовые, имеющие подъездные железнодорожные пути для подачи и уборки вагонов, пристанционные или портовые, расположенные на территории железнодорожной станции или порта, глубинные, расположенные вдали от железнодорожных путей, речных пристаней и морских портов, склады с автодорожным подъездом.

В зависимости от размеров склады могут быть разными: от небольших помещений в несколько квадратных метров до складов-гигантов, имеющих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Проектирование складских зон грузопереработки

Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжен с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов.

Условно его можно разделить на три основных этапа (рисунок Б.1, Приложение Б)

1) операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров; -

2) операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;

3) операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей.

Первый этап логистического процесса. К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:

1) снабжение склада запасами товаров. Главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей;

2. учет и контроль над поступлением запасов позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объема склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.

Второй этап логистического процесса включает в себя следующие операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:

1) разгрузка и приемка поступивших грузов. Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузки транспортных средств, проверки документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документального оформления прибывших товаров, формирования складской грузовой единицы;

2) Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространстве по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным.

3) складирование и хранение товаров. Процесс складирования и хранения включает в себя:

– закладку товаров на хранение;

– непосредственное их хранение и обеспечение надлежащих для этого условий;

– контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования - эффективное использование объема зоны хранения.

Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей:

1) комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий:

– получение заказов клиентов и оформление отборочного листа;

– отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация;

– укладка отобранного товара в тару, на товароноситель;

– документальное оформление подготовленного заказа;

– формирование отдельных заказов в партию отправки;

– погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных;

2) транспортировка заказов потребителям. Она может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя;

3) сбор и возврат порожней тары. Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю;

4) контроль за выполнением заказов потребителей предполагает контроль за соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров;

5) оказание логистических услуг является важным фактором конкурентоспособности фирмы. Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажные и послепродажное. Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т.д. Продажные услуги включают: полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т.д. К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции [24, с.71-73].

Одним из наиболее важных вопросов организации складского хозяйства на предприятии является проектирование складских зон грузопереработки. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Целью проектирования склада является создание максимально эффективной системы, быстро адаптирующейся к условиям оптимизации логистической системы, в которой она функционирует.

Наиболее важными моментами, решаемыми проектировщиками, являются: этажность склада, определение высоты складских помещений и организация грузопотока (технология грузопереработки).

Приоритетным направлением в строительстве склада являются одноэтажные здания. Высота большинства складских помещений составляет 6 – 10 м, хотя современное автоматизированное оборудование позволяет использовать склады и с гораздо большей высотой потолка — до 30 м [12, с. 44].

Высота склада, а также площадь зоны хранения, зависит от величины потребной вместимости склада, оборачиваемости грузов, технологии грузопереработки, характеристики и конструктивных особенностей подъемно – транспортного оборудования, предназначенного для обслуживания, типов стеллажей, высоты складской грузовой единицы, а также стоимости земельного участка.

При выборе ширины пролетов складского здания необходимо учитывать прямую зависимость ширины пролетов и вместимости склада, при этом стоимость 1 куб. м объема здания уменьшается, особенно с увеличение высоты склада [32, с. 74].

Выбор формы и основных размеров склада в плане определяются с учетом взаимной компоновки его технологических зон и потребных размеров фронтов разгрузки и погрузки грузов на внешний транспорт. Для складов с большим грузооборотом общая длина склада может определяться необходимой длиной погрузочно-разгрузочного фронта.

Конструкция склада и планировка складских помещений должны обеспечивать беспрепятственное продвижение грузопотока, по возможности, исключая встречные потоки.

Материальный поток любой логистической системы должен проходить лишь в прямом направлении, практически, исключая обратную связь. Обратная связь оправдана только при возврате тары, в любых других случаях она связана с низким уровнем управления материальными потоком или с нерациональной организацией его движения. Иными словами, оптимизация логистической системы предусматривает прямое продвижение товара от одного звена к другому (а на макроуровне от одной операции к другой), любое обратное движение увеличивает число операций и повышает издержки обращения [29, с. 81].

Такой подход при грузопереработке на складе, диктует последовательное прохождение всех операций технологического процесса от разгрузки до погрузки в специально предназначенных для этого рабочих зонах (рисунок В.1, приложение В). Оптимизация складской переработки и связанный с этим технико-технологических решений должны начинаться уже на этапе макропроектирования при формировании исходных требований к складу, показателей входящих на складах и выходящих со склада грузопотоков, определения основных параметров складских зон.

Задачами проектирования складских зон является определение его параметров, обеспечивающих рациональное выполнение соответствующего процесса (или операции) при минимальных затратах на единицу продукции (или тонну груза, один условный поддон). При этом необходимо учитывать технико-экономическое обоснование принимаемых технологических и объемно-планировочных решений.

Ключевым критерием выбора наиболее эффективных технических решений являются минимальные затраты.

Проектирование складов и складских зон требует учета всех индивидуальных особенностей функционирования складской системы, поэтому проблема выбора технических и технологических решений имеет особое значение. Необходимо обосновывать:

– размещение склада в складской сети и его связи с внешними грузопотоками;

– выбор места склада на территории застройки с учетом внешней транспортной системы и используемого транспорта;

– взаимосвязь всех помещений складских мощностей;

– выбор складских помещений и зон, необходимых для осуществления выбранной технологии грузопереработки (рисунок 1.2);

 

Примечание – [31, с. 232]

Рисунок 1.2 – Схема организации склада

 

– основные параметры складского здания: ширина пролетов, сетка колонн, высота зоны основного хранения, помещений экспедиции и т. д.;

– оснащенность рабочих зон в соответствии с технологией грузопереработки;

– выбор типов, размеров грузоподъемности складской тары (их число, разновидность, применительно к каждому виду товара);

– выбор типа конструкции, размеров технологического оборудования, обоснование их грузоподъемности;

– выбор типов и основных характеристик подъемно-транспортных машин и механизмов, количество типов и общая потребность по каждому типу;

– выбор видов складирования и его основных параметров (высота складирования груза, число проходов и т. д.);

– выбор технических решений погрузочно-разгрузочного фронта (закрытые, открытые, вне и внутри здания, конфигурация рампы и т. д.);

– основные размеры экспедиций приемки и отправки и их оснащенность;

– общая пространственная компоновка рабочих зон и ее связь с технологическими решениями;

– выбор системы комиссионирования с учетом функционального назначения склада, числа и особенностей комплектуемых заказов, номенклатуры груза и т. д.;

– выбор информационного обеспечения (рисунок 13) [9, с. 66-68].

Примечание – [45, с. 59]

Рисунок 1.3 – Схема информационного обеспечения складского хозяйства

 

Многие параметры складских зон одновременно являются параметрами всего склада, что делает их особенно значимыми. Необходимо также учитывать взаимосвязь и взаимовлияние складских зон при обеспечении процесса грузопереработки. Влияние зон друг на друга выражается в передаче модели грузопотока с одной складской зоны в другую в том виде, в котором был получен при моделировании предыдущей зоны.

При моделировании каждой складской зоны принципы ее оптимальной деятельности рассматриваются исходя из общей цели функционирования всей складской системы (склада).

Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада.

Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие:

– грузовую или полезную, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения;

– оперативную, занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;

– конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п.;

– служебную, занятую под конторы и бытовые помещения [33, с. 39].

Определение размера грузовой (полезной) площади склада может производиться двумя методами: по удельным нагрузкам; с помощью объемных измерителей.

По первому методу размер полезной площади определяется по формуле [33, с. 40]:

 

, (1.1)

 

где Sпол – полезная площадь склада, м²;

Zmax – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т;

qдоп – допустимая нагрузка на 1 м² полезной площади склада, т.

 

В этом случае общая площадь Sобщопределяется по формуле [33, с. 39]:

 

, (1.2)

 

где KU – коэффициент использования общей площади склада.

 

Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по формуле [10, с. 190]:

 

, (1.3)

 

где Sст – площадь, занимаемая одним стеллажом, м²;

nст – количество стеллажей для хранения, шт.:

 

, (1.4)

 

где nяо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения

максимального запаса, шт.;

nяст – количество ячеек в данном стеллаже, шт.;

 

, (1.5)

 

где Vя – объем ячейки стеллажа, м²;

g – удельный вес хранимого материала, т/м³;

Ко – коэффициент заполнения объема ячейки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.