Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие личности как педагогическая проблема. Основные факторы и условия, детерминирующие формирование личности.





Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматриваются различными науками: возрастной физиологии и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразования старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.



К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.



Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.

В рамках психологии и педагогики наиболее распространенными являются 3 основных подхода к проблеме личности и факторам ее развития: биологизаторский, социологизаторский и биосоциальный подходы.

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и другие). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Биологизаторские идеи обнаруживаются уже в воззрениях древних философов. Еще Платон считал, что все дается человеку от природы, что ребенок - «это взрослый человек в миниатюре» и что задача учителя сводится лишь к тому, чтобы развивать эти природные данные ребенка. Именно в этих и подобных утверждениях находятся истоки теории преформизма.

Биологизаторские идеи стали теоретической основой возникновения бихевиоризма, получившего широкое распространение в конце XIX- начале XX вв. (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, С. Холл).

Биологизаторские идеи легли также в основу теории развития личности, разработанной французским социологом Шарлем Летурно и итальянским психиатром и криминалистом Чезаре Ломброзо.



Первый считал, что развитие человека определяется не уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, не воспитанием, а наследственностью. По его мнению, отпечаток прошлого неистребим и пороки человека (пьянство, воровство, склонность человека к насилию, к убийству и т. д.) являются врожденными. Ч. Ломбразо разделял эту точку зрения и утверждал, что преступность порождается не социальными условиями жизни общества, а проявляется как атавизм, поэтому она в обществе неизбежна.

Кстати, и в наше время многие зарубежные, да и в прошлом советские ученые П. К. Анохин, Н.М. Амосов и др. считают, что нравственность человека обусловлена наследственностью, что человеческая природа неизменна, ибо человек, как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю историю своего развития.

Однако, как показывает опыт и многочисленные исследования ученых, наследственность не всесильна. Иначе чем можно объяснить, что человеческое дитя, попав в стаю животных, приобретает их повадки и теряет свой богатый природный фонд, в том числе - вертикальный способ хождения и речь?

Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психологические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Наиболее интегративным и востребованным в современной педагогической науке является именно биосоциальный подход, поскольку современные педагогические теории рассматривают личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые придают человеку силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера, тем самым, определяя весь облик личности.

Таким образом, следует говорить о необходимости равноценного учета в педагогическом процессе всех факторов в их взаимообусловленности и взаимовлиянии. Даже самые превосходные биологические предпосылки могут остаться не актуализированными без стимулирующих социальных факторов, в то время как личность с небольшими задатками может достичь выдающихся результатов, хотя при отсутствии определенных задатков выдающиеся результаты невозможны. Любое внешнее направляющее влияние будет непродуктивным в отсутствии внутренней активности, в то время, как и наличие высокой внутренней активности без внешнего стимулирования с трудом может обеспечить продуктивный результат.

Таким образом, любой педагогический процесс, ставящий перед собой задачу формирования личности и развитие индивидуальности, должен учитывать все факторы развития в их комплексности:

1. наследственность (биологический фактор);

2. социальная среда (стихийное внешнее воздействие);

3. воспитание (целенаправленное внешнее влияние на развитие);

4. собственная активность воспитуемого, мотивация

Остановимся более подробно на таком факторе развития личности как воспитание. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Решающим в целенаправленном формировании и развитии личности является научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении. Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Следует отметить, что, несмотря на большую роль наследственности и социальной среды в формировании личности и индивидуальности, все же ведущим и определяющим фактором следует признать именно воспитание. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой важнейшей для педагогики категории:

воспитание (в широком смысле) понимается как воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), как социальное, целенаправленное создание условий для развития человека;

воспитание (в узком смысле) – это целенаправленная, специально-организованная и систематическая деятельность, призванная сформировать у детей систему личностных качеств, взглядов и убеждений, отношений и мировоззрения.

Кроме того, воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например, воспитание общественной активности, коллективизма.

Важным понятием для педагогики является также воспитуемость – откликаемость ребенка на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития. Данное понятие позволяет учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на процесс развития, воспитание само зависит от развития, оно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношения развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного формированием наследственности и среды. Этим и объясняется тот факт, что не все люди поддаются воспитанию в равной мере, диапазон податливости очень широк – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Русский психолог и педагог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенкомзона актуального развития, но и зоне ближайшего развития, т.е. тому уровню развития, который будет достигнут ребенком в ближайшее время. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перешла бы в зону актуального развития.

Различные трактовки и мнения о силе воспитательного процесса, а так же его роли в становлении личности можно увидеть на примере следующих афоризмов:

«Воспитание может все» (Гельвеций).

«Надо детей учит как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь,- это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, - именно то, что они получают пресыщение… учения и потому отвращение к нему» (Л.Н.Толстой).

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В.Г. Белинский).

Влияние на развитие человека наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним существенным фактором, а именно личной активностью человека, которая является непременным условием развития его способностей и дарований. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. В связи с этим встает проблема самовоспитания и саморазвития. Данный вопрос выносится для самостоятельной подготовки. При этом особое внимание следует обратить на определение понятие самовоспитания, приемы самовоспитания и его виды.

Литература для самостоятельной подготовки:

Основы педагогики: Учеб. пособие/А.И..Жук, И.И.Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И.Жука. - Мн., 2003. - С. 146-147

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М., 2000 - С.135-137

Таким образом, очевидно, что процесс развития и формирования гармонично развитой личности предполагает тесное совместное взаимодействие всех четырех факторов, в ходе которого ни в коем случае нельзя умалять роли и значения ни одного из них.

Сущность социализации. Становление личности в процессе социализации.

 

Огромное влияние на формирование личности оказывает социальная среда –это духовные и материальные условия жизни человека.Воздействиеэтой среды приносит формирующие личность результаты.Среди них важнейшими являются:

образовательные(понимание гражданами окружающего мира, происходящих событий и своего места в обществе);

воспитательные(у человека формируются убеждения, культурные, моральные и эстетические взгляды, определенное отношение к миру, изменяются мотивы и привычки поведения и т. д.);

обучающие(формируютсязнания по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовые и профессиональные навыки);

развивающие(формируются потребности, интересы, склонности; развивается интеллект, нравственность и т.д.).

Однако характерная особенность воздействия социальной среды на личность – это ее стихийность, неуправляемость и случайность. Кроме того, это влияние оказывают чаще всего люди, не имеющие педагогической подготовки (друзья, родители). Поэтому воздействия среды нередко бывают таковы, что перечеркивают многое из того, что было сформировано в школе усилиями педагогов.

О влиянии на человека среды замечательно сказал А. С. Макаренко: “Воспитывает все: вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот хаос не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создаст в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитания”.

Механизм и процесс формирования личности под воздействием социальной среды раскрывается на основе понятия «социализация». Социализацияэто процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализацииэто конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализацииэто учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализацияэто процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализацияэто процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформулировать социальные стереотипы и стандарты, образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношении к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путём восхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитии и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Факторы социализации — это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Существует огромное количество факторов социализации, но их можно объединить в три группы:

1. Макрофакторы — влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей (космос, планета, общество, государство);

2. Мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город) и т.п.

3. Микрофакторы — влияют на социальные группы, на конкретных людей (семья, организация и т.п.).

Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которым протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможности оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития.

В последние годы всё большее значение придают макрофакторам социализации.

Механизмы социализации:

1. Эмпатия — сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживание;

2. Идентификация — отождествление себя с другим субъектом, группой, образцом;

3. Сублимация — перевод любого инстинктивного влечения, потребности и мотива в возвышенное влечение, стремление и социально-приемлимую деятельность;

4. Интеллектуализация — вместо реальных действий по разрешению ситуации человек абстрактно рассуждает о ней;

5. Проекция — приписывание собственных нежелательных черт другим.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.