Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура личности, её анатомо-физиологические, психические и социальные свойства и качества.





“Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Так К.Д. Ушинский понимает задачу педагога: изучить природу ребенка. В науке имеются разные теории личности. В зависимости от понимания сущности личности строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Диалектический взгляд на сущность человека утверждает: человек – биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

Что касается личности, то современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменение в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.)

Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личноститворческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личностисоциальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.



Понятие личности является очень сложным, широким, комплексным. Личность –системное социальное свойство каждого человека, его социальная сущность и облик, главная характеристика человеческого цивилизованного существа.

Личность может рассматриваться в контексте различных научных дисциплин и соответственно каждая их них выделяет в анализе личности разные аспекты.

В социологии личность оценивается в соответствии со своими социальными ролями или по социально-демографическим данным.



В психологии личность рассматривается как главная внутренняя характеристика человека, его интеллектуальная развитость.

В педагогике имеется специфический подход в анализе личности, который выражается в следующих её характеристиках:

- педагогика не рассматривает личность как таковую, а рассматривает становление и формирование личности (т. е. сам процесс); при этом мы наблюдаем, как происходит становление педагогических свойств личности (воспитанность, обучаемость);

- педагогика признает факт возникновения и изменения педагогических свойств каждого человека, что происходит в процессе социализации личности;

- педагогика рассматривает подход к личности, как ни к пассивному объекту, накопляя социальным опытом, а рассматривает личность как субъект общественных отношений и субъект педагогических систем; но этот субъект должен проявить активность и самостоятельность усвоения опыта, несёт ответственность за свою жизнь.

Таким образом, личность системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе. По К. К. Платонову, выделяются четыре подструктуры личности:

· биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;

· психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.;

· опыт: умения, навыки, знания, привычки;

· направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр..

· Рис.3 Таблица «Иерархическая структура личности» (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательныхпроцессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального )
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. П.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 



Или:

1. биологически обусловленная подструктура: темперамент, врожденный тип нервной системы, пол и возраст, составляющие основу для врожденных задатков.

2. биологически-социально обусловленная подструктура: индивидуальные особенности памяти, мышления, восприятия и способности, которые зависят и от врожденных факторов и от тренировки.

3. социально обусловленная подструктура: индивидуальный социальный опыт, зависящий от вписанности в ту или иную культурную и социальную среду.

4. социально-биологически обусловленная подструктура: направленность личности, ее интересы, взгляды, убеждения, мировоззренческие особенности характера и самооценки, формирующиеся в процессе интериоризации социального опыта на основе врожденного генного уровня, а также личностной мотивации и активности.

Иными словами, природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развивается личностное начало.

Иначе понимают сущность человека религиозные учения. Христианство, в частности, учит, что природа человека двойственна, в ней есть человеческое, греховное начало (тело, душа) и божественное, высшее - дух. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение, очищение через выполнение заповедей, духовный опыт Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами.

З. Фрейд, стоя на естественнонаучных понятиях, выделял в личности три сферы: подсознание («Оно»), сознание, разум («Я») и сверхсознание («сверх - Я»). Природной и разрушительно опасной основой личности З. Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле «стимул-реакция», рассматривая личность как набор поведенческих реакций в ответ на ситуации. Развитие личности происходит путем выработки правильных реакций на внешние стимулы.

Все рассмотренные учения выделяют в личности природные, низшие, пласты и высшие структуры (дух, направленность, сверх - Я), однако объясняют природу последних по-разному: дух имеет сверхчувственные источники; направленность обусловлена социальным окружением человека, его общественной природой.

Понятие «индивидуальность» дополняет характеристику личности. Индивидуальностьсочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Это уникальная, самобытная личность, которая проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве творческих и познавательных процессов, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность личности как единственный и неповторимый в истории человек отличается мерой и особенностями присвоения и обогащения культурного опыта.

Если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже, в некоторой мере, социальное, так как может реализовываться только при наличии Ты, Другого.

И все же, если главным аспектом формирования личности является усвоение общественно-исторического опыта, то основным моментом формирования индивидуальности – интериоризация, личностное восприятие и самостоятельное осмысление этого опыта. Быть личностью значит «иметь лицо» - твердые убеждения; быть индивидуальностью значит проявлять своеобразие.

Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» относятся к одному субъекту деятельности, Их взаимосвязь может быть передана следующей формулой: «Человек проявляется в том, что индивидом он рождается, личностью становится, а индивидуальность отстаивает».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.