Сделай Сам Свою Работу на 5

Существенные ограничения развития (WT)





1. Недостаточный уровень безопасности в республике.Ограниченные возможности Республики Северная Осетия-Алания по оказанию стабилизирующего влияния на соседние регионы в сочетании с высокой степенью угрозы привнесения социальной нестабильности и терроризма из прилежащих регионов и государств приводят к сильной зависимости от фактора безопасности прилегающих территорий. В данных условиях ожидается продолжительное негативное внешнее влияние на имидж республики, в том числе в области инвестиций и туризма (снижение объемов инвестиций и потоков туристов). Настоящая ситуация требует принятия активных мер компенсации угроз и рисков, в том числе на межрегиональном уровне с активным привлечением заинтересованного в безопасности на Северном Кавказе федерального центра.

2. Малый размер ВРП и дотационность бюджета республики.Низкая собираемость налогов, их относительно небольшой объем ввиду малого размера ВРП во многом обусловливают дотационность бюджета региона. Угроза уменьшения со временем акцента на Северный Кавказ во внутренней политике России и, как следствие, снижение доли финансирования федеральных программ поддержки Северного Кавказа могут привести к уменьшению федеральной поддержки (несмотря на перспективный рост федерального бюджета). Следствием этого станет сокращение и без того умеренных возможностей республики поддерживать реализацию проектов за счет собственных средств и/или с федеральным финансированием.



3. Дефицит квалифицированных кадров. В настоящее время практически все сектора экономики республики испытывают острый недостаток квалифицированных технических специалистов и опытных управленцев, что негативно сказывается на качестве продукции и производительности труда. Проблема усугубляется высоким уровнем безработицы, способствующим отъезду специалистов в другие регионы в целях получения доходов, не дожидаясь появления вакансий в республике. В этих условиях требуется принятие мер по удержанию и обеспечению притока в республику квалифицированных кадров.

4. Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности.Проблема эффективной защиты интеллектуальной собственности актуальна на всей территории России и не может быть эффективно решена в рамках одного региона. Несмотря на заметный прогресс в данном направлении, общая ситуация остается довольно проблемной для высокоэффективной деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью. Решением является активная позиция региональных властей в вопросе вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.



5. Снижение таможенных барьеров при вступлении России в ВТО.Постепенное моральное и физическое устаревание производственных мощностей предприятий республики, низкие темпы обновления основных фондов и их неэффективное использование приводят к потере конкурентных преимуществ по отношению к мировым лидерам соответствующих отраслей, постоянно обновляющим парк производственного оборудования. Вступление России в ВТО означает снижение и снятие множества существующих таможенных барьеров, препятствующих ценовому демпингу со стороны мировых производителей. Это приведет к высокой конкуренции на внутреннем рынке России, заметному сокращению небольшой рыночной доли местных производителей вплоть до угрозы закрытия отдельных предприятий. Кроме того, вступление России в ВТО может снизить интерес иностранных инвесторов к организации совместных предприятий на территории республики в связи с уменьшением затрат на поставку товаров в Россию.

6. Низкая социально-экономическая активность молодежи. Низкая социально-экономическая активность молодежи в сочетании с высоким уровнем безработицы, низкой социальной мобильностью, наркоманией, преступностью и угрозой воздействия крайних идеологических и религиозных течений могут создать крупное препятствие на пути модернизации экономики, основанной на развитии человеческого капитала. В этой связи требуется постоянное и пристальное внимание к вопросу молодежной политики, вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, спортивную, социальную деятельность, проведение профилактики экстремизма и развитие толерантности, опираясь на культурный опыт республики.



7. Низкая конкурентоспособность ресурсной модели развития промышленности республики.Удаленное географическое положение республики от основных источников сырья в России, истощение основных месторождений руд цветных металлов и малоосвоенный гидропотенциал в сочетании с непрерывным ростом внутрироссийских цен на энергоносители приводят к увеличению и без того значительных издержек и потере конкурентоспособности сырьевой промышленности республики. При сохранении сложившихся тенденций высока вероятность сокращения объемов производства и замедления темпов экономического роста данного сектора экономики. Здесь также накладывается общая тенденция сохранения ресурсной специализации экономики России, что уменьшает стимулы к инновационному развитию и повышению добавленной стоимости продукции.

8. Повышение цен на строительные материалы в условиях снижения поставок местной продукции.Устойчивому развитию предприятий отрасли производства строительных материалов в настоящее время препятствует высокая степень износа основных фондов. В свою очередь, это приводит к росту стоимости строительства вследствие замещения местных строительных материалов ввозимыми и позволяет производителям юга России входить и закрепляться на местном рынке. В этой связи необходимо предпринять меры по стимулированию технического перевооружения местных производителей строительных материалов, привлечению внешних инвесторов для создания новых и совместных с местными производителями предприятий. Эффективной мерой может стать создание специализированного промышленного кластера с особыми условиями развития.

9. Низкая привлекательность республики для транзитных транспортных потоков.Отсутствие обходов крупных населенных пунктов, а также наличие параллельного северного маршрута снижают привлекательность транзитных перевозок по территории республики в направлении восток – запад. Напряженные экономические отношения России с Грузией и отсутствие федеральной концепции развития и функционирования транспортного коридора «Север-Юг» привели к резкому сокращению транспортных потоков в этом направлении. Данные обстоятельства приводят к снижению общей привлекательности республики для транзитных транспортных потоков.

10. Ограничения для развития рынка финансовых услуг.Дефицит капитала в финансовой системе республики (как следствие – дефицит финансово-кредитных ресурсов для бизнеса) в сочетании с угрозой конкуренции со стороны филиалов федеральных банков, находящихся на территории республики, могут помешать местным организациям воспользоваться общими высокими темпами роста и значительным размером российского финансового рынка.


Приоритеты стратегических направлений развития

Четвертый этап SWOT-анализа позволяет определить основные направления стратегических действий руководства Республики Северная Осетия-Алания (Таблица ).

Таблица – Матрица стратегических приоритетов

Стратегические установки
Высшего приоритета Среднего приоритета Низшего приоритета
1. Увеличение ВРП и снижение дотационности бюджета республики. 2. Развитие Республики Северная Осетия-Алания как культурного центра Северного Кавказа. 3. Повышение уровня безопасности в республике. 4. Повышение инвестиционной привлекательности республики. 5. Развитие Республики Северная Осетия-Алания как инновационного региона в Северо-Кавказском федеральном округе. 6. Повышение эффективности органов регионального и муниципального управления. 7. Повышение конкурентоспособности промышленности республики за счет перехода от ресурсной к инновационной модели. 8. Повышение качества жизни в республике. 9. Развитие рынка финансовых услуг за счет улучшения инвестиционного климата в республике. 1. Развитие высокотехнологичной промышленности с ориентацией на выпуск продукции высоких переделов и конечных изделий. 2. Развитие туризма на территории республики. 3. Развитие сельского хозяйства, рыбоводства и пищевой перерабатывающей промышленности. 4. Развитие отрасли капитального строительства. 5. Развитие отраслей добычи и переработки природных ресурсов. 6. Укрепление материально-технической базы и поддержка образования в сфере культуры. 7. Модернизация и строительство спортивных объектов и пропаганда здорового образа жизни. 8. Совершенствование нормативно-правовой и инфраструктурной базы в целях стимулирования развития индустрии туризма и рекреации. 9. Модернизация и развитие систем коммунальной инфраструктуры. 10. Повышение эффективности и снижение стоимости оказания транспортных и логистических услуг. 11. Повышение производительности труда. 1. Развитие институтов поддержки освоения возобновляемых источников энергии. 2. Экология и охрана окружающей среды. 3. Привлечение квалифицированных кадров. 4. Создание эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности. 5. Повышение социально-экономической активности молодежи. 6. Снижение цен на строительные материалы за счет развития производств и увеличения поставок местной продукции. 7. Повышение привлекательности республики для транзитных транспортных потоков в направлении восток – запад за счет строительства обходов крупных населенных пунктов.  

 

Стратегические действия руководства Республики Северная Осетия-Алания были разбиты на три группы по приоритетам реализации и необходимости мобилизации средств:

стратегические установки высшего приоритета – постоянный контроль кабинета министров, бюджет республики;

стратегические установки среднего приоритета– постоянный контроль отдельных министерств, госгарантии, привлеченные инвестиции;

стратегические установки низшего приоритета– постоянный контроль структур при правительстве республики, отчеты кабинету министров, по возможности использование только собственных источников финансирования и привлеченных инвестиций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.