Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценностные ориентации подростов и факторы, влияющие на их формирование





 

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной реальности и в данном качестве описывает мотивацию его поведения, делает значительное воздействие на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации описывают внутреннюю готовность к совершению конкретной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, показывают на направленность ее поведения.

Ценность каждого человека – это всё то, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация».

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, описывающий тенденцию направленности и содержание активности личности, характеризующий единый подход человека к миру, к себе, придающий значение и направление личностным позициям, поведению, действиям [34].

Ю.В. Артюхова пишет, что понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, но точное концептуальное разделение меж этими понятиями до сих пор отсутствует.



Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностные ориентации различались или по параметру «общее – индивидуальное», или по параметру «реально действующее – рефлексивно осознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [22].

С.Я. Ермолич считает, что ценностные ориентации – главнейший компонент сознания личности, значительно оказывающий большое влияние на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как составляющее структуры личности они отображают ее внутреннюю готовность к деяниям по ублажению необходимостей и целей, предоставляют направление ее поведению во всех сферах деятельности.



Особенность ценностных ориентаций состоит в том, что эта группа более плотно связана с поведением субъекта, правит данным процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой специальным образом структурированную и иерархическую систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, показывают и замечают себя в фактическом поведении. Ценностные ориентации считаются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности [8].

По мнению С.Я. Ермолич, ценностные ориентации включают в себя три компонента:

1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию, субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом [8].

Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.



Особое значение развитие ценностных ориентаций имеет в подростковом возрасте. Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет. Его именуют переходным возрастом, потому что же в процессе данного этапа совершается особенный скачок от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый.

В.А. Крутецкий подмечает, что переход от детства к взрослости пронизывает все стороны формирования школьника и его анатомо-физическое, и умственное, и высоконравственное развитие, и все типы его деятельности: учебную, трудовую и игровую [14].

О.П. Солодилова утверждает, что подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей [30].

Э. Штерн осматривал подростковый возраст как один из шагов формирования личности. Центральной неувязкой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности главную роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, характеризующая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн хотел поменять старую пословицу («Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты»), придав ей другое значение («Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты») [18].

Исходя из того, какая ценность переживается как наивысшая, характеризующая жизнь, абсолютно по-всякому формируется личность. Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности.

Э. Штерн описал шесть этих типов:

1. Теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

2. Эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;

3. Экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;

4. Социальный - «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;

5. Политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

6. Религиозный - такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира» [18].

Определяя каждый из типов, Э. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей. Напротив, все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности. Но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь [18].

Ценностные ориентации подростка, - пишет С.Я. Ермолич, - формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей [8].

А.А. Реан даёт следующую классификацию ценностных ориентаций подростка:

1. Ценность счастливой семейной жизни является приоритетной в ряду других жизненных ценностей старшеклассников. Это объясняется тем, что в постоянно меняющемся, нестабильном обществе семья остается еще пока той незыблемой ценностью, на которую можно опереться [23].

Однако многие современные подростки ставят на первое место карьеру, достижение жизненного успеха и самореализацию за пределами семейной жизни;

2. Желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками и существенно влияет на выбор профессии и места работы [23];

3. Потребность в дружеских отношениях является не только одной из центральных, но наиважнейшей среди прочих подростковых ценностей [12].

В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности.

В.А. Крутецкий отмечает, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей [14];

4. Культурные и познавательные ценности. Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентаций современных подростков следует также отметить относительно низкий уровень значимости идей приобщения к культуре, познания себя и развития своих способностей. Очевидно, что усваиваемые молодыми взгляды и установки во многом являются отражением существующих в современном обществе идеалов и нематериальные ценности, ценности более высокого порядка недоступны большинству подростков [23].

Тематический анализ литературных источников позволил выделить факторы формирования ценностных ориентаций подростка [таблица 1].

Таблица 1

Факторы формирования ценностных ориентаций подростка

Внутренние факторы Внешние факторы
Особенности самоотношения Семья
Самооценка Группа сверстников
Акцентирование черт характера Школа
Тип высшей нервной деятельности Средства массовой информации
Волевые качества личности Искусство
Уровень интеллектуального развития Молодёжная субкультура
Эмоциональные реакции  

 

М.С. Яницкий отмечает, что формирование ценностных ориентаций зависит от целого комплекса связанных между собой внутренних факторов, относящихся к разным уровням индивидуальности: особенности самоотношения, самооценка, акцентирование тех или иных черт характера, тип высшей нервной деятельности, - которые определяют общую стратегию взаимодействия подростка с социальной средой - сильный или слабый тип реагирования, мотивацию достижения успеха или избегания неудачи.

Особое место в этом ряду, как считает М.С. Яницкий, занимают волевые качества личности. Уровень становления волевых свойств характеризует мощь внутреннего источника активности старшеклассника, направленной на те, или другие цели, в том числе на оценку окружающей реальности и на выработку личной, автономной системы ценностей [39].

М.С. Яницкий утверждает, что возможность выбора определяется способностью к моральным суждениям, зависящей от уровня общего интеллектуального развития. Уровень интеллектуальных способностей выступает условием формирования различных понятий, категорий, значений, личностных смыслов - категориальной сетки значений, являющейся средством совершения акта оценки. В ходе акта оценки какому-либо явлению на основании соответствующих критериев норм, целей, требований, идеалов и т. д. придается определенная ценность, т. е. значение. Результатом такой оценки является вывод индивида о мере соответствия оцениваемого явления признаваемым критериям.

Б.И. Додонов отмечает, что в формировании ценностных ориентаций наряду с когнитивными компонентами важную роль играют также и эмоциональные реакции. Ориентация человека на определённые ценности, как пишет Б.И. Додонов, может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки - рациональной или эмоциональной).

П. Хайду утверждает, что в отсутствие эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне. Таким образом, эмоциональное подкрепление является необходимым условием внутреннего принятия осознанных благодаря рациональной оценке социальных норм и общепринятых принципов [39].

Помимо внутренних факторов на формирование ценностных ориентаций подростка влияют также внешние факторы. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве внешних факторов формирования ценностных ориентаций подростка.

Семья ребёнка была и остаётся главным проводником социальных и культурных ценностей. Сила воспитательного влияния семьи обусловлена характером процесса усвоения нравственного опыта в ней.

А.Г. Харчев отмечает, что этот процесс имеет ряд особенностей [13]:

1. Влияние родителей является первейшим влиянием взрослых на формирование личности ребенка, а первое восприятие, как известно, является самым сильным и имеет тенденцию к сохранению, оно осуществляется, прежде всего, путем реального примера жизни родителей;

2. Затрагивает многие стороны жизни ребенка, в том числе и сокровенные, что создает особую психологическую и эмоциональную атмосферу в семье;

3. Опирается на традиции послушания, царящие в отношениях с отцом и матерью [13].

Для формирования ценностей, - пишет И.Ю. Шилов, - важно, как воспитывается подросток в семье. Семья сможет выступать в виде как позитивного, так и негативного фактора воспитания. И тогда как никакой иной социальный институт не имеет возможности потенциально нанести столько ущерба в воспитании детей, сколько в состоянии сделать семья. Семья - это определенного рода коллектив, играющий в воспитании главную, долговременную и важную роль [36].

По мнению Ю.В. Васильковой, нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения - все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведение родителей - играет свою роль в воспитании ребенка [6].

Именно от родителей зависят ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

В.И. Кулаков подчёркивает, что сформированная родителями привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит подростку выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях [15].

В старшем школьном возрасте увеличивается и становится наиболее действенным влияние групп сверстников. Общение со сверстниками является главным «каналом информации». По нему школьники узнают информацию, которую им по каким-нибудь причинам не информируют взрослые. Также, общение с ровесниками, это «своеобразный вид деятельности и межличностных взаимоотношений». В процессе данного общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, возрастает набор его социальных ролей, расширяется представление о своей личности. И.С. Кон сообщает о том, что включение в общество сверстников расширяет способности самоутверждения ребенка, даёт ему новейшие роли аспекты самооценок. В течение всего времени как расширяется и обогащается круг его «приспособлений», выражающийся словом «Мы», усложняется и «образ Я» [21].

Общение с ровесниками для подростка является самостоятельной и значимой сферой жизни. В общении он реализует потребность приобрести индивидуальность и добиться признания людей, которые его окружают, стать похожим на взрослого. Поэтому особую ценность приобретают такие качества, как смелость, смекалка, умение понять товарища и оказать ему помощь. Несоответствие между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении, отмечает А.Г. Харчев, - толкает его на поиск группы, в которой он может себя утвердить в другом качестве [ 13].

Нередко подросток начинает подражать товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми».

Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.

В размышлениях о поведении товарищей, утверждает А.В. Захарова, складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, нормы и ценности, которые особенно ценятся сверстниками [2].

По мнению Е.В. Сичкар, одну из главных ролей в жизни подростка играет школа. В школе подросток общается со своими сверстниками и учителями около 6 часов в день и каждый из них влияет на его жизнь, на его поведение, ценности, на его воспитание. Поэтому роль школы в воспитании подростка очень велика. Школа даёт подростку не только знания по общеобразовательным дисциплинам, но и духовно-нравственное воспитание [29].

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях, разного типа и уровня, ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

С.А. Смирнова считает, что средством осуществления этих ценностных ориентаций становится школьный коллектив как социальная общность, объединяющая подростков совместными целями, общей деятельностью и переживаниями [31].

Немаловажную роль в социальном становлении будущей личности подростка играет классный руководитель. Классный руководитель, - пишет Е.В. Сичкар, - проводит классные часы на различные темы: гражданско-патриотические, духовно-нравственные, экологические, спортивно-оздоровительные, а также осуществляет трудовое воспитание подростка и ведёт профилактику безнадзорности и правонарушений, так как сейчас эта проблема стоит достаточно остро [29].

Р.С. Немов отмечает, что в процессе школьного воспитания и обучения у подростка формируются убеждения, мировоззрение, система социальных установок, ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе [16].

И.К. Безменова отмечает, что получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно подростков и молодёжи [1].

Среди данной возрастной категории замечено снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.

Активное приобщение личности к различным видам искусства помогает формировать позитивные ценностные ориентации, способствует более успешному нравственному становлению, помогает осознанию, уточнению целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально - творческой деятельности, развития индивидуальных способностей в целях более эффективной адаптации к современным перспективным условиям среды.

По мнению И.К. Безменовой, нравственные ценности проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку. Следовательно, искусство является эффективным средством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в ее становлении, а также поможет реализовать возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам [1].

Большую роль на формирование ценностных ориентаций подростка оказывает его участие в молодёжной субкультуре. И.В. Воронов даёт следующее понятие молодёжной субкультуре: молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи в возрасте от 14 до 30 лет [40].

Развиваясь, субкультуры вырабатывают индивидуальные особенности: единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.

А.С. Северная отмечает, что имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура [26].

Со временем у представителей субкультур вырабатывается свой язык - сленг. Молодежный сленг, - пишет И.А. Рыжкова, - представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребимых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или «аромат» [25].

Любой субкультуре присуща философская направленность - это совокупность взглядов на мир и место человека в нём, зависящих от ценностных ориентаций представителей той или иной субкультуры.

Нормы поведения молодёжных субкультур, - пишет М.А. Низиков, - представляют собой сферы и меры регулятивного влияния в зависимости от своей социальной направленности:

1. Нормы в просоциально направленных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной субкультуры;

2. В антисоциально направленных субкультурах нормы прямо противоположны общественным;

3. В асоциально направленных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы [17].

Молодёжная субкультура - это культура, созданная подростками и молодыми людьми для себя, то есть для собственной группы, и не рассчитанная на ее массовое потребление. Она помогает подросткам адаптироваться к жизни, освоить новые социальные роли, нормы и ценности.

Таким образом, ценностными ориентациями для подростка выступают наиболее значимые и важные жизненные цели и установки, которые формируются под воздействием внутренних и внешних факторов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.