Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы технического регулирования





ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Закон «О техническом регулировании»

 

Правовой основой стандартизации, на которой базировалась практическая деятельность по стандартизации, являлись Федеральные Законы «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О защите потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», другие правовые и технические законодательные акты, документы технического нормирования, ветеринарные и санитарные правила и нормы. Следует отметить, что современные документы технического нормирования безопасности и качества продукции, подтверждения соответствия, государственного надзора и контроля не образуют единую систему взаимоувязанных мер, так как отдельные элементы этой системы складывались в старых условиях хозяйствования. Недостатки существующего порядка оценки качества проявляются в следующем:

избыточность в отношении перечня продукции, подлежащей обязательной проверке;

неоправданное административное воздействие на деятельность субъектов хозяйствования;



существование неоправданных барьеров для развития бизнеса;

нарушение законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора за качеством продукции.

Формирование иных экономических отношений, появление новых форм собственности, создание предпосылок для развития свободного рынка товаров, в том числе международного, требует приведения отечественного законодательства в этой области к международно-признанным нормам и правилам, закрепленным в документах Всемирной торговой организации (ВТО).

В этой связи в декабре 2002 г. Государственной Думой был принят новый Федеральный Закон «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.02). Закон вступил в силу с 1 июля 2003г и с этого момента его требования являются обязательными к исполнению. В связи с этим Закон «О стандартизации», а также «О сертификации продукции и услуг»утратили силу.

То есть, необходимость разработки нового Закона связана с:

совершенствованием существующей правовой основы стандартизации при установлении обязательных требований к качеству продукции, процессам ее производства и методам контроля;



реформированием требований к качеству продукции и подтверждения ее соответствия обязательным требованиям с учетом требований ВТО в сфере стандартизации и сертификации, в связи с планируемым вступлением России в ВТО.

Разработку Закона связывают с необходимостью снижения административного давления на производителей продукции и услуг. Его основной целью является упорядочение такой функции государства, как обеспечение безопасности продукции для потребителей. Закон кардинально меняет действующие сегодня подходы к стандартизации и оценке соответствия (сертификации). Он впервые создает основы для проведения единой политики государства и предпринимателей в области стандартизации для того, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

Новизна подхода в решении этих вопросов, стратегическое значение Закона, заключается в том, что все требования к качеству продукции разделены на два уровня:

обязательные требования – это все, что касается безопасности продукции. Эти требования отражаются в технических регламентах;

добровольные требования – остальные параметры, которые характеризуют потребительские и эксплуатационные свойства продукции. Эти свойства отражаются в стандартах, которые продолжают действовать, наряду с регламентами, но на добровольной основе.

Таким образом закон предусматривает государственный контроль за безопасностьюпродукции и услуг в сфере их производства, но не обращения. Проблемы качества продукции и услуг в сфере обращения, то есть реализации продукции, должны регулироваться отношениями между производителем продукции и ее потребителем. В условиях конкуренции и большого разнообразия продукции на рынке изделия отдельных производителей, которые имеют низкое качество, могут не найти спроса.



Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, которые возникают:

при разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

при оценке соответствия.

Предметом законодательного регулирования являются отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами, которые возникают при:

установлении обязательных технических норм и правил;

подтверждении соответствия продукции, процессов (методов) ее производства обязательным требованиям стандартизации;

аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

привлечении к ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и финансировании работ в области технического регулирования.

Следует отметить, что со вступлением в силу Закона «О техническом регулировании» утрачивают свое действие Законы «О стандартизации» и «О сертификации».

Основные понятия

Для обеспечения единой терминологии законом предусмотрено использование основных понятий, представленных в таблице.

 

Понятие Формулировка
Технический регламент Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
Техническое регулирование Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ по оказанию услуг; оценки соответствия.
Национальный стандарт Стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации
Международный стандарт Стандарт, принятый международной организацией
Форма подтверждения соответствия Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора
Сертификация Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора
Декларирование соответствия Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов
Декларация о соответствии Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов
Знак обращения на рынке Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой продукции требованиям технических регламентов
Знак соответствия Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту
Подтверждение соответствия Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов
Заявитель Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия

Основные принципы технического регулирования

Основными принципами технического регулирования являются:

применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также выполнению работ и оказанию услуг;

соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимость органов по аккредитации органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единая система и правила аккредитации;

единство правил и методов исследований (испытаний), и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента.

Закон рассчитан на длительную перспективу и предполагает постепенный переход к новым принципам оценки качества продукции и услуг. Продолжительность переходного периода составляет семь лет, в течение которых предстоит работать параллельно в двух системах технического регулирования: старой и новой. Поэтому при обсуждении вопросов отраслевой стандартизации и сертификации будут представлены материалы, как по существующей системе, так и вновь вводимой.

Следует отметить, что реализация целей, поставленных Федеральным Законом, может быть достигнута при интенсивном развитии и введении в действие альтернативных рыночных форм регулирования качества:

добровольной сертификации;

страхование ответственности за ущерб;

внедрение систем управления качеством.

Технические регламенты, содержание регламентов

 

Согласно определению, технический регламент - это федеральный закон, который, в том числе, устанавливает обязательные для применения и соблюдения характеристики продукции. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, упаковке, способу исполнения, маркировке или этикетировке. То есть содержание регламентов определяется целями, которые необходимо достигнуть в результате разработки технического регламента. Основными целями принятия технических регламентов являются:

защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

Технические регламенты включают:

-минимально необходимые требования, которые обеспечивают любую безопасность продукции (химическую, радиационную, электрическую, биологическую, радиологическую и так далее). Применительно к пищевой продукции это, прежде всего, биологическая и химическая безопасность.

-перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования регламента и правила идентификации объекта технического регулирования;

-правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

-требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Требования к продукции, правилам упаковки, маркировки и ее нанесения, не включенные в технический регламент, не являются обязательными.

С учетом степени риска причинения вреда, в технических регламентах могут содержаться специальные требования. Например, таким случаем является маркировка продукции в целях защиты отдельных категорий граждан. К таким категориям относятся несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды. В технический регламент не могут быть включены требования к продукции, причиняющие вред жизни или здоровью, который накапливается при длительном использовании продукции. В таких случаях в технических регламент могут быть включены сведения, информирующие приобретателя о возможном вреде и факторах, от которых этот вред зависит и может увеличиваться или уменьшаться.

Технический регламент устанавливает также минимально необходимые и фитосанитарные меры в отношении продукции, полученных из отдельных стран или мест, в том числе ограничения ввоза, хранения, перевозки продукции.

Особо следует отметить то, что технические регламенты содержат требования к характеристикам продукции, а не к ее производству. То есть иначе говоря, технические регламент, например на колбасные изделия, должен включать перечень характеристик, достигнув которые производитель обеспечит их безопасность для потребителей. То, как он сделает такую продукцию, производитель решает сам.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.