Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы и приемы обучения пению





Задачи обучения пению

Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, что­бы помочь детям правильно понять содержание музыкальных обра­зов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колы­бельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять се надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бод­рость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, под­черкивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.

Основные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения, навыки, способствую­щие выразительному исполнению;

учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и само­стоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;



развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направле­ние движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотон­ное «гудение» у низко и неточно поющих детей;

помогать проявлению творческих способностей, самостоятель­ному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.

От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребен­ка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его ини­циативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

 

Певческие навыки и умения

 

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слег­ка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.



Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразо­вания, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выра­ботка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного воз­раста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершен­ство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма­лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.



Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чис­того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин­ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо­димо работать над развитием этого навыка.

Развитие певческих навыков и умений

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видо­изменяются по мере разучивания все более слож­ных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет. По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные при­меры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков.

К концу года дети должны уметь:

2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкаль­ным сопровождением наиболее простые песни;

средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);

старшая группа — петь с воспитателем без музыкального со­провождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль­ное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и дли­тельности; уметь во время пения сохранять правильную позу;

подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и ин­дивидуально, Сохраняя правильную осанку; слушать себя и дру­гих во время пения и исправлять ошибки; различать движе­ние мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать назва­ние нот (при использовании музыкальных инструментов — металлофонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас­положены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.

Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про­цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результа­тов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна­чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.

В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко­торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы­зывают необходимость развития этих навыков.

Методы и приемы обучения пению

В методике обучения пению важна предварительная подготов­ка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художествен­ные качества, обдумывает приемы разучивания и последователь­ность учебных заданий.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни —как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызы­вать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: перво­начальное ознакомление детей с песней и последующее разучива­ние, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам. -

Следует помнить, что выученная песня требует также неодно­кратного ее повторения, закрепления выразительного исполнения, а главное, умения самостоятельно применить в практике.

Разучиванию песни способствуют следующие приемы — вырази­тельное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нуж­ную интонацию и т. д.), словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Этим общим приемам неизменно помогают мастерство и умение каждого воспитателя.

 

Выразительное исполнение

Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песен.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понрави­лись детям.

Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей. Рассмотрим несколько удачных педагоги­ческих приемов. Например, педагог, стоя перед детьми, говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется прием косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,— говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание.

Нередко педагогу помогает обращенное к песне слово — краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчеркивающие основное содержание песни. Так, перед исполнением украинской народной песни «Веснянка» читают:

 

Идет весна желанная,

Все ожило кругом,

Мы песенку веселую

Весне споем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.